Психологическое сопровождение развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности (13.04.2009)

Автор: Набойченко Евгения Сергеевна

НАБОЙЧЕНКО ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АТИПИЧНЫМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ ВНЕШНОСТИ

19.00.07 – Педагогическая психология

(по психологическим наукам)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Екатеринбург - 2009

Работа выполнена на кафедре специальной психологии Уральского государственного педагогического университета

Научный консультант – доктор психологических наук, профессор

Глотова Галина Анатольевна

Официальные оппоненты – доктор психологических наук, профессор

Овчарова Раиса Викторовна

доктор психологических наук, профессор

Буторин Геннадий Геннадьевич

доктор психологических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы РФ

Кручинин Владимир Александрович

Ведущая организация – ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

Защита состоится «30» июня 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.06 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Автореферат разослан «__» мая 2009 года

Ученый секретарь диссертационного совета Лазарева О.Н.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что прогресс медицины позволяет жить и развиваться значительному числу людей, имеющих атипичные особенности анатомо-физиологической организации, что ставит перед психологической наукой и практикой вопрос: как сформировать нормальную, социально активную, творческую личность, если ее анатомо-физиологическую организацию медицина оценивает как патологическую, в частности, если атипичными являются анатомо-физиологические особенности внешности человека, такие как врожденная расщелина верхней губы и/или неба (ВРГиН). Актуальность проблемы обусловлена широкой распространенностью данной аномалии, занимающей первое место среди врожденных аномалий (Г.В.Долгополова, С.И.Блохина, 2005), а также тем, что взрослые люди с подобной внешностью составляют значительную часть трудоспособного населения в различных сферах профессиональной деятельности (промышленном производстве, науке, искусстве и т.д.).

Врожденные расщелины верхней губы и неба – это временные анатомические особенности, относящиеся к корригируемым нарушениям развития. В соответствии с используемыми в отечественной медицине стандартами и технологиями к возрасту двух лет данные атипичные челюстно-лицевые особенности устраняются полностью. При этом наряду с медицинским, хирургическим лечением, требуется значительная психолого-педагогическая и социальная работа, направленная не только на обеспечение человеку эстетически приемлемой внешности и речевой функции, но и, прежде всего, на социально-психологическую адаптацию ребенка и его семьи в обществе (А.В.Доросинская, 2002; А.В.Старшинова, 2002; Л.Т.Баранская, 2004; Н.В.Обухова, 2006).

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается в настоящее время рядом противоречий: 1) между стремительным развитием медицинских технологий, позволяющих значительному числу новорожденных, ранее обреченных на гибель, выжить и успешно развиваться не только как индивидам, но и как личностям, субъектам деятельности и индивидуальностям (Б.Г. Ананьев, 1968), и тем, что многие социальные установки, стереотипы, представления складывались в обществе в тот период, когда остро стояла проблема выживания человечества, и важно было с помощью разного рода социокультурных механизмов стигматизировать людей с атипичными анатомо-физиологическими особенностями; 2) между интенсивностью усилий, предпринимаемых представителями разных помогающих профессий – медиков, педагогов, психологов, социальных работников – в оказании помощи людям, имеющим атипичные особенности внешности, и нескоординированностью, разрозненностью этих усилий; 3) между тем, что на становящуюся личность с атипичными особенностями внешности негативные воздействия идут со стороны различных, в том числе и дискриминационных, составляющих формирующего пространства, и тем, что психологическая помощь носит чаще всего локальный характер, воздействуя лишь на небольшую часть формирующего пространства (отдельные тренинговые программы); 4) между той ролью, которую играет семья в развитии ребенка с врожденной расщелиной, и отсутствием знаний об особенностях такой семьи, ее проблемах, переживаемых психических состояниях, без чего невозможно оказать семье и ребенку качественную психологическую помощь.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что системное представление о развитии личности детей и подростков с ВРГиН в микро- (семья), мезо- и макросоциуме практически отсутствует.

Цель работы: разработать концепцию психологического сопровождения развития детей и подростков с ВРГиН на основе анализа проблем, возникающих у ребенка и его семьи в ситуации стихийно складывающегося формирующего пространства.

Объект исследования – развитие ребенка с атипичными особенностями внешности в формирующем пространстве.

Предмет исследования – закономерности и динамика развития детей и подростков с атипичными особенностями внешности (ВРГиН) в формирующем пространстве и разработка технологии психологического сопровождения этого процесса.

Гипотезы исследования составили следующие предположения:

1. Стихийно складывающееся формирующее пространство ребенка с атипичными особенностями внешности наполнено дискриминационными составляющими, имеющими социально-исторические и психологические причины.

2. В силу особенностей стихийно складывающегося формирующего пространства социо-эмоциональная сфера детей и подростков с атипичными особенностями внешности (врожденная расщелина) в большей степени отличается от социо-эмоциональной сферы сверстников без расщелины, чем когнитивная сфера.

3. Семья ребенка с атипичными особенностями внешности находится в психотравмирующей ситуации, что негативно сказывается на супружеских и детско-родительских отношениях.

4. Комплексное психологическое воздействие на развитие личности с атипичными особенностями внешности может быть реализовано в специализированном научно-практическом центре, способном осуществлять мониторинг всех составляющих формирующего пространства и их эффективное преобразование в интересах каждой конкретной личности.

5. Инициирующая и координирующая роль в таком научно-практическом центре, включающем в свой состав представителей разных помогающих профессий, принадлежит психологической службе, поскольку именно психологи, опираясь на современные знания о факторах, закономерностях и механизмах развития личности в социуме, владея методами диагностики реального процесса развития личности на различных его этапах, способны сформулировать отдаленные и ближайшие цели, предложить необходимые средства и технологии для эффективного воздействия на формирующее пространство личности с атипичными особенностями внешности.

Задачи исследования:

1. Анализ развития ребенка с атипичными особенностями внешности в условиях стихийно складывающегося формирующего пространства.


загрузка...