СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (13.04.2009)

Автор: Михеева Татьяна Борисовна

Михеева Татьяна Борисовна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Работа выполнена на кафедре филологии и искусства факультета гуманитарного образования ГОУ ДПО «Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

(РО ИПК и ПРО)»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Романова Наталья Николаевна

доктор педагогических наук, профессор Сорокоумова Валентина Николаевна

доктор филологических наук, профессор Шаклеин Виктор Михайлович

Ведущая организация:

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Защита состоится ___________2009 года на заседании Диссертационного совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. № 204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «___» ________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Попова Н. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В центре внимания современной системы языкового образования РФ стоит педагог-профессионал, способный обеспечить высокое качество образовательных услуг, направленных на формирование и воспитание личности учащегося, что, в свою очередь, является предпосылкой реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности. Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие самореализации человека, человек и его права как мера и критерий качества образования, образование как связь времен – вот те гуманистические ценности, которые являются основой педагогической деятельности.

В современных условиях переосмысления культурно-ценностных ориентиров в образовании безусловен рост требований к учителю, уровню развития его профессиональной компетентности. Недавняя основная функция педагога – быть только источником новой информации и транслятором предметных знаний – дополняется множеством других. В рамках современной системы образования осознается, что обществу нужен учитель, способный к проектированию и реализации социально-педагогических, социально-психологических, психолого-педагогических условий развития и становления человека. В настоящее время становится востребованным педагог с такой профессиональной компетентностью, которая позволила бы ему не просто осваивать новое содержание и технологии обучения, но и быть способным к осмыслению своей профессиональной миссии, построению личностно развивающего и культуросообразного взаимодействия со своими учениками. Эффективность профессиональной деятельности зависит от оптимального соответствия субъекта деятельности социальным потребностям, нормам, условиям протекания этой деятельности. Являясь адаптивной по существу, по направленности на учащегося, педагогическая деятельность остается многокомпонентной, самостоятельной, однако зависимой от условий своей реализации.

В законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», являющемся основным нормативным документом деятельности российской высшей школы, повышение квалификации рассматривается в контексте дополнительного, многоступенчатого образования как новой образовательной парадигмы, ориентированной на образование взрослых. С конца 90-х годов ХХ века система повышения квалификации начинает трансформироваться от информационно-инструктивного учебного процесса к практикоориентированному, личностно-деятельностному. Появляется новый признак непрерывного образования – рекуррентность – возвращение к уже известному знанию в новых, неизвестных условиях. В динамично меняющемся мире полученные знания быстро устаревают, и успешность профессиональной деятельности напрямую связана не только с обучением в вузе, но и со способностью (подготовленностью) учиться в течение всей жизни. В настоящее время идея непрерывного образования реализуется в таких формах, как

получение дополнительного образования;

профессиональная переподготовка, направленная на приобретение специалистом новой специальности или квалификации;

повышение квалификации, в ходе которой специалист развивает и совершенствует свою профессиональную компетентность.

Философия, филология и лингводидактика на рубеже двух столетий характеризуются определенной динамикой и концентрацией усилий ученых-исследователей, практиков на главном направлении – формировании системы научных и научно-методических взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, к обществу, друг к другу. Наука становится антропоцентричной. Появляются высказывания исследователей о глобальности концепции антропоцентризма (Базылев, 2007), порожденного нормой человеческого контекста, средой человека и его ноосферой Усиление антропоцентрического подхода в гуманитарном знании требует от учителя русского языка осознанного внимания к интеллектуальному, речевому и общекультурному развитию учащихся, процесс которого тесно связан с владением русским языком.

Результатом развития научных направлений стал факт рождения в середине ХХ века интегрированных дисциплин: психолингвистики, лингводидактики, лингвометодики, лингвистики текста, социолингвистики, лингвокультурологии и др. В настоящее время содержание науки и образования меняется в сторону интегрирования философской, культурной и лингвистической парадигм. Философы говорят о своевременности осознания абсолютной значимости языка, культурологи утверждают, что мы находимся на стадии становления нового, диалогического типа культуры, лингвисты ведут речь о новой философии языка. Для современных научных областей, в том числе - формирующих профессиональную компетентность учителя-русиста, филолога, характерны:

выход за пределы одной, конкретной области знаний;

интеграция, взаимопроникновение, взаимообогащение научных областей.

Все это опосредованно - через осознание учеными необходимости изменения содержания предметных курсов в высшем лингвистическом образовании - диктует иные требования к профессиональной компетентности учителя русского языка и в первую очередь – к учителю русского языка полиэтнической школы. Специфика профессиональной компетентности учителя-русиста полиэтнической школы заключается в сформированности его компетенций в такой степени, которая является достаточной для выполнения его профессиональных обязанностей в специфических условиях многонационального контингента учащихся.

Вышеперечисленные факторы обусловили необходимость подготовки учителя-русиста «широкого профиля», реализованной на глубоких и разносторонних междисциплинарных основаниях его профессиональной компетентности. Новому корпусу учителей русского языка полиэтнической школы нужен научный фундамент эффективности их деятельности. Именно поэтому проблема специализации учителей-русистов для работы в полиэтнической школе заслуживает отдельного внимания.

Актуальность диссертационного исследования

Многолетний опыт работы в системе повышения квалификации учителей позволяет автору констатировать противоречие между потребностью в системной педагогической поддержке личностно-профессионального совершенствования и самосовершенствования учителя-русиста в профессиональной деятельности и недостаточным уровнем изученности и реализации всего комплекса вопросов, связанных с такой поддержкой.

Отдельного внимания заслуживает проблема подготовки специалистов-словесников для работы в полиэтнических школах, где в одном классе обучаются дети-мигранты нескольких национальностей, имеющие языковые проблемы и зачастую испытывающие языковой и культурный шок при вхождении в русскоязычную среду. В этом случае на плечи именно учителя-русиста ложится дополнительный груз профессиональной ответственности не только за языковую подготовку таких детей, но и за создание комфортных условий для их адаптации и обучения в новых социальных условиях.

Специфика профессиональной деятельности учителя-русиста полиэтнической школы, изменение условий этой деятельности обусловили необходимость научно-теоретического исследования содержания его профессиональной компетентности. В реферируемом диссертационном исследовании предлагается авторское видение методической системы совершенствования профессиональной компетентности учителя-русиста полиэтнической школы и составляющих ее компетенций.

Актуальность проблемы совершенствования профессиональной компетентности учителя-русиста полиэтнической школы диктуется еще и противоречиями между:

- доминированием теоретико-методологических работ в области профессиональной готовности учителя-русиста к деятельности и потребностями педагогической высшей школы в разработке методик и технологий для практического использования при профессиональной подготовке специалиста;


загрузка...