Социально-трудовой потенциал современного российского общества: механизмы и способы управленческого воздействия (13.04.2009)

Автор: Кижеватова Валентина Александровна

В диссертации подчеркивается, что для полноценного функционирования рынка труда как фактора реализации СТП общества необходимо использовать опыт развитых стран по созданию институциональной основы развития национального рынка труда, что потребует, по мнению автора, принятия государственной программы «Национальный рынок труда».

Институциональное поле реализации СПТ общества в контексте развития национального рынка труда должно включать: соответствующую управляющую систему (Министерство труда Российской Федерации), системные законодательные акты и нормы регулирования (на уровне государства, отраслей и организаций); развитую инфраструктуру; регламенты взаимоотношений в правовых границах между субъектами рынка труда (работники и работодатели, профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); программы по преодолению асимметрии на рынке труда – структурной и поселенческой.

По мнению диссертанта, в многоуровневые программы (государственная, региональная, отраслевая) должны быть включены общественные и профессиональные объединения, бизнес-сообщества, а программы должны содержать выработку мер по регулированию рынков труда (национального, локального): установление адекватного гарантированного минимума заработной платы; наличие действенной системы коллективно-договорного регулирования отношений в сфере труда; отражать механизмы по повышению мотивации на труд и формирование ценностно-нормативных основ труда (через корпорации, профессиональные объединения, эффективный менеджмент и др.) и др.

В диссертации подчеркивается, что важно развивать горизонтальные, сетевые взаимодействия как между регионами, так и между различными органами федерального Центра, что повысит управляемость реализацией СПТ общества. В этой связи в диссертации приводятся данные результатов экспертного опроса, проведенного в 2007 году Центром региональной социологии ИС РАН (научный руководитель – В.В. Маркин), которые показали, что у различных субъектов РФ имеются различия в управленческих механизмах регулирования социально-трудового потенциала, в учете человеческого фактора в развитии региона (так, в этом контексте трудовой потенциал поставлен экспертами лишь на третье место).

Автор обобщает нормативно-правовые механизмы управления развитием социально-трудового потенциала общества, выявляет основные субъекты управляющей системы: государственные институты, международные организации (ООН, Всемирный банк, МОТ, Европейский союз и др.) и общественные структуры (общественные, профессиональные организации и бизнес-структуры и др.).

В диссертации приводится классификация социальных технологий регулирования социально-трудового потенциала, которая определяется государственными социальными приоритетами, и их реализация на различных уровнях (международном, национальном, региональном, отраслевом, локальном) и в основных сферах жизнедеятельности (экономической, социальной, социокультурной). На этих уровнях и в сферах используются методы прогнозирования, социодиагностики, моделирования, социального контроля. По выполнению функций они разделяются на прогнозирующие, информационные, обучающие, внедренческие и социального контроля. Технологии пересекаются и связывают различные уровни регулирования СТП общества, способствуют формированию единого институционального пространства его развития.

Диссертант подчеркивает, что на региональном уровне в силу экономических, социальных причин формируются и функционируют различные социальные практики, оказывающие регулирующее влияние на развитие качества социально-трудового потенциала: на государственном (службы занятости, социальной защиты, профессиональные союзы, трипаратизм и др.), отраслевом (профессиональные союзы, система подготовки и переподготовки кадров, социальное партнерство и др.) и на общественном уровне (кадровые агентства и службы, волонтерство, общественные и профессиональные организации, кадровый аутсорсинг и др.).

Автор отмечает, что в условиях глобализации и интеграции государство как центральный институт власти испытывает серьезные воздействия на современный правовой, нормативный и социальный порядок в трудовой сфере со стороны глобального общества, международных институтов, которые культивируют глобальные технологии по поддержанию стандартов жизнедеятельности.

Интеграция России в мировое сообщество обусловливает вхождение ее в международные организации, а также ратификацию конвенций, хартий, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, установления международных стандартов в области социальной защиты по условиям труда, уровню и качеству жизни (МОТ, ЕС, ЮНЕСКО) и др.

Одно из основных положений диссертационного исследования, включенное в концептуальные основы управления развитием СТП общества, заключается в том, что государственно-общественное управление его развитием осуществляется согласно государственных приоритетов, с привлечением общественных и профессиональных организаций и бизнес-сообщества. Их реализация осуществляется в рамках принятия национальных проектов по направлениям: «Здоровье нации», «Образование – кадры – технологии», «Уровень и качество жизни», «Национальный рынок труда».

В диссертации акцентируется внимание на том, что управленческое воздействие на развитие социально-трудового потенциала российского общества предполагает сосредоточение не только на процессах конструирования инновационных систем управления, но, прежде всего, формирование социокультурной основы регулирования СТП. Показано, что конструирование этой основы обусловливается историческим наследием, существующим социальным порядком, правовым и процедурным взаимодействием социальных акторов и является непростой задачей.

Социологические исследования, в том числе авторские, показывают, что пространство современной России пока не имеет сложившейся системы ценностных принципов и ориентиров, в обществе, культуре и трудовой сфере действует множество разноплановых и противоречивых по своему характеру тенденций. Так, в процесс социализации включены не только агенты, но и контрагенты (СМК, теневые структуры, коррупция и др.), которые способствуют распространению и институционализации неправовых трудовых практик. Как показывает практика и проведенный анализ данных исследований, развитие этих тенденций – результат низкого качества и исполнения трудового законодательства, слабо поставленного контроля трудовых отношений и недостаточной законопослушности работников, так как «субъективные формы профессиональной деятельности людей (поведенческие установки, навыки, мера самодисциплины и т.п.) задаются объективной логикой соответствующей социальной системой».

Автором отмечено, что изменения социально-трудовых практик не только зависят от реформирования социальных институтов, а опосредуются особенностями национальной культуры, нормами и ценностями труда, существенно зависят от принятия ценностей и культурных норм ресурсными и продвинутыми массовыми группами общества (молодежными и средними слоями).

В диссертации делается вывод о том, что для социокультурной основы управления развитием СТП общества органам государственного управления необходимо, привлекая гражданские институты, через социальные механизмы внедрять самоорганизующуюся практику, регламентирование ее отдельных звеньев, руководствуясь при этом ценностно-смысловыми ориентирами, закрепленными в отечественной культуре, учитывая, с одной стороны, сохранение культурного наследия, с другой – развитие общества по инновационному пути.

Анализ особенностей трудовой социализации, становления корпоративной культуры, функционирования человеческого и социального капитала в обществе позволил диссертанту сформулировать задачи по формированию социокультурной основы управления развитием социально-трудового потенциала российского общества и концептуализировать современную социокультурную стратегию управления СТП общества. Эта стратегия, по мнению автора, должна предусматривать: создание института социализации (семья, СМК, система образования, институт досуга, институт наставничества, социальной защиты и др.), института корпоративной культуры, внедрение рациональных норм труда, формирование человеческого (здоровой, образованной нации, высокого уровня и качества жизни и др.) и социального капитала (неформальные социальные нормы, степень доверия индивидов общественным институтам и др.) на различных уровнях и др. Взаимодействие и взаимовлияние акторов на этих уровнях порождают синергетический эффект. При этом технологии РR и социального маркетинга входят в управляющую структуру СТП общества, обеспечивают коммуникативный процесс, где важны диффузный и иные эффекты управляемого воздействия, играющие первостепенное значение при продвижении идей корпоративной культуры и рациональной этики.

В Заключении даны выводы и обобщения по материалам диссертационного исследования, аккумулируются положения, представленные в главах диссертации, сформулировано решение научной проблемы.

В результате исследования автором акцентировано внимание на выделении в предметном поле социологии управления объекта научного изучения – социально-трудового потенциала общества. Определена социологическая сущность социально-трудового потенциала общества как совокупность действительного (реального) и потенциально возможного труда различных социальных групп, которые определяют его качество и количество, реализуемые при взаимодействии и целевой установке по его воспроизводству, использованию и развитию.

Автор рассматривает социально-трудовой потенциал общества как результат трансформаций социально-трудовых отношений и изменений в социально-демографических, социально-экономических, институциональных, социокультурных процессах.

В результате проведенного исследования автором для решения проблемы предложена система мер по оптимизации управления развитием социально-трудового потенциала российского общества в современных социально-экономических условиях. Определены перспективы изучения социально-трудового потенциала общества в предметном поле социологии управления как объекта научных исследований. Намечены пути дальнейшего анализа проблем, затронутых в диссертационном исследовании.

Основное содержание диссертационного исследования изложено в следующих публикациях автора:

Монографии

1. Кижеватова В.А. Регулирование социально-трудового потенциала современного российского общества: социолого-управленческий анализ [Текст]: моногр. – Ульяновск, 2007. – 136 с. (8,6 п.л.).

2. Кижеватова В.А Социально-трудовой потенциал современного российского общества: структура, факторы и практики развития [Текст]: моногр. – Ульяновск: УлГУ, 2007. – 446 с. (24,3 п.л.).

3. Кижеватова В.А. Адаптация населения в трансформируемом обществе: анализ, прогнозы (региональный аспект) [Текст]: моногр. – Ульяновск: УлГУ, 2002. – 175 с. (9,01 п.л.).

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК России

4. Кижеватова В.А. Институциональный подход к регулированию социально-трудового потенциала российского общества [Текст] // Человек и труд. – 2008. – № 6. – С. 47-49 (0,3 п.л.).

5. Кижеватова В.А. Модернизация образования: общенациональная и региональная проекция [Текст] // Образование и социология. – 2008. – № 7. – С. 16-23 (в соавт. с В.В. Маркиным, авт. – 0,6 п.л.).

6. Кижеватова В.А. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала [Текст] // Власть. – 2008. – № 4. – С. 56-60 (в соавт. с В.В. Маркиным, авт. – 0,4 п.л.).

7. Кижеватова В.А. Социальная диагностика трансформации социально-трудового потенциала российских регионов как инструмента управления [Текст] // Регионология. – 2008. – № 2. – С. 216-221 (0,3 п.л.).

8. Кижеватова В.А. Социально-трудовой потенциал общества: подходы к изучению и регулированию [Текст] // Человек и труд. – 2007. – № 11. – С. 47-49 (0,5 п.л.).

9. Кижеватова В.А. Средний класс как ресурс качественного воспроизводства социально-трудового потенциала общества [Текст] // Регионология. – 2006. – № 4. – С. 211-217 (0,2 п.л.).

10. Кижеватова В.А. Самоорганизация социокультурного пространства провинциального социума [Текст] // Социологические исследования. – 2006. – № 12. – С. 127-128 (0,3 п.л.).

11. Кижеватова В.А. Модернизация образования как условие развития трудовых ресурсов [Текст] // Человек и труд. – 2007. – № 3. – С. 63-67 (0,4 п.л.).

12. Кижеватова В.А. Общественное мнение в фокусе «спирали молчания» [Текст] // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2006. – № 2. – С. 30-36 (0,5 п.л.).

Основные материалы в аналитических сборниках и материалы конференций по теме диссертации

13. Кижеватова В.А. Трудовая миграция в развитии социально-трудового потенциала [Текст] // III Всерос. Соц. конгресс «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» [Тезисы]. М – 2008. – (0,2 п.л.).

14. Кижеватова В.А. Управленческий механизм государственно-общественного регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Текст] // Вторая Всерос. науч. конф. «Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии» [Материалы] / редкол. А.В. Тихонов (отв. ред.) и др. – М.: ИС РАН, 2008. – С. 133-139 (в соавт. с В.В. Маркиным, авт. – 0,3 п.л.).

15. Кижеватова В.А. Социальная политика в регулировании процессов формирования, использования и развития трудового потенциала общества [Текст] // Проблемы социальной защиты населения: Всерос. науч. конф. [Материалы]. – Пенза, 2008. – С. 5-7 (0,2 п.л.).

16. Кижеватова В.А. Регулирование национального рынка труда в развитии трудового потенциала российского общества [Текст] // Совершенствование системы управления организаций в современных условиях: Всерос. науч. конф. [Материалы]. – Пенза, 2008. – С.8-9 (0,2 п.л.).

17. Кижеватова В.А. К вопросу о регулятивном механизме формирования, использования и развития социально-трудового потенциала в обществе [Текст] // Пути реформирования социально-экономической модели трансформирующейся России: Всерос. науч. конф. [Материалы]. – Пенза, 2008 (0,2 п.л.).


загрузка...