Правовое регулирование отношений по  обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) (13.04.2009)

Автор: Галаганов Владимир Петрович

Галаганов В.П. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов: учебное пособие. – М.:АТИСО.– 2003. – 1,16 п.л.

Галаганов В.П. Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации: учебное пособие. Часть 1. – М.:АТИСО.– 2000. – 6,0 п.л.

Галаганов В.П.Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации: учебное пособие. Часть 2. – М.:АТИСО.– 2000. – 6,9 п.л.

Галаганов В.П. Опыт Норильского городского отдела социального обеспечения Красноярского края по организации работы с лицами, ответственными за подготовку и представление документов трудящихся на пенсию. – М.: ЦБНТИ МСО РСФСР, 1979. – 1,2 п.л.

Научные статьи, опубликованные в прочих изданиях:

41. Галаганов В.П. Принципы права социального обеспечения как основа развития отрасли // Российский ежегодник права. – 2006. – № 2. – 0,9 п.л.

42. Галаганов В.П. Корсаненкова Ю.Б. О некоторых противоречиях в правовом регулировании отношений по обеспечении. работников пособиями по временной нетрудоспособности // Вопросы трудового права. – 2006. № 10. – 0,2 п.л. (вклад автора 0,1 п.л.).

43. Галаганов В.П. К вопросу об использовании понятия непрерывный стаж // Вопросы трудового права. – 2006. № 10. – 0,2 п.л.

44. Галаганов В.П. О гарантиях права на социальное обеспечение по Конституции Российской Федерации // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции – М.: РосНУ, 2006. – 0,2 п.л.

45. Галаганов В.П. Функции социального обеспечения и функции социального государство: предназначение и реальность // Материалы научной конференции. М.:АТИСО.– 2003. – 0,5 п.л.

46. Галаганов В.П., Куприян С.В. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой как субъекты распределительных отношений // Материалы научной конференции. М.:АТИСО.– 2003. – 0,4 п.л. (вклад автора 0,2 п.л.).

47. Галаганов В.П. О некоторых причинах, влияющих на уровень обеспечения граждан в порядке обязательного социального страхования // Вестник государственного социального страхования. – 2002. – № 9 (21). – 0,2 п.л.

48. Галаганов В.П. Новый закон о пенсиях. Каким ему быть? // Социальное обеспечение. – 1989. – № 3. – 0,8 п.л.

49. Галаганов В.П. Отдельные аспекты совершенствования применения законодательства о пенсиях / Вопросы совершенствования социального обеспечения. – М.: НИИ труда, 1987. – 0,8 п.л.

50. Галаганов В.П. Пенсионное обеспечение работников просвещения: учебное пособие. – Вильнюс: Республиканский институт усовершенствования учителей, 1987. – 1,5 п.л.

51. Галаганов В.П. Льготное пенсионное обеспечение трудящихся Норильского промышленного района / Вопросы социального обеспечения. – Красноярск, 1980. – 0,8 п.л.

При отсутствии таких учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций – на счетах, открываемых в кредитных организациях, отбираемых на конкурсной основе фондами в порядке, установленном федеральными законами от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

Право на обязательное социально-страховое обеспечение, в качестве элемента правового статуса застрахованных лиц, рассматривается как выражение правовых возможностей, адресуемых им как субъектам права. В пределах равных возможностей лицо может приобрести субъективное право на соответствующий вид социально-страхового обеспечения. Однако для этого требуется наступление определённых юридических фактов, а лицо должно обладать видовой социально-страховой правоспособностью. Поэтому данное право таких лиц представляет собой потенциальное состояние их субъективного права на соответствующий вид социально-страхового обеспечения, а видовую правосубъектность лиц законодатель связывает с трудовой правосубъектностью наёмного работника и гражданской правосубъектностью лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Исключение составляет социально-страховая правосубъектность лиц в обязательном медицинском страховании, где правоспособность возникает с рождения, а дееспособность — одновременно с трудовой или гражданско-правовой дееспособностью.

В качестве таких элементов выделяются: бюджетный процесс; источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов; установление тарифов страховых взносов; расходование денежных средств бюджетов фондов и отчеты об их исполнении; условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов; государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования.

Оно, по мнению диссертанта, включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений в этой сфере. В широком смысле понимается существующий порядок отношений по рассматриваемому страхованию, который поддерживается с помощью экономических, юридических и организационных мер. Первые из них проявляются в особом, страховом характере отношений, связанных с формированием финансовой основы системы данного страхования, и её финансированием. Юридические меры означают правовые средства поддержания должного порядка рассматриваемых отношений. Организационные средства поддержки отношений по обязательному социальному страхованию должны проявляться в ограниченном вмешательстве в него государства и лишь только в лице законодательных органов.

Хотя ещё в 1998 году Счётная палата РФ в Аналитической записке по результатам ревизии ФСС РФ и проверок его региональных отделений отмечала, что Фонд по-прежнему не имеет основополагающего закона, который определял бы его статус и направления деятельности.... Отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом...» / Не опубликован в печати.

Принцип парафискальности означает, что система обязательного социального страхования должна быть отделена от государства в том смысле, что оно не занимается ни сбором социальных страховых отчислений, ни распределением или перераспределением этих средств. Страховые платежи не должны поступать в федеральную государственную казну, а непосредственно в кассы (парафиски) региональных фондов. На них законодательно возлагаются функции единого сбора страховых взносов, контроля за полнотой их поступления и пр.

Такой подход обусловлен экономической природой обязательного социального страхования, неразрывно связанной с такой экономической категорией, как цена рабочей силы на рынке труда. Расходы работодателя в виде страховых платежей на обязательное социальное страхование – это часть её стоимости.

В данном случае о производности данных отношений говорится в межотраслевом разрезе – финансовые и организационно-управленческие отношения, будучи частью отношений по обязательному социальному страхованию, связаны с трудовыми отношениями через обязанность работодателя как страхователя вносить страховые платежи за работника как застрахованного лица

В настоящее время Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» при наличии в нём 29 статей содержит более 47 бланкетных и 6 отсылочных норм. Поэтому говорить о его регулятивной роли как об акте, содержащем потенциал для воспроизведения новых норм, не приходится.

Подтверждением необходимости принятия такого тематического системообразующего федерального закона также свидетельствует статистика принятых с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2008 г. 452 нормативных правовых актов, содержащих нормы об обязательном социальном страховании, в том числе: федеральных законов – 47; указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ – 59; нормативных актов Минтруда РФ и Минздравсоцразвития РФ – 101; ПФР – 41; ФСС РФ – 202; ФФОМС – 8 (у него появились полномочия, свойственные государственному органу, а не учреждению. Они не отражены в его уставе. Этим и объясняется незначительное число принимаемых этим фондом нормативных актов).

Конституционный Суд РФ в Определениях от 3 февраля 2000 г. № 22-О и № 182-О подчеркнул, что «ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой». При этом Конституционный Суд РФ также указывает на то, что Конституцией РФ не определяется и не может определяться иерархия нормативных правовых актов внутри одного их вида, в данном случае – федеральных законов. // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2000. – № 2.


загрузка...