Концепция информационно-аналитического обеспечения в системе управленческого учета корпоративных образований (13.04.2009)

Автор: Федорович Татьяна Владимировна

Рыночная капитализация MVS

Предпринимательская прибыль Pen

Рыночная оценка активов компании AVm

Обязательства компании LB Баланс, сумма итогов разделов «Текущие обязательства» и «Долгосрочные обязательства» Ф.1, сумма итогов раздела IV и

раздела V

Стоимостная оценка гудвилла PVg

экономической системы, характеризует отношения бизнеса на национальном уровне, в которые интегрированы корпоративные отношения между участниками (собственниками, менеджментом, кредиторами и государством). Такой подход расставляет акценты в обосновании системной эффективности на соответствие целей общесистемным критериям роста капитала.

Достижение системной (стратегической) эффективности направлено на гармонизацию корпоративных интересов участников:

– системная эффективность для собственников (акционеров) предполагает получение дохода для сохранения инвестиционной привлекательности КО;

– системная эффективность для кредиторов предполагает получение дохода, достаточного для полного и своевременного исполнения обязательств КО перед ними и для сохранения его платеже– и кредитоспособности;

– системная бюджетная эффективность предполагает получение дохода, достаточного для уплаты всех видов налогов и платежей в соответствии с действующим законодательством;

– системная стратегическая эффективность предполагает способность получать доход, обеспечивающий темпы роста собственного капитала КО, достаточного для сохранения конкурентоспособности в перспективе и создания резервов внутренних накоплений для стратегического развития.

Системная эффективность, таким образом, основывается на гармонизации экономических интересов всех участников корпоративных отношений. Результатом усиления системной эффективности бизнеса является дополнительный экономический эффект, полученный от повышения внутренней самоорганизации бизнес-системы, который в современных условиях глобализации становится одним из основных факторов повышения конкурентоспособности. В этом случае синергия представляется как стратегическое преимущество, возникающее при сосредоточении в одной крупной организационной структуре экономических интересов нескольких участников и ресурсного потенциала нескольких субъектов хозяйствования (дочерних и зависимых организаций), стратегически связанных между собой единой целью. В крупных отечественных корпоративных структурах – вертикально интегрированных холдинговых группах – наличие существенной синергии требует текущего и стратегического анализа факторов операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, информационной основой которого выступают консолидированная финансовая отчетность и прогнозы развития. Предлагаемый подход к типологизации синергии представлен в табл. 3.

Таблица 3 – Формы проявления синергии в вертикально-интегрированных корпоративных образованиях

Вид синергического эффекта Причины возникновения

Операционная синергия:

проявляется в увеличении доходов и в снижении расходов Обусловлена оптимизацией постоянных затрат, повышением операционной эффективности при разделении видов деятельности в технологической цепочке, функционированием единой логистической информационной системы, включающей подсистему производственной логистики, направленную на выработку единой политики в области использования основных средств, оптимизации закупок сырья и материалов, проведения обучения персонала

Синергия продаж:

проявляется в минимизации трансакционных издержек Обусловлена созданием подсистемы логистики распределения, для которой характерны: минимизация затрат по продвижению товаров и затрат по контрактам, совершенствование ценообразования и маркетинга, исключение перенасыщения рынка, оптимизация продуктового ряда, оптимизация клиентских связей, выигрыш за счет маржи дистрибьюторов

Финансовая синергия:

проявляется в повышении финансового рейтинга, рационализации структуры капитала и доступности источников финансирования Обусловлена доступностью обширного круга источников финансирования текущей деятельности и развития, их относительно низкой стоимостью, нежели для недиверсифицированного и неинтегрированного бизнеса; снижением волатильности доходов и рисков; наличием возможностей осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов и применения реальных опционов. При вертикальной интеграции выявляется эффект трансфертных цен и экономия на налогах, что в свою очередь, отражается на росте стоимости корпорации. Материнская компания обеспечивает консолидацию ресурсов на важнейших направлениях деятельности, переток капитала из одной организации-участницы КО в другую с целью оптимизации бизнес-портфеля и увеличения капитализации КО

Инвестиционная синергия: проявляется в экономии инвестиционных ресурсов Обусловлена высоким инвестиционным рейтингом, инвестиционной мощностью и активностью КО, оптимизацией инвестиционных возможностей, обеспечивающих реализацию стратегии наращивания стоимости

Информационная синергия: проявляется, в первую очередь, в эффективности рынка ценных бумаг Вызвана наличием единой информационной системы, широкой доступностью информационных каналов и их эффективностью, возможностью получения достоверной и полной информации о конкурентах и о национальном и международных фондовых рынках и региональных бизнес-инициативах

6. Рекомендации по использованию в процессе анализа и прогнозирования в качестве их информационного обеспечения системы бухгалтерских балансов и их дескриптивных моделей, представляющих большую объективность для целей принятия экономических решений, и определение в контексте основных положений концепции прибыли информационной значимости различных показателей отчета о прибылях и убытках для основных групп участников корпоративных отношений.

Бухгалтерский баланс как финансовая модель является основным информационным источником, характеризующим КО как участника экономических отношений. В этой связи исходя из критерия существенности статей и показателей баланса и удовлетворения запросов пользователей на основе предложенного методологического подхода рекомендованы дескриптивные модели агрегированного аналитического (прогнозного) баланса для российской отчетности и для отчетности, составленной по международным стандартам, и предложена новая классификация балансов, представляющих наибольшую значимость для принятия экономических решений. Классификационными признаками выступают: время (период) составления, реорганизация или реструктуризация организации (смена организационно-правовой формы), тип хозяйствующего субъекта, функциональное назначение, цели анализа, применяемые оценки статей баланса, характер деятельности организации, порядок группировки статей.

В контексте основных положений концепции прибыли определена с долей условности информационная значимость того или иного показателя прибыли как наиболее приоритетного результирующего показателя деятельности КО для основных групп участников корпоративных отношений (табл. 4).

Стратегическое управление консолидированной прибылью КО требует качественного информационного обеспечения и соответствующего инструментария для обоснования стратегических решений и предполагает реализацию основной цели финансового управления – постоянного прироста рыночной стоимости имущественного комплекса КО, то есть увеличения его капитализации.

Таблица 4 – Показатель прибыли как финансовый результат с позиций различных групп участников корпоративных отношений

Группа участников Показатель прибыли в РСБУ и (МСФО) Информационная значимость

показателя

Собственники

(акционеры) Нераспределенная прибыль отчетного периода

(Чистая прибыль, прибыль после налогообложения) Источник резервного капитала (в соответствии с законодательством)

Источник резервов и фондов, предусмотренных учредительными документами

Источник выплаты дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям

Источник реинвестированной прибыли

Кредиторы,

инвесторы и другие контрагенты Прибыль от

продажи

(Прибыль от операционной деятельности) Источник покрытия постоянных финансовых расходов (проценты по кредитам и займам, лизинговые платежи)


загрузка...