Развитие субъекта постдипломного профессионального образования в условиях современных проблем глобализации (13.04.2009)

Автор: Беляков Владимир Васильевич

Во-вторых, исходя из доминанты человека, как основной идеи образования, образовательный процесс системы ППО строится на основе учета особенностей всей предшествующей профессионально-педагогической практики слушателя.

В-третьих, в рамках расширенного толкования диалога получает практическую реализацию идея «тьюторского сопровождения» каждого слушателя со стороны преподавателей и методистов ППО, а также других слушателей и самого себя.

В-четвертых, образовательный процесс ориентирован не на передачу готовых знаний, не на характеристику сформировавшихся объектов, а на системный анализ и синергетический синтез совокупности процессов, происходящих в системе образования, которые постоянно меняются, преобразовываются.

Глобализация социокультурных процессов и явлений разной направленности формирует единый мир, единое информационное и образовательное пространство, способствует взаимопроникновению и взаимообогащению культур. Культура является той средой, в которую человек попадает с момента своего появления на свет, окружает его своими специфическими предметами и способами действия с ними (культурными фактами), задает основания своих «про-образов.

Первоосновой современной картины мира постепенно становится сам человек, а в ее центр помещается главное в нем - его экзистенция (индивидуальная сущность). Он вынужден искать опору, прежде всего, в себе, а это требует серьезной мыслительной работы по соотнесению не только своих желаний и возможностей, но и нахождению глобального (всеобщего) смысла своего существования. Про-образом» в ППО становится самостоятельный субъект, способный к ответственному выбору. Движение к такому «про-образу» возможно в том случае, если образуемый ставится в центр образования. Реально это может проявиться в том, что от самого образуемого будет зависеть направленность и характер всего образовательного процесса. Адекватность образовательного окружения образовательной среде (современной культуре) рассматривается в исследовании качестве определяющего фактора институционального влияния на систему ППО. В этой связи можно предположить, что пути преодоления кризиса современного высшего и ППО необходимо искать в направлении достижения как можно большего соответствия образовательной среды и образовательного окружения на глобальном уровне.

Временная неопознанность глобализации как процесса имеет и свое положительное значение, аккумулируя в себе творческий потенциал научных исследований в направлении поиска все новых и новых теоретических конструкций и моделей. Глобализация находится на начальном этапе своего развития, ее плоды только начинают вызревать, ее тенденции только начинают проявляться. Поэтому в исследовании основная ставка делается на анализе действительных проявлений глобализации в системе ППО, которые успели приобрести значимый характер уже в настоящее время, с тем, чтобы избежать существенного соскальзывания в область фантазии.

В связи с огромным разбросом экономических, политических, культурологических и других пристрастий в современной мировой науке, единого общепризнанного определения глобализации пока не существует, а имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер. Поэтому, интерпретируя глобализацию, динамику развития ее тенденций, как нам представляется, необходимо придерживаться трех основополагающих методологических моментов:

глобализацию нельзя рассматривать в отрыве от локальных процессов, которые она в значительной степени провоцирует и активизирует;

важно избегать крайностей: с одной стороны, чрезмерной эйфории и забегания вперед, а с другой – излишней «демонизации» глобальных процессов и проблем;

в качественном отношении глобализация не является принципиально новым процессом в мировой истории. Поэтому речь в большей степени идет о количественных изменениях, приобретающих иные формы. В связи с этим использование термина «глобализация», без указания на объект глобализации, теряет смысл.

Никто сегодня не станет отрицать, что глобализация – это объективный процесс и в научной литературе уже получили освещение ее проблемы специалистами различных областей. Однако пока еще недостаточно работ социокультурного плана и остаются без ответа нижеследующие вопросы:

как будут взаимодействовать различные культуры и решаться проблема идентичности ее субъектов?

как воздействуют социокультурные механизмы на планетарное развитие?

какова роль отводится человеку и системе образования в развитии глобального мира?

В этой связи представляется, что основной целью социокультурного анализа глобальных процессов в сфере ППО будет выявление образовательных потребностей, существующих в обществе и их интерпретация для дальнейшего выполнения посреднических функций между социокультурными движениями и наднациональными сообществами. Имеется в виду, что в основе существования и развития любой культуры, общества лежат базовые системы ценностей, традиции, нормы, правила, стандарты поведения, культурные коды, символы и образы, выступающие связующим ядром культуры. Тесно связанные между собой, они формируют единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми, определяют приоритеты и векторы дальнейшего развития.

Таким образом, глобализация представляет собой сущностное единство двух взаимосвязанных процессов – собственно глобализации и локализации, где локальное формируется под воздействием глобального. Однако должен иметь место и обратный процесс взаимовлияния. Именно подобный вариант, в своем идеальном выражении, составляет сегодня основу постмодернисткой модели развития системы ППО и всего образования в целом.

Анрополого-андрагогический аспект соотношения глобального и локального в исследовании основан на представлении о том, что эти два взаимосвязанных процесса рассматриваются как всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил субъекта, обретения им образа человеческого во времени и пространстве культуры; человека, способного к самообразованию, профессиональному совершенствованию и саморазвитию. Именно в этом случае настоящий аспект развития глобальных и локальных образовательных тенденций в системе ППО, с точки зрения современного понятийно-категориального аппарата, будет сведен к представлению о ней как о системе разного рода типологических знаний о практике выращивания и развития «собственно субъектного в человеке» и органическое вплетение этой практики в процесс совершенствования профессиональной и всех других видов деятельности на глобальном уровне.

С позиций гуманизации и гуманитаризации системы ППО, введение представлений об антропо-практике, практике «вочеловечивания человека» а не только о практике освоения знаний, умений, навыков и компетенций становится совершенно очевидным.

Одним из безусловных глобальных вызовов нашего времени является требование прямого профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства именно человеческого в человеке. Несомненно, что из всех сфер общественной жизни именно образование и, прежде всего, развивающее образование, пытается решить эту проблему не утилитарно, а по существу. И если говорить об общих универсалиях, которые порождает глобализация, то именно образование действительно должно стать универсальной формой становления и развития базовых и родовых способностей человека. Тех способностей, которые позволяют ему быть человеком и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего, - быть подлинным субъектом культуры и исторического (глобального) действия, а главное – субъектом своей собственной жизни.

Предполагая то или иное направление развития глобальных и локальных образовательных тенденций в системе ППО, мы имеем некоторые основания представить, что универсальные сущностные силы человека в контексте выше обозначенных онтологических оснований в их концентрированном виде можно обозначить следующим образом:

в пространстве деятельности – это субъектность;

в пространстве сознания – это рефлексивность;

в пространстве общности – коммуникативность.

Локальное в этом соотношении сводится к тому, что происходит специальная работа в пространстве субъектной реальности человека, которую необходимо организовывать. Эта работа ориентирована на то, что субъектная реальность во всех ее возможных проявлениях и измерениях задается пространством встречи с культурными фактами, пространством событийной общности, пространством совместно-распределительной деятельности, пространством рефлексивного сознания. Именно в такого рода атмосфере может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких жизненных и образовательных ситуаций, в которых оказывается возможным развитие собственной субъектности и подлинно личностное самоопределение слушателя, авторство собственных осмысленных действий. В такой практике наиболее возможным становится развитие автономии и самодетерминации человека, его саморазвитие и самообразование.

Как показала логика нашего исследования, системообразующим моментом в анализе соотношения традиций и инноваций в развитии системы ППО в глобальном масштабе следует рассматривать построение новой концепции образования взрослых. В качестве основы данной концепции предлагается рассматривать позицию, определяющую, что жизнь субъекта образования следует представлять как непрерывную цепь актов самореализации и самовыражения посредством, прежде всего, профессиональной деятельности.

В связи с этим, центральной задачей системы ППО следует считать – оказание необходимой помощи в развитии у субъекта позитивного индивидуального самовыражения и обретения своей самости, то есть, обеспечение необходимых условий развития личности и переход этого процесса в режим саморазвития. В рамках концепции осознанной саморегуляции развивается такое системное качество педагога как «эффективная самостоятельность», имеющее регулятивную основу.

Однако сегодня недостаточно ставить в центр образовательной парадигмы субъекта с его интеллектуальными способностями, системой личностных ценностей, нравственных и волевых качеств, так как такое понимание предполагает, что все перечисленные его качества – это лишь возможности развития человека, для реализации которых необходима серьезная внутренняя работа самой личности. Образование есть подлинно историческое событие, сохраняющее и развивающее все то, с чем оно соприкасается, а не культивирование чего-то данного. Вполне естественно, что возможности повышения квалификации педагогов на основе преимущественно традиционного содержания обучения, к сожалению, весьма ограничены.

Проблема готовности и способности педагога к профессиональной деятельности в новых условиях очень остро ставит вопрос о новом методологическом уровне образовательного процесса системы ППО, основанном на компетентностном подходе. Вместе с тем ясно, что компетентностная ориентация не может отрицать прежнюю, «знаниевую» или квалификационную ориентацию, а формируется и развивается на ее основе.

Противоречия в соотношениях традиционного и инновационного в системе ППО на уровне развития глобальных и локальных тенденций особенно ярко наблюдаются в связи с вхождением российской системы образования в Болонский процесс и характеризуются тем, что правила поведения, нормы и ценности постиндустриального общества, в которое мы вступаем, описываются в моделях социальной рыночной экономики, моделях и стратегиях менеджмента, в то время как отечественными институтами образования не совсем адекватно воспринимаются эти образцы и способы в качестве стратегических в их образовательной политике. Чтобы образовательный менеджмент стал реальным институтом новой образовательной стратегии, необходимо освоить, сделать своими нормы, ценности, традиции культуры нового, постиндустриального общества, в котором положение человека не сводится к роли агента экономического рынка, а к субъекту институционального проектирования. Для системы ППО принципиально важным является тот факт, что образовательный менеджмент имеет дело с людьми, уже получившими определенное образование и воспитание, со сформировавшимися ценностями и, стало быть, личность каждого из них, в данном аспекте, предстает как индивидуальная, иерархическая структура ценностей.

Глобальное расширение рынка образовательных услуг, повышение их качества, применительно к системе ППО, приведет к существенным изменениям в структуре ценностей, которые будут сводиться к тому, что:

- у потребителей образовательных услуг укрепится желание в экономии личного времени для творческого развития и реализации своих способностей и повышения квалификации;

- в результате совершенствования личной и деловой культуры педагогов, использования новых информационных возможностей (дистанционное образование), станут более активными их попытки в продвижении по карьерной лестнице;

- качественные образовательные услуги будут использоваться педагогами для творческого и эмоционального удовлетворения, для создания более глубоких и сложных интеллектуальных и творческих продуктов.

На этом основании предполагается, что культура управленческой деятельности (менеджмента) помогает сделать поведение педагога ценностно-ориентированным, то есть, формирует и развивает у него новое социальное качество цивилизованного работника, вполне сознательно реализующего себя в профессии. Представляется, что данное качество открывает еще одну существенную характеристику выдвинутого в исследовании понятия «личностно-значимая профессионально-педагогическая деятельность» и позволяет представить его еще более целостно и объективировано, как выступающего в качестве системообразующего компонента всей совокупности результатов прохождения слушателем курсовой подготовки.

Сегодня наблюдается явная неготовность многих специалистов-практиков от образования к решению сложных проблем в условиях ситуации нестабильности и неопределенности. Насыщение системы образования компьютерной техникой, изменение критериев качества образования, переход учреждений образования в режим автономного функционирования и развития, на новый хозяйственный механизм, создает социально-профессиональные предпосылки для использования в системе высшего и ППО культурно-технологической модели подготовки и переподготовки специалистов нового типа, содержащей в себе выше изложенные позиции.

Прежняя концепция предметно-ориентированного профессионального образования уже не соответствует задачам подготовки нового типа работника-гражданина. Альтернативой выступают модели социально-ориентированного или профессионально-ориентированного образования, предполагающие активную позицию обучаемого. Таким образом, сущность новой концепции ППО и образования в целом, – ее человекоцентризм, то есть, обеспечение субъекту условий для саморазвития, самоорганизации и самореализации в профессиональной деятельности, в творчестве и других формах деятельности, которые он сам сознательно для себя выбирает. Новая концепция предусматривает не воздействие на личность, а вовлечение ее в качестве активного действующего лица в процессы работы с информацией, процессы деятельности, втягивания в культурную среду группы, корпорации, глобального сообщества, в процессы развития себя, социокультурной среды, выступающей в виде ценностей, норм и правил группы, организации, профессионального окружения.

В гл. 3 "Образовательный процесс системы постдипломного профессионального образования как модель построения самоорганизуемой деятельности субъекта" обсуждаются методологические и теоретические позиции, связанные с моделированием содержания, рассмотрением способов функционирования и развития образовательного процесса системы ППО как модели построения самоорганизуемой деятельности субъекта на основе синергетической методологии и в контексте глобальных проблем.

Изменения, происходящие в содержании и способах построения образовательных систем в нашей стране и за рубежом, обусловлены необходимостью его гуманизации, субъектности и самостоятельности, активности и толерантности. Этим определяются и особые требования к ППО, которое призвано устранять недостатки предыдущих ступеней образования, вносить в него коррективы в соответствии с новыми требованиями.

Сегодня совершенно очевидно, что экстенсивный способ гуманизации и гуманитаризации системы ППО явно нуждается в дополнении его интенсивным, так как главное - атмосфера, стиль отношений «обучающий - обучающийся». Если же ограничиться экстенсивным, то стиль этих отношений не подвергнется сколь-нибудь радикальному изменению и в нем будет явно недоставать самоорганизационных начал в деятельности его субъектов. Речь идет о гуманизации и гуманитаризации образования не столько в логике учебных предметов, сколько в логике образовательного процесса как такового.

Роль принципов в построении содержания системы ППО, с точки зрения синергетических позиций, выполняют, прежде всего, образцы нового мышления, содержащие в себе новое знание о самоорганизации в деятельности субъекта и саморазвитии открытых нелинейных систем. Одновременно, идеи синергетики не стоит рассматривать в качестве непосредственного руководства к действию во всех без исключения случаях, а видеть в них один из серьезнейших методологических способов взгляда на проблему.


загрузка...