Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста (13.04.2009)

Автор: Бабунова Елена Семеновна

Организациционно-методический блок Функция: организационно-методическое обеспечение педагогической стратегии становления ЭО личности Субъекты: педагоги, дети старшего дошкольного возраста Организационно-педагогические условия Методы Формы

Педагоги Дети Педагоги, дети дошкольного возраста Педагоги Дети

1)создание и реализация программно-методического обеспечения пед. стратегии ЭО; 2) создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ; 3) раскрытие этнокультурного потенциала субъектов образовательного процессе при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов ДЭО; 4) введение комплексной психолого-педагогической диагностики этнокультурной образованности 1) методы формирования этнокультурного сознания;

2) методы, способствующие развитию эмоционально-оценочного отношения к этнокультурному опыту;

Результативно-диагностический блок Функция: реализация педагогической стратегии и её оценка Пакет диагностических методик для педагогов: авторские тесты, анкеты, наблюдения, экспертная оценка при ранжировании, беседы

Рис. 1. Структурно-функциональная модель педагогической стратегии становления этнокультурного образованности детей дошкольного возраста

ческих условий; 4) методы, приемы, средства реализации содержания дошкольного этнокультурного образования; 5) формы организации дошкольного этнокультурного образования двух подсистем. Результативно-диагностический блок представлен: 1) функцией; 2) пакетом диагностических методик, выявляющих исходный уровень сформированности этнокультурной образованности личности старших дошкольников, педагогов дошкольного образования; 3) уровнями этнокультурной образованности; 4) результатом; 5) аналитико-коррекционным инструментарием (коррекцией процесса, оценкой и интерпретацией результатов); 6) описанием анализа реализации организационно-педагогических условий.

В диссертации обосновывается, что построенная нами модель является структурно-функциональной, динамичной, так как изображает различия между состояниями объекта – оригинала. Описанная нами модель наглядно изображает функциональность и динамичность четырех блоков, с помощью которых нам удалось получить различия между исходным и конечным состоянием уровня этнокультурной образованности педагогов и детей старшего дошкольного возраста.

Мы полагаем, что разработанная нами модель характеризуется: целостностью, так как все указанные блоки взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и направлены на конечный результат – достижение сформированности и перехода на более высокий и качественно отличный уровень этнокультурной образованности личности; наличием инвариантной (ведущая цель; методологические подходы; принципы) и вариативной (дифференциация задач, содержания, методов и приемов, средств, форм достижения цели с учетом различных субъектов образовательных процессов) составляющих; прагматичностью, так как выступает рабочим представлением обозначенной цели, средством организации практических действий; открытостью, так как зависит и связана с внешней средой и сложная по своему строению. На основе вышесказанного становится очевидным, что модель имеет системный характер, отражает основные концептуальные идеи, задается содержанием, структурно-функционального инварианта педагогической системы и включает в себя четыре базовых блока и отражает главные направления педагогической деятельности, способствующие становлению у детей этнокультурной образованности.

В третьей главе «Методическое обеспечение реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста» теоретически обоснован комплекс организационно-педагогических условий, реализация которых обеспечит эффективность реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста.

Комплекс организационно-педагогических условий реализации педагогической стратегии включал: создание и реализацию программно-методического обеспечения педагогической стратегии, инициирующей становление этнокультурной образованности личности педагогов и детей; создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ; раскрытие этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образовательной работы; введение комплексной психолого-педагогической диагностики, предполагающей анализ, оценку и коррекцию этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, иллюстрирующей эффективность реализации педагогической стратегии.

В диссертации подробно рассматривается и обосновывается комплекс необходимых и достаточных условий реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности. К необходимому условию отнесено создание и реализация программно-методического обеспечения педагогической стратегии, инициирующего развитие этнокультурной образованности личности педагогов и детей. В диссертации подчеркивается, что обозначение данного условия в качестве необходимого объясняется важностью этнокультурной подготовки педагогов, уровнем их этнокультурной образованности. Определение данного условия связывается с необходимостью изучения информационно-познавательных материалов этнокультурного содержания; с реализацией национально-регионального компонента образовательных стандартов; с развитием личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса в освоении этнокультурного опыта; с необходимостью осуществления действенно-практической направленностью освоения этнокультурного опыта участниками образовательного процесса. При разработке программно-методического обеспечения, мы руководствовались рекомендациями данных в работах Г.Н. Серикова, Л.М. Кустова, В.П. Беспалько, В.А. Беликова и др. Содержание программно-методического обеспечения базировалось на учете специфики Южного Урала как региона и включало: национально-культурные; демографические; природно-климатические; социально-экономические; исторические; географические представления и понятия. Содержание предполагало также изучение культуры Южного Урала, взаимосвязь её элементов с экономическими, природно-географиче-скими особенностями, историческим прошлым. Программно-методический материал дошкольного этнокультурного образования базировался на признании важности обозначенного нами принципа регионализма-районирования. Адресная направленность программно-методического обеспечения предполагало обозначение социально-значимого вектора в становлении этнокультурной личности, как детей, так и педагогов.

Для повышения этнокультурной образованности педагогов были разработаны программы повышения квалификации в рамках дополнительной курсовой подготовки и переподготовки: «Организационно-педагогические условия реализации национально-регионального компонента содержания дошкольного образования»; «Концептуальные и технологические основы построения образовательной программы «Наш дом – Южный Урал»; «Социализация дошкольников в процессе этнокультурного образования»; «Реализация принципа регионализма в дошкольном этнокультурном образовании», «Этнопедагогика», «Культура Урала», «Народная педагогика Урала», «Воспитательная деятельность в поликультурной полиэтнической среде», «Формирование интереса у детей старшего дошкольного возраста интереса к народной традиционной культуре».

Последующие условия являются достаточными вследствии разработки и реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности. При определении достаточных условий, мы исходили из того, что создание и обогащение этнокультурной образовательной среды ДОУ включает дидактические условия и образовательные отношения; обогащение этнокультурного потенциала субъектов образовательного процесса возможно при использовании вариативности содержания, средств, форм, методов и приемов воспитательно-образователь-ной работы; использование критериально-диагностического аппарата оценки доказывает эффективность реализации педагогической стратегии.

Вместе с тем, нами была специально разработана и теоретически обоснована методика эффективного становления этнокультурной образованности личности. Следует отметить, что данный процесс становления происходит под влиянием внешних факторов (этнокультурной образовательной среды, личности педагога) и внутренних (личностных особенностей детей: активности, самостоятельности, инициативности, этносензитивности, этнотолерантности, этноидентификации, коммуникабельности, рефлексивности и др.). Вводя понятие «образованность», мы опирались на теоретическое положение Г.Н. Серикова о том, что образование является целевым вектором и определяет формирование образованности. Под образованностью мы рассматриваем «некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности» (Г.Н.Сериков). Основными компонентами образованности выступают: осведомленность; сознательность; действенность и умелость. Данные компоненты рассматриваются нами в виде критериев усвоения субъектами образовательного процесса содержания программно-методического обеспечения.

В современной педагогической науке существуют различные точки зрения на соотношение понятий «методика» и «технология»: рассматривается разграничение, соотнесенность этих понятий, основные признаки, взаимосвязь этих понятий с понятием «образовательные отношения» (З.А. Абасов, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, В.С. Кукушин, Н.В. Кузьмина, Г.К. Селевко, Г.Н. Сериков, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова и др.). В рамках нашего исследования данное положение предполагает определение следующих направлений взаимодействий субъектов этнокультурного образования во внешней подсистеме: одни из субъектов пользуются методиками (технологиями) своей деятельности, другие субъекты разрабатывают методики и технологии, третьи оценивают эффективность методик и технологий, выявляя меру влияния методик (технологий) на достижение образовательных целей. На наш взгляд, данное направление взаимодействия субъектов этнокультурного образования характеризует внешнюю подсистему и показывает отношения педагогов с методиками (технологиями) этнокультурного образования. Для внутренней подсистемы (дети старшего дошкольного возраста) значимыми являются личностно-межличностные взаимодействия. В ходе данных взаимодействий «носителем» методики (технологии) является педагог, который определяет этнокультурный вектор развития ребенка. Следовательно, педагог создает опосредованно-методические (технологические) отношения, которые возникают как результат целенаправленной педагогической деятельности.

Целью методики является становление этнокультурной образованности педагогов, позволяющей эффективно организовывать процесс развития этнокультурной образованности дошкольников. Конкретизация цели и практическая реализация методики была направлена на решение следующих задач: актуализация интереса педагогов к этнокультурному информационно-познавательному материалу; формирование положительного эмоционального настроя на общение и взаимодействие с представителями других национальностей; создание условий для прочного освоения знаний об этнокультуре; развитие познавательно-творческой активности педагогов через углубление содержания этнокультурной подготовки, рациональное структурирование информации, усиление ее этноориентированной направленности; усложнение и совершенствование форм подачи этнокультурного знания, построение образовательного процесса на достаточно высоком, но доступном уровне трудности; выработка умений переносить этнокультурные знания в практическую деятельность по осуществлению этнокультурного образования воспитанников; создание условий для полноценной личности и профессиональной самореализации педагогов путем активного участия в культурно-массовой, научно-исследовательской и других видах деятельности, развитие необходимых личностных качеств; диагностирование уровня развития этнокультурной образованности, обеспечение динамики ее развития. Суммарно все задачи были направлены на становление и обогащение трех компонентов этнокультурной образованности: информационно-познавательного, эмоционально-ценностного, действенно-практического. Результатом предлагаемой методики является переход педагогов на более высокий и качественно отличный уровень этнокультурной образованности.

Внутренняя подсистема дошкольного этнокультурного образования также находит отражение в разработанной нами методике. При разработке методики мы полагали, что полученный результат реализации внешней подсистемы определяет становление и развитие этнокультурной образованности дошкольников, что и является целью данной технологии как самостоятельной единицей методики. Разработанная методика предполагала выявление исходного уровня этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста; организацию траектории её развития посредством внедрения авторской региональной образовательной программы «Наш дом – Южный Урал»; корректировку и оценку уровня развития этнокультурной образованности детей. Методика становления этнокультурной образованности дошкольников предполагала ориентацию на развитие личностных качеств детей и способствовала движению личности в этнокультурном пространстве и времени. Результатом предлагаемой методики является переход детей на более высокий и качественно отличный уровень этнокультурной образованности. Разработка методики и технологических приемов становления этнокультурной образованности педагогов и детей дошкольного возраста позволила выявить унифицированность и общую направленность цели и задач её реализации. Теоретическое обоснование авторской методики (технологии) базируется на исследованиях психологов и педагогов о возможности развития личности детей дошкольного возраста в социокультурном пространстве, как системы её качеств и характеристик, важных для процесса освоения культуры (Б.Г. Ананьев, Г.Н.Волков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Т.С.Комарова, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Фролова, С.Н. Федорова, Р.М.Чумичева и др.).

Четвертым условием выступает введение комплексной психолого-педагогической диагностики, предполагающей анализ, оценку и коррекцию этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса ДОУ, иллюстрирующей эффективность реализации педагогической стратегии становления этнокультурной образованности личности. Результаты исследования оценивались с помощью эталона, соответствующих критериев. Критерий (как обобщенный показатель) выступает эталоном оценки, а сама оценка выступает как завершающий акт деятельности исследователя. Специфичность критериев нашего исследования определяется структурно-содержательным характером заявленной проблемы – «педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста». Данная педагогическая стратегия включает две взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы: внешнюю и внутреннюю. Это дает нам основание разработать две группы критериев: 1) критерии оценки этнокультурной образованности педагогов, отражающие уровень готовности к осуществлению процесса становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста; 2) критерии оценки сформированности этнокультурной образованности дошкольников. При разработке критериально-оценочного аппарата исследования нами в диссертации аргументируется отбор инструментария, контрольно-измерительных процедур, их оптимальная продолжительность. Для измерения внешней стороны педагогической системы дошкольного этнокультурного образования был определен объект педагогического измерения (зависимый, переменный) – уровень сформированности ЭО педагогов, который мы стремились существенно повысить благодаря формирующему (созидательному) эксперименту. С целью выявления уровня сформированности этнокультурной образованности и эффективности используемых методик и технологий были разработаны соответствующие критерии и показатели элементов прогнозируемого результата (табл. 1).

Чтобы проследить динамику процесса развития этнокультурной образованности в ходе экспериментальной работы использовались следующие показатели динамических рядов: 1) средний показатель; 2) показатель темпа роста; 3) показатель абсолютного прироста; 4) коэффициент эффективности. Кроме того, нами доказано, что оценку качественного роста уровня этнокультурной образованности педагогов и детей, возможно, осуществлять с помощью непараметрического критерия «?2 Пирсона». Статистическую обработку результатов исследований проводили с помощью пакета прикладных программ Excell for Windows 2003, StatSoft Statistica for Windows версии 6.0.

Таблица 1

Критерии и показатели этнокультурной образованности

педагогов ДОУ и детей старшего дошкольного возраста

Субъекты образовательного процесса

Критерии Показатели

Педагоги ДОУ Дети старшего дошкольного

возраста

Информационно-познавательный критерий. Знание сущностной характеристики этнокультурного образования Осведомленность детей об этнокультурной специфике и истории народов региона.

Знание средств, методов и приемов воспитания детей в поликультурной среде Знание этнокультуры своего народа.

Знание культуры народов, их истории, традиций и обычаев Потребность приобретения новых этнокультурных знаний.

Знание этнокультурной специфики своего региона (Южного Урала) Осознание необходимости познания традиций, норм, правил поведения, особенностей разных народов.

Осознание необходимости интеграции народных традиций в образовательный процесс ДОУ Актуализирует полученные этнокультурные знания в личном опыте познания.

Знание концепций этнокультурного образования детей

Знание специфики педагогической работы в поликультурной среде

Знание средств, методов и приемов интеграции этнокультурных традиций в образовательный процесс ДОУ

Знание принципов и закономерностей приобщения дошкольников к этнокультуре

Знание форм организации жизнедеятельности детей на основе идей народной педагогии

Эмоционально-ценностный критерий. Знает и уважает этнокультуру своего народа Знание и уважение этнокультуры своего народа

Считает этнокультуру ценностью, необходимой для использования в педагогической деятельности Знание и уважение этнокультурного своеобразия других народов

Убежден в необходимости сохранения и передачи этнокультурного наследия детям Выражение адекватно, толерантно, в социально-приемлемой форме эмоции в поликультурном окружении.


загрузка...