Организация местного самоуправления в городах федерального значения (13.04.2009)

Автор: Алпатов Юрий Михайлович

13. Дано понятие оптимизации предметов ведения внутригородских территорий городов федерального значения, под которыми понимается, во-первых, отражение в нормах действующего законодательства фактического соотношения государственной и муниципальной власти в городах федерального значения, а, во-вторых, научное обоснование наиболее перспективных направлений совершенствования правовых основ такого соотношения с учетом имеющегося опыта законодательного оформления предметов ведения и полномочий, практического опыта деятельности органов исполнительной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления внутригородских территорий в решении вопросов государственного и местного значения с целью сохранения единства городского хозяйства.

14. Вывод о том, что способами оптимизации бюджетного процесса в городах федерального значения являются стимулирование бюджетной самостоятельности внутригородских территорий, увеличение доходности бюджетов, а также повышение профессионального уровня работников администраций внутригородских территорий.

Выводы и предложения, касающиеся функционирования местного самоуправления в городах федерального значения:

15. Вывод о том, что межмуниципальное сотрудничество представляет собой форму взаимодействия органов местного самоуправления смежных территорий, способствующую выражению и защите общих интересов муниципальных образований, эффективному решению задач местного значения и осуществлению прав граждан на местное самоуправление, обеспечению взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.

16. Заключение о том, что особенностями межмуниципального сотрудничества городов федерального значения являются:

- разнонаправленность интересов муниципальных образований, непосредственно входящих в территорию Москвы и Санкт-Петербурга и районов, связанных с ними (имеющих общую инфраструктуру, систему сферы услуг и т.д.);

- централизация системы местного самоуправления;

- структура органов власти построена таким образом, что органы государственные власти субъекта РФ и органы местного самоуправления размещаются на одной территории;

- невысокий профессиональный уровень муниципальных служащих на фоне построения сложных многоступенчатых социально-экономических отношений;

- международное межмуниципальное сотрудничество.

17. Заключение о том, что приоритетными направлениями, в рамках которых должны быть проведены конкретные комплексы мер по дальнейшему совершенствованию местного самоуправления в городах федерального значения, являются:

- реформирование экономико-территориальных особенностей местного уровня власти;

- совершенствование организационных основ местного самоуправления;

- совершенствование основ взаимодействия органов местного самоуправления с городскими властями и между собой.

Законодательные предложения, явившиеся результатом проведенного исследования:

18. Предложение о необходимости внесения следующих дополнений и изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

а) оставить наименования "город", "поселок", "район", исключив понятие "поселение", "городской округ";

б) закрепить понятие "город федерального значения";

в) часть 2 ст. 79 изложить в следующей редакции:

"В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в соответствии с выявленным мнением населения соответствующих внутригородских территорий";

г) абзац 1 п. 3 ст. 79 изложить в следующей редакции:

"Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, которые принимаются законодательными (представительными) органами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с обязательным учетом мнения представительных органов внутригородских муниципальных образований";

д) внести в ст. 79 указание на обязательность взаимодействия представительных органов внутригородских муниципальных образований и законодательного органа государственной власти города федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при рассмотрении законопроекта о бюджете на очередной финансовый год и его утверждении (путем создания постоянно действующей комиссии при соответствующем законодательном органе из представителей органов местного самоуправления);

е) внести изменения в ст. 79 дополнив ее перечнем вопросов местного значения, которые в обязательном порядке должны решаться органами местного самоуправления;

ж) внести определенные изменения с тем, чтобы сделать более детальным правовое регулирование статуса органа местного самоуправления как юридического лица, в том числе определить порядок ведения хозяйственной деятельности органов местного самоуправления в муниципальных образованиях на территории города Москвы и Санкт-Петербурга, пределы осуществления ими предпринимательской деятельности, закрепить особенности налогообложения и т.д.;

з) необходимо установить квалификационные требования в области образования и опыта работы для кандидатов на занятие выборных должностей в муниципальном образовании;

и) часть 9 ст. 35 следует изложить в следующей редакции:

"9. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, за исключением представительного органа муниципального образования, в котором предусмотрено исполнение главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа и полномочий главы исполнительно-распорядительного органа на основании части 3 статьи 36 настоящего Федерального закона";

к) представляется необходимым закрепить на законодательном уровне институт отзыва депутатов местного самоуправления, а также, проводя информационную и воспитательную работу с населением, предоставлять последнему необходимые сведения о данной процедуре;

л) предоставить Москве и Санкт-Петербургу федеральные гарантии, обеспечивающие самостоятельное осуществление органами городского самоуправления вопросов, связанных с реализацией столичных функций в городах федерального значения, путем внесения изменений по расширению перечня полномочий, предоставленных органам городского самоуправления, включая города Москву и Санкт-Петербург, по вопросам:

- обеспечения безопасности при проведении общегосударственных и международных мероприятий по регулированию вопросов деятельности муниципальной милиции, которая создается местным самоуправлением и подчиняется только ему;

- распоряжения земельными участками на территориях муниципального образования;

- осуществления градостроительной деятельности в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, с указанием конкретного перечня полномочий, которые предоставляются органам местного самоуправления при решении вопросов градостроительной деятельности;

- подготовки проектов целевых программ;

- управления муниципальной собственностью.

19. Предложение о внесение следующих изменений и дополнений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 (с изм.) "Об организации местного самоуправления в городе Москве":

Jя им большей самостоятельности в решении вопросов местного значения;

б) необходимо части 1-4 ст. 1, а также второе предложение из названия данной статьи исключить, поскольку они непосредственно затрагивают вопросы территориальной организации местного самоуправления и к территориальным основам отношения не имеют.

Из исключенных положений необходимо сформировать и законодательно закрепить новую статью в следующей редакции:

"Территориальная организация местного самоуправления в городе Москве.


загрузка...