Организация местного самоуправления в городах федерального значения (13.04.2009)

Автор: Алпатов Юрий Михайлович

АЛПАТОВ

Юрий Михайлович

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

12.00.02 - конституционное право; муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор

академик Российской академии наук

Кутафин Олег Емельянович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Овчинников Иван Иванович

доктор юридических наук, профессор

Бондарь Николай Семенович

доктор юридических наук, профессор

Мокрый Владимир Семенович

Ведущая организация: Институт законодательства

и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации

Защита состоится ____ __________ 2009 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.123.02 при Московской государственной юридической академии, г. Москва, 123995, ул. Садовая-Кудринская, 9, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии.

Автореферат разослан ___ __________ 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации Н.А. Михалева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. С начала 90-х годов XX века в Российской Федерации началось активное реформирование системы власти, которая с годами приобретала свои особые черты. За пятнадцать лет, прошедших со времени принятия Конституции Российской Федерации, организационно отделившей местное самоуправление от государственной власти, в российских городах накопился богатый и разносторонний опыт самостоятельного социально-экономического развития в новых условиях.

Конституционные положения нашли дальнейшее развитие в федеральном законодательстве: с 1990 года по 2003 год было принято три принципиально отличающихся друг от друга по форме и по содержанию закона, регулирующие вопросы организации местного самоуправления. Последний из них - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по своему замыслу должен стать единственным правовым документом, определяющим на федеральном уровне общие принципы организации местного самоуправления.

Однако в настоящее время правовое регулирование общественных отношений в сфере местного самоуправления переживает переходный период. Это создает временные недостатки, связанные с множественностью нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения, повышает риск возникновения коллизий и никак не способствует четкости правового регулирования. Вступление Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ полностью в силу и одновременная окончательная утрата юридической силы предыдущих законов, регулирующих эти отношения на федеральном уровне, должны устранить этот недостаток, однако, это не решает всех насущных проблем, например, необходимость перестраиваться на новые принципы работы способна затормозить развитие муниципалитетов. В целом же необходимо отметить, что ситуация переходного периода предоставляет хороший повод проанализировать достигнутое на сегодняшний день и попытаться заглянуть в будущее.

Принятие Федерального закона № 131-ФЗ положило начало очередной крупномасштабной реформе местного самоуправления. Данный закон непосредственно регулирует многие вопросы организации местного самоуправления (пределы полномочий самоуправленческих структур, права граждан на участие в местном самоуправлении и др.). Несмотря на это он остается рамочным, не решает многие проблемы.

Актуальность рассматриваемой темы обусловливается во многом тем, что за время существования института местного самоуправления в России сложилась система организации внутригородского самоуправления, заслуживающая изучения, систематизации и анализа. Сегодня проблемы местного самоуправления, как в городах федерального значения, так и в России в целом, стали одними из самых актуальных и широко обсуждаемых в отечественной научной литературе. Активно издаются учебные работы по муниципальному праву; проводятся сравнительные исследования местного самоуправления; комментируется отечественное законодательство о местном самоуправлении, анализируются конституционные нормы и положения текущего законодательства; проводятся специальные исследования в сфере российского местного самоуправления, включая его исторические и прогностические моменты. Местному самоуправлению посвящается широкий круг докторских и кандидатских диссертаций. Появились специальные периодические издания о местном самоуправлении.

Сложившийся за сравнительно короткий период времени отечественный научный литературный комплекс позволяет утверждать, что к настоящему моменту создана достаточно широкая и разнообразная база, обеспечивающая в научно-методологическом плане исследование организации местного самоуправления в Российской Федерации.

В то же время, требуют более детального изучения основные концепции местного самоуправления и его место в системе институтов гражданского общества, в системе публичной власти, проблемы становления и эффективного функционирования местного самоуправления в Российской Федерации, а также перспективы развития местного самоуправления в России как института гражданского общества.

Необходимо отметить, что в современной российской науке до настоящего времени не разработано общепризнанной теоретической концепции местного самоуправления и, соответственно, не установлены теоретические принципы соотношения местного самоуправления с другими элементами системы публичной власти. Следует добавить, что актуальность изучения современного состояния городского управления в России тем более велика сейчас, когда в развитии российских городов начинается принципиально новый этап, когда существовавшая до кризиса 2008 г. относительная экономическая стабилизация в стране и критическая масса накопленного опыта позволяли многим городам переориентироваться с решения текущих проблем и проведения институциональных преобразований на стратегическое планирование своего развития. Современный "антикризисный" характер муниципальных программ постепенно, с выходом России из экономического кризиса, должен сменяться направленностью на реализацию конкретных проектов, имеющих стратегическое значение для развития городов.

Все эти актуальные сами по себе вопросы наиболее ярко проявляются при организации местного самоуправления в двух крупнейших российских городах - Москве и Санкт-Петербурге, которые с одной стороны являют собой наиболее значимые с политической, финансовой и социальной стороны субъекты, а с другой стороны именно в данных крупнейших мегаполисах состояние и деятельность муниципального уровня власти вызывает нарекания исследователей и специалистов в силу его слабости и зависимости от городских властей.


загрузка...