Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов) (13.03.2012)

Автор: Смеюха Виктория Вячеславовна

Глава четвертая «Особенности дискурса женских журналов» объединяет три параграфа, отражает специфику языкового аспекта женской прессы, выявляемую в связи с особенностями вербальной модели феминной группы, глобализацией системы СМИ.

В первом параграфе «Гендерно-лингвистический аспект женских журналов» рассматривается характеристика дискурса женской прессы на гендерно-лингвистическом уровне. Спецификой гендерного дискурса женских журналов является отражение коммуникативно-лингвистических особенностей гендерного адресата. Гендерная лингвистика – направление, объединившее в себе лингвистическую дисциплину, занимающуюся изучением языка, и гендерологию, рассматривающую поведенческие, культурные и психологические структуры личности в зависимости от ее пола. Характеристики феминной лингвистики не являются постоянными, они подвержены корреляции, обусловленной различными факторами, в том числе, национальной ментальностью. Специфика вербального поведения женской группы находит отражение в женской прессе. В контексте рассмотрения гендерно-лингвистического аспекта женских журналов наблюдается выявление языковых особенностей изданий, отличающих их от других типов СМИ.

В исследовании проводится изучение модификации группы лингвистических единиц, обозначающих наименование смысловой категории «женщина», вызванной социально-политическими, экономическими и культурными коэффициентами. Общественные преобразования, меняющие положение женщины в социуме, ее интересы, приоритеты, трансформируют отношение общества к роли феминной группы в общественном развитии, что прослеживается в языковой системе. В частности, наблюдаются следующие тенденции в употреблении слов, характеризующих женскую группу: происходит актуализация определенных аксиоматических обозначений, снижается частотность употребления некоторых словоформ, вводятся инновационные лексические единицы. Социально-культурные процессы влекут за собой актуализацию внешних атрибутов женских образов, усиление внимания к природообусловленным функциям феминной группы и развитие лексических единиц, характеризующих внешние признаки и природные роли женщины.

Во втором параграфе «Риторический аспект женских журналов» представлены механизмы отражения в гендерном дискурсе специфики феминной языковой личности. Гендерный критерий определяет модель вербального поведения коммуниканта, его информационные интересы, приоритеты. В процессе информирования женской аудитории особую роль играют экспрессивно-речевые качества коммуникатора. Женская пресса отличается повышенной степенью эмоциональности, что связано с вербальными характеристиками женской личности.

Используя средства изобразительности, авторы женских изданий достигают следующих целей: повышают степень образного представления в информационно-коммуникативной среде, воздействуют на ассоциативное мышление, привлекают внимание адресатов к определенным темам, идеям, компонентам текста, оказывают воздействие на аудиторию.

Риторические фигуры обеспечивают расширение эстетического эффекта выразительности языка женской прессы, присутствие метафоры, метонимии, перифразы, антономазии помогает совершенствовать образно-мыслительные формы, передавать характеристики описываемых предметов, явлений в ассоциативной форме. Наличие фигурных амплификаций (сравнения, антитезы, градации) свидетельствует о задействованности в языковой сфере женских изданий изобразительных средств, способствующих увеличению выразительности текста и актуализации внимания на определенных речевых единицах. Композиционные фигуры (прибавление, убавление, размещение) содействуют организации аудиторного интереса и управления им в контексте журналистского текста.

В третьем параграфе «Использование иноязычной лексики в женских журналах: функции и особенности» характеризуются процессы использования иноязычных слов в дискурсе женской прессы. В конце 80 – начале 90 х. гг. прошлого века социально-политические, экономические и культурные факторы активизировали процесс интегрирования иностранной лексики в национальную отечественную систему языка. Медийная сфера, формируемая в условиях освоения западного опыта работы журналистско-издательского комплекса, апробации коммерческих моделей периодики, освоения отечественного информационного пространства зарубежными медиакомпаниями, стала одним из основных каналов введения иностранных слов в коммуникативно-речевое поле отечественной аудитории. Женские журналы, являющие собой значительный элемент системы СМИ и средство воздействия на ментальные категории читательских групп, стали широко использовать иностранную лексику. Тематический анализ иноязычного языкового аспекта, функционирующего в текстах отечественной женской прессы, позволяет заключить, что его тематическое своеобразие соотносится со сферами культурных пластов, характерных для массового индустриального общества. Массовая культура аккумулирует бытовые явления, область развлечений и досуга, медийную индустрию. Женские журналы, соответственно, выступая в качестве элемента масскультуры, оперируют лексикой, тематически соответствующей обозначенным структурным компонентам, – они освещают процессы в области новейших информационных технологий на уровне их бытового использования, сферы массового потребления, досуга и развлечений. Следовательно, введение в публикации женских изданий иностранных лексических единиц можно рассматривать, во-первых, как явление, характеризующее глобализацию информационных процессов и преобладание моделей международных массовых медийных проектов, использующих преимущественно англицизмы; во-вторых, как акт функционирования масскультурных концептов, одним из которых является женская периодика, и распространения лексики, свойственной данному типу культуры; в-третьих, как представление и обозначение новых явлений, направлений, субстантов зарубежными лексическими формами на фоне отсутствия отечественных языковых единиц, характеризующих инновации; в-четвертых, как средство повышения выразительности, передачи национального колорита, в-пятых, как способ актуализации внимания на качестве товара, его производителе.

В Заключении диссертации подводятся итоги работы и намечаются дальнейшие перспективы исследования.

В работе показано, что медийная сфера отражает гендерную ситуацию в социуме, инициирует создание символических гендерных образов и их распространение среди женских и мужских читательских масс, что ведет к определению и закреплению гендерных норм. Женские журналы определяют развитие гендерного дискурса, отражающего формирование и трансформацию гендерного аспекта в культурно-символическом пространстве. В этих медийных доминантах раскрывается феномен идентификации. Отличительными особенностями массового гендерного дискурса, функционирующего в женских журналах, являются следующие характеристики: направленность на женские аудиторные группы, характеризующиеся проявлением интереса к информации, отражающей их интересы, способствующей моделированию гендерных позиций; широкий охват аудитории в силу количественного и типологического разнообразия женских журналов, действующих в традиционных и интернет-форматах; усиление информационно-коммуникативных технологий обусловило участие гендерного адресата в развитии гендерного дискурса – читатели участвуют в определении популярных тем, размещают собственные публикации, вследствие чего женские журналы освещают интересы массовой аудитории, сформированные в условиях глобализации, массовой культуры, потребительской социализации; дискурс отражает семейно-бытовые, социально-бытовые картины, в которых превалируют личностные, семейные отношения. На развитие массового гендерного дискурса оказывают воздействие следующие факторы: трансформация социума, внедрение новейших коммуникационных технологий, утверждение гендерных моделей поведения, изменение гендерной лингвистики и др.

Женские журналы являются сегментом массовой периодики, способствующим реализации гендерной идентификации – определению индивидом собственной гендерной ментально-поведенческой модели, встроенной в общественно-культурные отношения социума. Проведение идентификации посредством ознакомления с гендерными образцами в культурно-символическом пространстве является одной из наиболее действенных и эффективных форм выбора индивидом гендерной модели.

Реализация гендерного дискурса в женских периодических изданиях способствует определению гендерных форматов поведения аудитории в соответствии с морально-этическими, духовными нормами, закрепленными в сознании социума, ориентированию гендерно аудиторных сегментов на выполнение определенных функций, задач, занятий, закреплению знаний, сведений, необходимых для собственной реализации. На современном этапе отмечается несоответствие репрезентируемых гендерных моделей социальной действительности, реализация формируемых медиасредой поливариантных гендерных моделей связывается с выбором одного из гендерных форматов. Отмечается процесс взаимного обмена характеристиками между феминными и маскулинными группами, СМИ представляют образы маскулинных женщин и феминных мужчин, вследствие устойчивости архетипических идеалов продолжается функционирование образов феминных женщин и маскулинных мужчин, исходя из чего, образуется многообразие гендерных форматов. Женские журналы ориентируют феминную группу на создание семейной формы отношений, достижение внутренней гармонии через обретение определенных товаров и услуг, что на практике не является гарантом самодостаточности и удовлетворенности бытием.

История развития отечественных женских изданий отражает историю социализации женщины. Женские журналы формируют определенный образ женщины, ее поведение, мышление. Для дооктябрьского периода был характерен образ женщины-гражданки, жены, матери, хозяйки, ее характеристики: образованная, внешние данные строго не нормируются, но рамки определенного соответствия модным тенденциям присутствуют. Для советского периода – женщина-работница, крестьянка, партийная активистка. Основное значение приобретает политическое воспитание, внедряется образ, отрицающий понятие личностного интереса, счастья, индифферентный к внешним атрибутам женской красоты. В постсоветский период – женщина-жена, мать, хозяйка, проявляющая интерес к сферам быта, семьи, области товаров и услуг. Система женских журналов реализует функции, имеющие двойственный результат: способствует удовлетворению информационных потребностей в сфере личных, бытовых интересов, адаптации к меняющимся социально-культурным отношениям, осуществляет проецирование социальных моделей поведения, в то же время сужает информационный кругозор читательского сегмента, увеличивает потребительскую социализацию.

Список опубликованных работ по теме диссертации:

Монографии

1. Смеюха В.В. Издания для прекрасных дам: женские журналы России. Ростов-на-Дону: Печатник, 2009. 120 с. 10 п.л.

2. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 188 с. 11,75 п.л.

3. Смеюха В.В. Процессы идентификации и женская пресса. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. 318 с. 13,22 п.л.

4. Смеюха В.В. Типология и модели современных женских журналов. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 128 с. 8,0 п.л.

5. Смеюха ВВ. Трансформация отечественных женских журналов. Ростов-на-Дону: ДонИздат, 2012. 206 с. 9,3 п.л.

Статьи в периодических изданиях ВАК

6. Смеюха В.В. Гендерная идентификация в процессе развития женских журналов // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1. Материалы Межрегиональной научной конференции молодых ученых «Культура и общество: актуальные проблемы теории и практики». Ростов-на-Дону, 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hses-online.ru. 0,1п.л.

7. Смеюха В.В. Женские сетевые журналы: теоретико-типологическая характеристика // Вестник Адыгейского государственного университета 2011. № 4. С. 95–101. 0,45 п.л.

8. Смеюха В.В. К вопросу изучения женских журналов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4. С. 67–70. 0,45 п.л.

9. Смеюха В.В. Особенности развития глянцевых женских журналов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2010. № 1. С. 209–214. 0,6 п.л.

11. Смеюха В.В. Отечественные женские электронные журналы: история, типология // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 1. С. 153–157. 0,6 п.л.

12. Смеюха В.В. Современные тенденции развития женских журналов // Научная мысль Кавказа. 2008. № 3. С. 137–143. 0,7 п.л.

13. Смеюха В.В. Типологическое развитие женских электронных журналов // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 147–154. 0,4 п.л.

14. Смеюха В.В. Типология образов женщины в отечественных женских журналах // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 59–66. 0,4 п.л.

15. Смеюха В.В. Трансформация функциональных особенностей женских журналов в историческом контексте // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 1. С. 53–58. 0,36 п.л.

Статьи и материалы

16. Смеюха В.В. Актуализация женского вопроса в отечественных журналах второй половины XIX в. // Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных трудов. В. 17. Ч. I. Новосибирск, 2011. С. 251–259. 0,6 п.л.

17. Смеюха В.В. Гендерные стереотипы в современных женских журналах // Акценты. 2009. № 7–8. С. 36–40. 0,5 п.л.

18. Смеюха В.В. Гендерные технологии в СМИ. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011. 46 с. 2 п.л.

19. Смеюха В.В. Женская пресса и реклама: виды и формы взаимодействия, влияние на аудиторию // Актуальные вопросы современной науки. Материалы X-ой (юбилейной) Международной научно-практической конференции. М., 2010. С. 347–350. 0,3 п.л.

20. Смеюха В.В. Женская пресса: развитие в условиях коммерциализации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 1. С. 96–100. 0,5 п.л.

21. Смеюха В.В. Женские журналы. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2011. 50 с. 2 п.л.

22. Смеюха В.В. Женские журналы в Интернете // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2010. С. 96–101. 0,3 п.л.

23. Смеюха В.В. Женские журналы в системе СМИ // Информационное пространство региона: история, современность и актуальные проблемы: сборник научных статей и материалов Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2012. С. 169–174. 0,4 п.л.

24. Смеюха В.В. Женские интернет-ресурсы: виды, функциональные характеристики // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2011. Ч. I. С. 118–120. 0,14 п.л.

25. Смеюха В.В. Женские литературно-общественные журналы второй половины XIX в. // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2011. С. 104–111. 0,45 п.л.


загрузка...