Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики (13.03.2012)

Автор: Сазонникова Елена Викторовна

В процессе изучения истории регулирования вопросов творчества в текстах отечественных Конституций РСФСР и РФ, установлено, что впервые на конституционном уровне тема творчества была озвучена в Конституции РСФСР 1978 г. В действующей Конституции РФ 1993 г. о творчестве упоминается трижды (право на свободный выбор языка творчества; конституционная свобода творчества; право депутатов Государственной Думы на занятие творческой деятельностью).

Конституционно-правовое регулирование творчества присуще учредительным актам субъектов РФ (на примере уставов субъектов Центрального федерального округа): треть субъектов РФ вообще не включают вопросы творчества в учредительные акты. В двух третях субъектов РФ вопросы творчества регулируются в связи с правами человека, социальной политикой, правотворчеством, экономикой субъекта РФ, статусом депутатов парламентов субъектов РФ.

Диссертант выделяет правомочия, составляющие конституционную свободу творчества человека и гражданина: выбор вида творчества, способа участия в нем, формы организации; право развивать творческие способности; право распоряжаться результатами своего творческого труда; право на тайну творчества; право защищать свободу творчества; право на государственную и иную поддержку творческой деятельности; право авторского надзора.

Диссертант делает общий вывод, что вопросы творчества включены в область конституционно-правового регулирования совместно с концептом «свобода» главным образом в двух значениях: принцип духовных основ конституционного строя; проявление индивидуальности, автономии человека – конституционная свобода человека.

Концепция «Конституционное право и символика» объединяет знания о явлениях духовной действительности, олицетворяющих государство. В работе приводится не исчерпывающий перечень элементов: государственные герб, флаг, гимн, праздники, награды, девизы, присяга, увековечение памяти выдающихся в истории государства лиц и событий и пр. Несмотря на разнообразие, вышеназванные явления вместе образуют уникальную общность: они выражают духовное начало государственности, утверждают эстетику государственных институтов; выполняют особые функции (воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории и традициям государства); выступают доминантами государственной идеологии. В конституции, как правило, регулируются вопросы символики, что должно обеспечивать ее восприятие как общее благо, касающееся каждого гражданина.

10. В диссертации обосновывается необходимость более глубокого представления концепта «культура» в конституционно-правом образовании.

Понятием «конституционно-правовое образование» в данной работе объединяется его разноплановое осмысление как: формы духовной культуры, специально организуемого процесса в рамках образовательных учреждений, экзистенциальной потребности личности (стиля жизни). Современная установка на профессиональную подготовку юристов, отраженная в официальных документах, заключается в том, что правовые знания неотрывно взаимосвязаны с личными качествами, со стремлением сделать лучше жизнь своей страны. Поэтому особенностью настоящего этапа развития юридического образования является запрос на формирование общекультурных компетенций, что должно найти выражение в конституционно-правовом образовании через углубление в нем представлений о концепте «культура» и включение этой информации в содержание конституционно-правовых научных знаний, отобранных для передачи в рамках обучения.

11. В диссертации раскрывается особая роль популяризации науки конституционного права России и краеведческой работы с ее источниками в конституционно-правовом образовании. Популяризация конституционно-правовой науки обусловлена специфическими причинами, выражена особыми разновидностями, характеризуется собственными целевыми аудиториями. В работе систематизированы основные форматы и типичные приемы популяризации конституционно-правовой науки.

Краеведческая работа с конституционно-правовыми источниками проводится в интересах достижения разных целей: показать особенности системы этих источников, провести сравнение с источниками другой местности, выявить необычные практики конституционно-правовой жизни территории. Диссертант считает, что ознакомление студентов с традициями кафедры конституционного права родного вуза, основными вехами научной судьбы ученых-конституционалистов своего края обеспечивает преемственность образовательных традиций учебного заведения. Поэтому автор полагает, что эти важнейшие краеведческие сведения должны быть включены в темы конституционного права как учебной дисциплины, посвященные предмету и источникам науки конституционного права.

III. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В результате проведенного исследования разработан комплекс теоретических положений о концепте «культура» в науке конституционного права России, о формировании и развитии в данной науке компонента, объединяющего знание о культуре, который назван «конституционное культуроведение».

В работе раскрыты основные составляющие авторской концепции конституционного культуроведения: определение, принципы, специфика, функции, проблемное поле; предложены варианты системы компонента и его место в системе науки конституционного права России; проанализированы взаимосвязи с иными областями знания, представлены особенности научного языка, раскрыто содержание отдельных концепций.

В плане совершенствования конституционно-правового регулирования обращается внимание на необходимость закрепления в конституционном законодательстве принципов культурного развития страны и обязанности государства по сохранению и развитию культуры.

Для дальнейшей разработки по тематике диссертации предложены исследования по следующим направлениям: границы конституционного культуроведения в условиях широты проблемного поля концепта «культура»; взаимосвязи конституционного культуроведения с иными компонентами науки конституционного права России и с иными областями знаний; культурные отношения в предмете отрасли конституционного права; представление концепта «культура» в конституционно-правовом образовании.

Полученные выводы и предложения могут быть использованы в последующих научных исследованиях конституционно-правовых основ культурного развития, законотворчестве, преподавании конституционно-правовых дисциплин.

IV. СПИСОК РАБОТ,

ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Монографии

1. Сазонникова Е. В. Конституционное право и концепт «культура». Монография. – Воронеж : Научная книга, 2011. – 9 печ.л.

2. Сазонникова Е. В. Конституционно-правовое регулирование культурных отношений в России. Монография. – Воронеж : Научная книга, 2011. – 11 печ.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК

3. Сазонникова Е. В. Культурные ценности как объект правового регулирования в Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки, 2005, № 2. – 0,5 печ.л.

4. Сазонникова Е. В. Государственная культурная политика в контексте конституционно-правового регулирования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки, 2006, № 2 (ч. 2). – 0,5 печ.л.

5. Сазонникова Е. В. Конституционная культурология : постановка проблемы // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 12. – 0,3 печ.л.

6. Сазонникова Е. В. Конституционно-правовые аспекты творчества // Конституционное и муниципальное право, 2008, № 16. – 0,3 печ.л.

7. Сазонникова Е. В. Культурологический метод конституционно-правовых исследований // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 2. – 0,3 печ.л.

8. Сазонникова Е. В. Конституционно-правовое регулирование творчества в Российской Федерации // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета, 2009, № 1. – 0,3 печ.л.

9. Сазонникова Е. В. О конституционном закреплении принципов культурного развития // Конституционное и муниципальное право, 2009, № 11. – 0,3 печ.л.

10. Сазонникова Е. В. О культурных правах человека и гражданина // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета, 2009, № 2. – 0,3 печ.л.

11. Сазонникова Е. В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права, 2009, № 5. – 0,5 печ.л.

12. Сазонникова Е. В. Статус объектов, олицетворяющих конституционную систему государственности // Российский юридический журнал, 2009, № 5 (68). – 0,4 печ.л.

13. Сазонникова Е. В. Мемориальная культура в конституционно-правовом аспекте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Право, 2009, № 2 (7). – 0,3 печ.л.

14. Сазонникова Е. В. Конституционная культурология в системе науки конституционного права // Конституционное и муниципальное право, 2010, № 3. –0,5 печ.л.

15. Сазонникова Е. В. Конституционно-правовые явления и искусство : аспекты взаимного влияния // Конституционное и муниципальное право, 2010, № 6. – 0,5 печ.л.

16. Сазонникова Е. В. Популяризация правовой науки в России // Право и образование, 2010, № 11. – 0,4 печ.л.

17. Сазонникова Е. В. Диатропическая познавательная модель : понятие, применение в праве, соотношение с системной познавательной моделью // Российский юридический журнал, 2011, № 1 (76). – 0,5 печ.л.

18. Сазонникова Е. В. Взаимосвязи методологических блоков науки конституционного права (культурологического и экономического) // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 6. – 0,3 печ.л.

19. Сазонникова Е. В. Краеведческий компонент в правовой науке и образовании // Право и образование, 2011, № 7. – 0,4 печ.л.

20. Сазонникова Е. В. Культурная безопасность как вопрос правовой политики: понятие и содержание // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2011, № 5 (11), ч. II. – 0,3 печ.л.

21. Сазонникова Е. В. «Культурное государство» и взаимосвязанные с ним понятия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Право, 2011, № 2 (11). – 0,3 печ.л.


загрузка...