Теоретико-методологические подходы к совершенствованию региональной политики и стратегического управления социально-экономическим развитием макрорегиона (13.03.2012)

Автор: Решиев Сулайман Сайпудинович

РЕШИЕВ Сулайман Сайпудинович

МАКРОРЕГИОНА

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством:

региональная экономика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Грозный – 2012

Работа выполнена на кафедре макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре математических методов анализа экономики Чеченского государственного университета.

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Мусаев Расул Абдуллаевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Орешин Валерий Петрович

доктор экономических наук, профессор

Николаев Виктор Алексеевич

доктор экономических наук, профессор

Воробьев Николай Николаевич

Ведущая организация: Государственное научно-исследовательское учреждение Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН.

Защита состоится «28» апреля 2012 г. в 12 часов на заседании Диссертационного совета ДМ 212.235.01. при ФГБОУ ВПО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. М.Д. Миллионщикова по адресу: 364902. ЧР, г. Грозный, ул. Авторханова, 14/53, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГГНТУ имени академика М.Д. Миллионщикова по адресу: 364902. ЧР, г. Грозный, ул. Авторханова, 14/53.

С авторефератом диссертации можно ознакомиться на официальных сайтах ГГНТУ имени академика М.Д. Миллионщикова: www.gsoi.ru и Высшей аттестационной комиссии: http://vak.ed.gov.ru.

Автореферат разослан «27» января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат экономических наук, доцент М.С. Рабуева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях глобальной интеграции в мире возрастает актуальность стратегического управления регионами и установления различных форм интеграционного взаимодействия региональных систем в социально-экономическом пространстве страны. В первую очередь, это связано с тем, что потеря управляемости и проявления дезинтеграции между регионами России несут с собой угрозу дальнейшему существованию и развитию экономики страны, снижают эффективность государственной региональной политики. Этот процесс обусловлен также необходимостью реализации совместных инфраструктурных проектов, кооперации ресурсных потенциалов социально-экономического развития географически близких регионов для укрепления их конкурентных позиций в глобальном экономическом пространстве.

В этом контексте выделяется актуальная проблема недостаточно качественной проработки макрорегионального уровня стратегического управления. Это обусловлено неопределенностью места макрорегиона в сложившейся системе управления регионами, отсутствием концепции, эффективных форм и методов взаимодействия различных территориальных систем.

В связи с этим успешное социально-экономическое развитие России требует модернизации региональной политики, в частности, через организацию системы стратегического управления на межрегиональном и макрорегиональном уровне. Она предполагает эффективную трансформацию региональных систем управления с приоритетом сбалансированного пространственного развития российского общества и организации межрегионального сотрудничества. Этот процесс должен сопровождаться совершенствованием регионального стратегического планирования и повышением роли институтов стратегического партнерства государства, регионов, общественных объединений, бизнеса и экспертного сообщества.

Актуальность выделения федерального округа (макрорегиона), как объекта и центрального звена государственной региональной политики, возросла в современных условиях влияния на страну мирового финансового кризиса. Это обстоятельство продиктовано нарастающими проблемами не только в сфере экономики и управления, но и во многих других сферах жизнедеятельности страны, а также негативными прогнозами долгосрочного развития регионов страны по многим ключевым социально-экономическим показателям. В частности, из-за несовершенства региональной политики на макроуровне увеличиваются проблемы государственного и муниципального управления, снижается его эффективность и повышается бюрократизация, усиливается лоббизм. Такое положение способствует дублированию многих государственных функций на региональном уровне, многократно увеличивает штат работников властных структур и управления на местах.

Актуальность исследования также обусловлена тем, что в последние годы в России активно формируется институциональная основа системы регионального стратегического планирования. Так, в 2009 году Указом Президента Российской Федерации утверждены «Основы стратегического планирования в Российской Федерации», в 2010 г. Правительством РФ разработан законопроект «О государственном стратегическом планировании». В период 2006-2009 гг. велась активная разработка стратегических документов в федеральных округах и субъектах Федерации.

Вместе с тем, практика регионального стратегирования имеет ряд недостатков и базируется на устаревшей методологии стратегического управления. В процессе разработки стратегий часто не анализируются и не принимаются во внимание специализированные ресурсы и активы региональных систем как объектов стратегирования. Стратегическое планирование не сопровождается реальным и эффективным стратегическим менеджментом, ориентированным на достижение измеримых целей. Отсутствует мониторинг результатов реализации стратегий, программ и их проектов и мероприятий. Не применяется механизм обновления и корректировки стратегии на основе полученных результатов.

Основным недостатком разработанных в федеральных округах и регионах стратегий являются их формализм и имитационный характер. В большинстве регионов отсутствует институциональная инфраструктура разработки и реализации региональных стратегий. В региональном стратегировании практически не участвуют общественные объединения, коммерческие организации и население. В целом система стратегического управления развитием регионов России требует дополнительного теоретико-методологического обоснования и дальнейшего совершенствования.

В связи с этим в диссертационном исследовании выделяется актуальность методологии разработки, практической реализации и корректировки стратегии взаимодействия макрорегионов Юга России: Северо-Кавказского и Южного Федеральных округов. Она определяется отсутствием понятных и действенных механизмов согласования действующих стратегий развития регионов между собой. Кроме этого, применительно к Югу России актуальность диссертационного исследования усиливается растущей поляризацией уровня экономического развития и снижением качества жизни населения в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского и Южного Федеральных округов.

В условиях усиления взаимозависимости регионов, действия одного из них затрагивают интересы других регионов и региональных систем. В этой ситуации главным приоритетом региональной политики должно стать обеспечение эффективности стратегического управления развитием макрорегиона. Оно достигается путем повышения качества использования экономического пространства, поиска новых форм его организации. В связи с этим возникает необходимость в новых концепциях стратегического управления устойчивым развитием макрорегионов, позволяющих обеспечить органическое вплетение региональных комплексов в более широкое социально-экономическое пространство, получить синергетический эффект от интеграции субъектов РФ в составе макрорегионов, обеспечить ускорение и повышение эффективности их развития.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. Различные аспекты научной проблемы, региональной политики и стратегического взаимодействия регионов Российской Федерации в пространстве макрорегиона нашли отражение в ряде работ зарубежных и российских исследователей.

Теоретические положения стратегического подхода к региональной политике социально-экономического развития макрорегиона, в первую очередь, опираются на теории, представленные фундаментальными трудами зарубежных ученых: Айзарда У., Армстронга Х., Боса Х., Вебера М., Лёша А., Кондратьева Н., Кристаллера В., Лаунхардта В., Маршалла А., Паландера Т., Перлоффа Г., Рикардо Д., Ричардсона X., Смита А., Стиглица Дж.Ю., Тейлора Ж., Тюнена И.Г., Шумпетера Й., Хаггета П., Хегерстранда Т., Хермансена Т., Фридмана Дж. и других.

На основе исследований зарубежных исследователей, в частности: Э. Боде, Х. Зиберта, К. Криген-Бодена, П.Кругмана, Э.Мэйра, М.Портера, Э.Райнерта, Дж. Розенау синтезированы положения неоклассической школы, теории взаимозависимости и кумулятивного роста регионов.

Основные положения отечественной региональной науки разработаны экономистами советской школы: А.И. Анчишкиным, А.Г. Гранбергом, Л.А. Канторовичем, Н.Н. Колосовским, В.В. Леонтьевым, Н.Н. Некрасовым, В.С. Немчиновым, Р.И. Шнипер и др.

Стратегические аспекты управления и интеграционного взаимодействия регионов, как сложных социально-экономических систем, раскрыты в работах Л.И. Абалкина, И. Ансоффа, С.Ю. Глазьева, П. Друкера, А.П. Егоршина, Б.Н. Кузыка, Д.С. Львова, Г. Минцберга, Г. Мюрдаля, Я. Накасонэ, М. Портера, Ю.Л. Пивоварова, О.С. Пчелинцева, А.И. Татаркина, Я. Тинбергена, Г.П. Щедровицкого, Л. С. Шеховцевой, Ю.В. Яковца и др.

Особенности теории развития экономических районов отражены в работах Э.Б. Алаева, П.М. Алампиева, Гаджиева Ю.А., В.В. Кистанова, Б.С. Хорева, и других.


загрузка...