Инновационный тип развития для регионов Крайнего Севера (13.03.2012)

Автор: Матвеев Олег Александрович

В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК

3. Матвеев О.А. Нужны новые модели пенсионного обеспечения. «Социальная политика и социальное партнерство» 2011, № 1 – 0,5 п.л.

4. Матвеев О.А. Особенности реализации инновационного потенциала Республики Саха (Якутия) // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2009, № 4 – 0,5 п.л.

5. Матвеев О.А. Энергосбережение: тактика или стратегия //ЭКО. 2008, № 2 – 0,3 п.л.

6. Матвеев О.А. Проблемы перехода к инновационному типу развития // Экономист. 2009, № 8 – 0,5 п.л.

7. Матвеев О.А. Региональная составляющая конкурентоспособности российской экономики // Человек и труд. 2010, № 5 – 0,5 п.л.

8. Матвеев О.А. Переход России к инновационной экономике: кадровый аспект // Социальная политика и социальное партнерство. 2009, №12 – 0,7 п.л.

9. Матвеев О.А. Инновационное развитие Дальневосточного региона: состояние и проблемы // Вестник Института экономики РАН. 2010, №4 – 0,5 п.л.

Другие публикации

10. Матвеев О.А. Типологизация российских регионов по уровню инновационного развития //Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2008, № 6, – 1,5 п.л.

11. Матвеев.О.А. Инновационное развитие регионов – необходимое условие повышения конкурентоспособности страны. //Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2008, № 4 – 1,5 п.л.

12. Матвеев О.А. Основа нового уклада // Берг-коллегия, 2009, №8 – 0,4 п.л.

13. Матвеев О.А. Проблемы и перспективы инновационного развития регионов Севера //Проблемы Севера и Арктики Российской Федерации, 2010, № 11-12 – 1,0 п.л.

См.: Указ Президента РФ № 426 от 26.04.1992 "О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации"; Указ Президента РФ № 939 от 26.06.1993 "О государственных научных центрах Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ № 360 от 17.04.1995 "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок", Указ Президента РФ № 3884 от 13.06.1996 "О доктрине развития российской науки"; Закон РФ № 127-ФЗ от 23.08.1996 "О науке и государственной научно-технической политике", а также ряд других документов.

«Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу», 2002; «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года», 2005 год; «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», 2006 год; «Комплексная программа научно-технического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года», 2007.; Концепция социально-экономического развития России на период до 2020 года.

ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг.", 2007.

Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.»; Национальный проект «Образование».

По данным Министерства образования и науки РФ к началу 2009 года в России функционировало более 110 технопарков, более 100 центров трансферта технологий, 10 национальных инновационно-аналитических центров, более 80 центров научно-технической информации, 15 центров инновационного консалтинга, 129 бизнес-инкубаторов. В Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске начали функционировать технико-внедренческие зоны. В целях обеспечения доступа к информационной инфраструктуре было создано несколько информационных порталов, предоставляющих информацию об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в России. – См.: Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. – Министерство образования и науки РФ, 2009. – с. 43.

Федеральный закон РФ от 25.12.2008 г. № 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии".

Послание президента РФ Д. Медведева Федеральному собранию // Российская газета. – 13.11.2009.; Д. Медведев. Россия – перед – http://президент.рф/news/5413;. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации "Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации". – М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009. – с. 93.

Бухвальд Е.М. Федеративная реформа и изменения в системе полномочий субъектов Федерации и муниципалитетов в области инвестиционной и инновационной политики. // Роль субъектов Федерации в формировании инновационной модели развития экономики России // ответственный редактор Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. – М.: Книжный дом "Либроком", 2009, с. 30-31.

ОАО «Корпорация развития Южной Якутии» (2007), ОАО «Корпорация развития Калужской области» (2007); ОАО «Корпорация развития Красноярского края (2007). ОАО «Корпорация развития Среднего Урала» (2010).

В 2006 г. внутренние затраты на одного работника сектора НИОКР в России составляли 43,7 тыс. рублей, в Германии – 236 тыс. дол., в Швейцарии – 294,5 тыс. дол., в Австрии – 238,1 тыс. дол. Средний возраст российских ученых составляет более 50 лет, в то время как среднестатистическому зарубежному ученому не более 45 лет.

Например, Самарская область, обогнавшая Республику Татарстан по объему ресурсов НИОКР, отстает от нее по количеству зарегистрированных патентов, а Ивановская область, которая обладает незначительным объемом ресурсов НИОКР, обогнала Томскую область.

В порядке убывания по объему внутренних затрат на один зарегистрированный патент на изобретение или полезную модель: Костромская, Ивановская, Липецкая, Псковская, Орловская, Курганская, Кемеровская, Вологодская области; Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Чувашская и Удмуртская республики; Оренбургская, Амурская области; Алтайский край; Белгородская и Рязанская области; Республика Дагестан; Хабаровский край.

В 19992-2008 гг. позитивная динамика количества организаций, выполняющих НИОКР наблюдался в таких регионах как Республика Алтай, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Мордовия, Республика Тыва, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Алтайский край, Архангельская область, Кировская область, Ленинградская область, Московская область, Оренбургская область, Томская область.

В 1992-1999 гг. увеличение численности научно-исследовательского персонала наблюдалось в Республиках Алтай, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Мордовия, Тыва; Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах; Алтайском крае; Архангельской, Кировской, Ленинградской, Московской, Оренбургской, Томской областях.

В 1992-1999 гг. увеличение численности научно-исследовательского персонала произошло в таких регионах как Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельская область, Республика Алтай, Республика Адыгея, Курская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, Камчатский край, Тюменская область (без автономных округов), Вологодская область, Воронежская область, Ставропольский край, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия, Томская область, Ленинградская область, Магаданская область, Хабаровский край, Республика Дагестан.

Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Свердловская область, Самарская область, Ростовская область, Челябинская область, Республика Татарстан, Пермский край, Воронежская область, Саратовская область, Тульская область, Калужская область, Республика Башкортостан.

Пермский край, Томская область, Самарская область, Свердловская область, г. Москва, Орловская область, Нижегородская область, Тульская область, Магаданская область, Республика Татарстан, Чувашская Республика, г. Санкт-Петербург, Оренбургская область, Челябинская область, Воронежская область, Хабаровский край, Калужская область, Белгородская область, Курганская область, Владимирская область, Волгоградская область, Удмуртская Республика, Липецкая область, Ростовская область, Мурманская область, Республика Хакасия, Красноярский край, Республика Башкортостан, Иркутская область (регионы приведены в порядке убывания уровня инновационной активности).

Магаданская область, Оренбургская область, Красноярский край, Кировская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Коми, Ульяновская область, Костромская область, Рязанская область, Республика Татарстан, Тверская область, Приморский край, Вологодская область, Камчатский край, Пензенская область, Республика Бурятия, Ивановская область, Республика Карелия.

Рост физического объема продукции машиностроения за данный период в России составил 24%.

Движение российских регионов к инновационной экономике / Под ред. А.Г. Гранберга, С.Д. Валентея. – М.: Наука, 2006. – С. 350.

Эти диспропорции обусловлены особенностями российского налогообложения (производственные центры прибыли формируются в одних регионах, а налоговые поступления осуществляются в других), и особенностями межбюджетных отношений (основная часть налогов стягивается в федеральный центр, а расходные полномочия региональных и муниципальных бюджетов растут). Поскольку основная часть ресурсных платежей поступает не в региональный, а в федеральный бюджет, то это ограничивает возможности материального обеспечения бюджетной сферы, осуществления природоохранных проектов, а также мероприятий федеральных и региональных целевых программ.

Федеральный закон от 19.06.1996 № 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" 1996; Постановление Правительства РФ от 31.12.1997 № 1664 "О реформировании системы государственной поддержки районов Севера", Концепцией государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера (2000 г.); Концепция 2020.

http://sakhalin.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegyki/index.htm


загрузка...