Формирование профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ в образовательной среде современного военного института (13.03.2012)

Автор: Кучер Владимир Александрович

1 Абитуриенты 37 13,2 18 6,4

2 Курсанты 56 7,7 28 3,8

3 Выпускники 46 19,2 9 3,8

4 Офицеры 19 17,3 14 12,7

Итого 158 11,6 69 5,1

Наглядно видно, что в контрольных группах случаев «выхода из профессии» намного больше, особенно по блоку «Выпускники». В целом общие суммарные потери всех контрольных групп составили 11,6% от их первоначальной суммарной численности, в то время как для экспериментальных групп аналогичный показатель составил только 5,1%, т.е. в два с лишним раза меньше.

Таким образом, результаты эксперимента показали, что образовательная среда непрерывной профессиональной подготовки офицеров ВВ МВД РФ, целенаправленно созданная в соответствии с разработанной в рамках нашего исследования педагогической концепцией, позволила повысить эффективность формирования профессиональной устойчивости как курсантов вузов ВВ МВД РФ, так и офицеров воинских частей ВВ МВД РФ.

В Заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы:

1. Профессиональная устойчивость офицера ВВ МВД России – это интегральная характеристика отношений в системе «человек – профессия – общество», проявляющаяся как определенная система индивидных, субъектных и личностных свойств офицера ВВ МВД РФ как человека и профессионала, определяющая возможности и желание данного человека выполнять данную профессиональную деятельность и осуществлять личностную самореализацию в рамках данной профессии.

2. Образовательная среда профессиональной подготовки офицеров ВВ МВД РФ, ориентированная на формирование профессиональной устойчивости, представляет собой построенную на основе ряда определенных педагогических принципов, которые можно разделить на общепедагогические и специальные, систему взаимосвязанных структурных компонентов, в своей целостной соорганизованности обеспечивающих целенаправленные педагогические воздействия на все структурные составляющие профессиональной устойчивости, а также адекватные условия для активного саморазвития данных составляющих самими обучаемыми.

3. Профессиональная устойчивость офицера ВВ МВД РФ выполняет следующие функции: обеспечивает успешность и эффективность профессиональной деятельности на различных этапах профессионального становления, а также адекватное (нормативное) профессиональное и личностное развитие; помогает конструктивно и с наименьшими ресурсными затратами выходить из нормативных личностных и профессиональных кризисов, уменьшая риск возникновения ненормативных; предохраняет от возникновения профессиональных деформаций личности; обеспечивает более полные возможности профессиональной и личностной самореализации; защищает от воздействия профессиональных и жизненных стрессов, купируя их последствия; создает прочную профессиональную основу жизненного пути человека.

Для формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в образовательной среде к педагогическим условиям относятся следующие: наличие адекватной педагогической направленности педагогических работников, командиров и иных лиц, включенных в субъектную часть данной среды; наличие четкой концепции развития данной среды, соответствующей педагогической концепции формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ; высокий уровень профессиональной, педагогической и психологической квалификации педагогических работников и командиров и др. К педагогическим средствам относятся: обязательный входной контроль и периодический мониторинг состояния профессиональной устойчивости обучаемых и общего состояния образовательной среды; специальные мероприятия, направленные на компенсацию и устранение недостатков в профессиональной устойчивости обучаемых и педагогов; педагогические воздействия, направленные на обеспечение позитивного восприятия образовательной среды со стороны педагогов, обучаемых и командиров войсковых частей; педагогические воздействия, направленные на обеспечение психологической безопасности образовательной среды, включая психологическую безопасность внутри коллектива курсантов (офицеров), психологическую безопасность в коллективе педагогов и психологическую безопасность отношений между педагогами и обучаемыми и др.

4. Формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ предусматривает циклический, периодически и по мере необходимости (в зависимости от ситуации) повторяющийся процесс, включающий следующие стадии: 1) мотивирования к изменениям; 2) когнитивного накопления; 3) рефлексии и индивидуального самоопределения; 4) формирования соответствующей компетентности, отработки необходимых умений и навыков; 5) закрепления и практического применения. Данные стадии, содержание которых раскрыто в ходе исследования, характерны для всех основных этапов формирования профессиональной устойчивости, в качестве которых в рамках данной модели выделены следующие этапы непрерывного профессионального образования офицера ВВ МВД РФ: 1) профессионального и личностного самоопределения (до поступления в военный вуз); 2) профессиональной подготовки в военном вузе; 3) текущего прохождения службы в войсках; 4) периодического повышения квалификации; 5) профессиональной переподготовки. При воздействии на данный процесс происходят изменения в структуре профессиональной устойчивости офицера ВВ МВД РФ, включающей три уровня – индивидный, субъектный и личностный, первые два из которых включают по две подсистемы – «уровневую» и «стабилизационную», обеспечивающие, соответственно, необходимые уровень и стабильность производительности, качества и надежности профессиональной деятельности и жизнедеятельности человека. Внутри каждого уровня выделяются компоненты, соответствующие определенным группам элементов – свойств человека.

5. Установлено, что отечественная и зарубежная системы подготовки офицерских кадров силовых структур, обладающие во многом уникальным педагогическим опытом, в настоящее время затрудняет его использование в связи с глубокой спецификой профессиональной деятельности и профессиональной подготовки офицеров ВВ МВД РФ. Однако при формировании образовательной среды использовались идеи средового подхода, развивающиеся на протяжении всей истории педагогической мысли и тесно связанные с такими основополагающими принципами современной педагогики, как принципы природосообразности, культуросообразности, народности, гуманизма, экологичности, поликультурности, здоровьесбережения. Применение данных принципов позволяет рассматривать образовательную среду, включающую уровни довузовского, вузовского и послевузовского (в том числе – в действующих воинских частях ВВ МВД РФ) образования, что существенно повышает педагогическую эффективность формирования профессиональной устойчивости во всех охваченных разновидностях групп (школьников, абитуриентов, курсантов, а также войсковых офицеров ВВ МВД РФ).

6. С целью эффективного формирования образовательной среды на основе авторской концепции разработана модель профессиональной деятельности офицера ВВ МВД РФ, отражающая ее основное содержание, качественную специфику и основные функции, выполняемые офицером ВВ МВД РФ в процессе своей профессиональной деятельности (служебно-боевую, административно-служебную, воспитательно-педагогическую, организационно-управленческую, социально-правовую, общественно-политическую и административно-хозяйственную), вариативные условия ее выполнения, находящиеся в диапазоне от обычных (нормальных) до экстремальных.

7. Анализ результатов эксперимента показал, что традиционная образовательная среда профессиональной подготовки офицеров ВВ МВД РФ (контрольные группы) обеспечила повышение общего (комплексного) в профессиональной устойчивости в двух из четырех блоков. В то же время в двух других блоках за два года проведения эксперимента этот показатель практически не изменился (формально даже несколько уменьшился). Экспериментальная образовательная среда обеспечила существенное повышение общего (комплексного) профессиональной устойчивости во всех четырех блоках. При этом данное повышение существенно выше, чем аналогичное повышение в контрольных группах.

Выяснено, что дополнительным объективным подтверждением целевой эффективности созданной экспериментальной образовательной среды является тот факт, что для экспериментальных групп существенно ниже, чем для контрольных, показатель «выхода из профессии» за время эксперимента.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии

1. Кучер В.А. Теоретико-педагогические основы формирования образовательной среды подготовки офицерских кадров. Монография. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2008. – 120 с.

2. Кучер В.А. Толерантность и интолерантность. Монография. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2009. – 128 с.

3. Кучер В.А., Бургун В.Г. Профессиональная устойчивость офицера как цель воспитания и обучения курсанта. Монография. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2010. – 128 с. (авт. вклад – 70 %).

Учебные и методические пособия

4. Кучер В.А. Тренинг толерантности для курсантов вуза ВВ МВД России. Учебное пособие. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2005. – 45 с.

5. Кучер В.А. Перспективы развития военно-политической и экономической обстановки в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации (Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия – Алания) на ближайшую (до 2010 г.) и долгосрочную (до 2015 г.) перспективу. / Кучер В.А. Коновалов А.В. Под общ. ред. С.М. Теммоева. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2007. – 66 c. (авт. вклад – 60%).

6. Кучер В.А. Методологические основы строительства и развития ВВ МВД России. Учебное пособие / НИиРИО. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2009. – 67 с.

7. Кучер В.А. Тренинг адаптации для курсантов вуза ВВ МВД России. Учебное пособие. – Владикавказ: СКВИ ВВ МВД России, 2010. – 50 c.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

8. Кучер В.А. Факторы, влияющие на состояние профессиональной устойчивости офицерских кадров ВВ МВД России. // Дискуссия. – Екатеринбург, 2011. – № 5. – С.25 – 27.

9. Кучер В.А. Толерантность как компонент профессиональной устойчивости// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – Пятигорск, 2011. – № 2. – С.347 – 351.

10. Кучер В.А. Сравнительный анализ педагогических моделей образовательной среды В.А. Ясвина и В.И. Панова. // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2011. – №5. – С. 90 – 98.

11. Кучер В.А. Оценка профессиональной устойчивости офицерских кадров внутренних войск МВД России. // Дискуссия. – Екатеринбург, 2011. – № 6. – С.108 – 113.

12. Кучер В.А. Особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов в военно-образовательной сфере // Ученые записки университета им. Лесгафта – Сп-б., 2011. – №8 (78) – С.110 – 115.

13. Кучер В.А. Профессиональная устойчивость как фактор формирования личности офицера МВД РФ // Современные исследования социальных проблем. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – №2. – С.142 – 143.

14. Кучер В.А. Культура толерантности в профессиональной подготовке военнослужащих внутренних войск МВД России // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2011. – №9. – С.242 – 249.

15. Кучер В.А. Теоретико-методологические подходы к пониманию образовательной среды // Дискуссия. – Екатеринбург, 2011. – № 8. – С.94 – 97.

. // Известия ЮФУ. – Ростов-на-Дону, 2011. – №10. – С.185 – 192.

Статьи и тезисы

18. Кучер В.А. Толерантность как условие сотрудничества и саморегуляции служебно-боевой деятельности//Материалы Международной научно-практической конференции «Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» – Екатеринбург, 2003. – С.213 – 216.

19. Кучер В.А. Предпосылки формирования этнической толерантности курсантов ВВ МВД России в условиях вуза//Психолого-педагогические исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва – Челябинск: Издательство «Образование», 2003. – С.260 – 262.


загрузка...