Формирование профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД РФ в образовательной среде современного военного института (13.03.2012)

Автор: Кучер Владимир Александрович

4. Расширена методологическая база модернизации высшего военно-профессионального образования путем интеграции ряда ключевых педагогических подходов (личностно-ориентированного, гуманистического, компетентностного, аксиологического) за счет их комплексного применения при формировании образовательной среды, обеспечивающей высокий уровень профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ.

5. Уточнен и конкретизирован для применения к формированию и использованию образовательной среды ряд следующих теоретических понятий: образовательная среда, профессиональная устойчивость и др., что дополняет понятийно-терминологический аппарат современной педагогики в целом и военной педагогики в частности.

6. Выявленные в ходе исследования трудности формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в образовательном процессе задают перспективные направления дальнейшего развития педагогической теории применительно к высшему военно-профессиональному образованию.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработаны и внедрены в учебный процесс практические рекомендации по формированию образовательной среды вуза, а также в процессе повышения квалификации и переподготовки обеспечивающей формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ.

2. Рекомендации по формированию образовательной среды, обеспечивающих формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ могут быть использованы учителями в процессе обучения в системе начальной военной подготовки в школах, а также преподавателями кадетских корпусов и Суворовских военных училищ.

3. Результаты исследования по формированию профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в образовательной среде высших военных образовательных учреждений, а так же в условиях непосредственного прохождения службы, а также при повышении квалификации и переподготовке применимы к военнослужащим любого пола, так как являются общими.

4. Материалы диссертации используются в учебно-воспитательном процессе при подготовке и переподготовке офицерских, преподавательских и командных кадров в ряде высших военных училищ и институтов внутренних войск МВД России, а также при организации профессиональной деятельности ряда подразделений ВВ МВД РФ.

5. Подобраны и разработаны комплексы диагностических методик, позволяющих осуществлять профессиональный отбор офицерских и преподавательских кадров, диагностику и мониторинг их профессиональной устойчивости, а также факторов, влияющих на ее формирование.

6. Разработаны и внедрены комплексы психолого-педагогических методик, направленных на повышение профессиональной устойчивости и развитие профессионально значимых качеств офицерских, преподавательских и командных кадров СКВИ, СВИ и СПВИ ВВ МВД РФ .

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:

использованием модели формирования профессиональной устойчивости, доказавшей свою эффективность при реализации комплексного плана модернизации образования в СКВИ ВВ МВД России;

практическим применением взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования;

масштабами организации исследовательской работы в рамках профессионально-педагогической деятельности военных институтов ВВ МВД России, курсов по подготовке младшего офицерского состава и повышения квалификации офицерского состава Северо-Кавказского военного института ВВ МВД России;

использованием современных методик сбора и обработки исходной информации, а также массива ведомственной статистики;

данными валеологического мониторинга, раскрывающего положительную динамику в формировании профессиональной устойчивости выпускников военных институтов и офицеров в войсках;

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная устойчивость офицера ВВ МВД РФ представляет собой системное качество личности, обусловленное взаимоотношениями структурных составляющих системной триады «личность – профессия – общество» и состоящее в способности в течение длительного времени адекватно соответствовать требованиям профессиональной деятельности в процессе своего карьерного роста. Применительно к конкретной специальности профессиональная устойчивость обусловливает ее сущностную, интегральную характеристику как общую способность к инициированию и регуляции целенаправленной активности, самореализации, самоутверждению и непрерывному самосовершенствованию в процессах образования, профессионального становления и социального взаимодействия. Становление профессиональной устойчивости в образовательной среде и практической деятельности представляет собой сложный системный процесс, характеризующийся взаимодействием траекторий личностного развития, профессионализации, социализации, межличностной профессиональной коммуникации и профессионального взаимодействия.

2. Образовательная среда формируется на основе, разработанной в рамках исследования концепции, включающей уточнение понимания профессиональной устойчивости, ее структуры и функций, ряд определенных педагогических принципов, методологических оснований, теоретических положений, методических подходов, феноменологических и эмпирических обоснований, а также соответствующую педагогическую модель образовательной среды (ее структурные компоненты, функциональные связи, педагогические условия и средства.).

При разработке педагогической концепции формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в образовательной среде целесообразно учесть исторический педагогический опыт развития средового подхода, имеющиеся теоретико-методологические модели образовательной среды, а также результаты систематизации и обобщения отечественного и зарубежного опыта профессиональной подготовки офицерских кадров.

3. Образовательная среда современного военного института, обеспечивающая высокий уровень профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ, должна предусматривать основные функции, выполняемые офицером ВВ МВД РФ в процессе своей профессиональной деятельности (служебно-боевая, социально-правовая, воспитательно-педагогическая, административно-служебная, организационно-управленческая, общественно-политическая, административно-хозяйственная), а также широко вариативные условия ее выполнения, находящиеся в диапазоне от обычных (нормальных) до экстремальных.

Уровень профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ в процессе ее формирования детерминируется факторами: удовлетворенностью выбранной профессией и профессиональной деятельностью; адекватной профессиональной направленность личности, интегральным уровнем сформированности профессионально важных и профессионально значимых качеств, в первую очередь – личностных; толерантной направленностью и адекватной структурой мотивации профессиональной деятельности.

4. Создание специализированной практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ, целесообразно осуществлять на основе комплексного применения общих и специальных (ранней профессионализации; непрерывности профессиональной подготовки; психологического контроля профессиональной пригодности; педагогического мониторинга состояния профессиональной устойчивости и т.д.) педагогических принципов, ориентированных на специфику подготовки и профессиональной деятельности офицера ВВ МВД РФ. Кроме этого, в образовательной среде должны быть созданы определенные педагогические условия: наличие адекватной педагогической направленности различных педагогических работников и иных лиц (например, командиров), включенных в субъектную часть данной среды; наличие четкой концепции развития данной среды, соответствующей педагогической концепции формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ.

5. Становление профессиональной устойчивости в образовательной среде и практической деятельности представляет собой сложный системный процесс, характеризующийся взаимодействием процессов личностного развития, профессионализации, социализации, межличностной профессиональной коммуникации и профессионального взаимодействия.

Профессиональную подготовку офицера ВВ МВД РФ целесообразно рассматривать как длительный непрерывный процесс, не ограничивающийся рамками получения профессии в военном вузе, а продолжающийся в течение всего периода профессионального становления всей профессиональной деятельности. В силу этого в структуру образовательной среды, обеспечивающей формирование профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ, целесообразно включить четыре основных составляющих: образовательную среду системы начального, общего и дополнительного образования образовательных учреждений; образовательную среду базового высшего учебного военного заведения; образовательную среду боевого подразделения; образовательную среду учреждений повышения квалификации, переподготовки.

6. Теоретико-педагогическая модель формирования профессиональной устойчивости офицеров ВВ МВД РФ предусматривает циклический, периодически и по мере необходимости (в зависимости от ситуации) повторяющийся процесс, включающий пять стадий: мотивирования к изменениям; когнитивного накопления; рефлексии и индивидуального самоопределения; формирования соответствующей компетентности, отработки необходимых умений и навыков; закрепления и практического применения.

К основным детерминантам формирования профессиональной устойчивости офицера ВВ МВД РФ в образовательной среде относятся следующие факторы: ценностно-мотивационные, деятельностно-результативные, оценочно-рефлексивные, регулятивный, коммуникативно-организаторские, статусно-ролевые. Неравномерность и разновременность их воздействия и изменения определяет индивидуальные особенности становления профессиональной устойчивости офицеров и задает необходимую вариативность педагогического взаимодействия и организации образовательного процесса.

Информированием научной и военной общественности о проводимом исследовании через монографии, статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК для специальности «Педагогика»; в тезисах выступлений на научных конференциях, сборах руководящего состава военных вузов, различных заседаниях, совещаниях, региональных, межвузовских, академических и кафедральных семинарах, международных научно-практических конференциях («Коллизии свободы в постиндустриальном обществе» (Екатеринбург, 2003), «Наука: теория и практика» (Украина, г.Днепропетровск, 2006), «Будущие проблемы современной науки» (Болгария, г.София, 2008), «Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях» (Нальчик, 2008), «Национальные проекты и сбережение нации» (Москва, 2008) «Тенденции развития юридической науки в современных условиях» (Украина, Горловка, 2010), «Научное лето - 2011» (Украина, Киев, 2011), « Передовые научные разработки – 2011» (Польша, г.Прага, 2011)).

Непосредственной разработкой специальных тренингов для адаптации и формирования толерантности курсантов (на 20 часов); разработкой предложений, направленных на совершенствование содержания, организации и методики профессионального отбора, диагностики и формированию мотивационной готовности выпускников к службе в войсках.

Представленные в работе материалы и практические рекомендации по формированию профессиональной устойчивости в образовательной среде внедрены в учебно-воспитательный процесс Северо-Кавказского, Санкт-Петербургского и Саратовского военных институтах внутренних войск МВД России, командном факультете внутренних войск Общевойсковой академии ВС РФ, Северо-Кавказском суворовском военном училище, используются в процессе преподавания учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Воспитательная работа в подразделении», «Управление кадрами».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы (535 наименований) и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методология исследования; представлены его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблемы формирования профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД России в образовательной среде» на основе целенаправленного анализа научно-педагогической литературы и практического военно-профессионального опыта исследовано состояние проблемы формирования профессиональной устойчивости офицеров внутренних войск МВД России.

Обобщение накопленного в отечественной и мировой науке и практике опыта подготовки офицерских кадров и выявление следующих из него актуальных тенденций развития позволяет заключить, что одним из приоритетных направлений теории военной педагогики становится переосмысление существующих и разработка новых концептуальных подходов к проектированию, организации и реализации образовательного процесса профессиональной подготовки офицерских кадров, в том числе и в первую очередь – в соответствующих высших учебных заведениях, т.к. именно здесь формируются базовые основы профессионализма и профессионального становления офицера. Подобные разработки с необходимостью должны учитывать динамику и глубину принципиальных изменений, которые происходят в современных российских условиях на разных уровнях жизнедеятельности будущего офицера-профессионала – как индивида, субъекта, личности и индивидуальности (по Б.Г.Ананьеву), в их как дифференцированной представленности, так и интегральной общности. В результате, в частности, возрастает значимость теоретических и практико-ориентированных исследований, выявляющих педагогические закономерности формирования не только отдельных свойств (индивидных, субъектных, личностных), но и комплексных, интегральных качеств будущего или действующего офицера, к которым относится профессиональная устойчивость. С нашей точки зрения, именно на этой основе представляется возможным внести соответствующие остро необходимые инновационные и модернизационные изменения в постановку и реализацию адекватных образовательных целей подготовки офицерских кадров и стратегий их достижения.

Построенная рабочая функциональная модель профессиональной деятельности офицера ВВ МВД РФ (рис.1) отражает, с нашей точки зрения, основное содержание и специфику данной деятельности и может использоваться при разработке педагогической концепции образовательной среды, предназначенной для профессиональной подготовки данной категории офицеров.

Рис. 1. Модель профессиональной деятельности офицера ВВ МВД РФ

Данная модель предусматривает основные функции, выполняемые офицером ВВ МВД РФ в процессе своей профессиональной деятельности, а также широко вариативные условия ее выполнения, находящиеся в диапазоне от обычных (нормальных) до экстремальных.

Важно подчеркнуть, что, выполняя все указанные профессиональные функции, офицер ВВ МВД России является носителем социально-эталонных моделей поведения: именно военнослужащие внутренних войск МВД призваны нести ответственность за поддержание Конституционного порядка в государстве; в силу своей профессиональной деятельности постоянно являются наблюдателями антисоциальных моделей его поведения. В.И.Бакштановский считает, что «в сложной конфликтной ситуации может устоять, победить только нравственная мудрость, только союз совести и разума. Только единство требований нравственности и социальной целесообразности». Следовательно, чтоб не происходило «заражение» (менее критичное восприятие антисоциальных, противоправных моделей) общества необходимо четкое осознание ими собственной ценностно-смысловой сферы и, соответственно, упрочнение их субъективной нравственной культуры.

Нравственная культура российского офицера – это социально обусловленный мировоззренческий уровень нравственного проявления в отношениях к себе, другим людям, воинскому коллективу, активной деятельности в интересах боевой готовности.


загрузка...