Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта (13.03.2012)

Автор: Ануфриева Наталья Ивановна

УДК 378.147

АНУФРИЕВА Наталья Ивановна

ФЕНОМЕН НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА

Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(музыка, уровни общего и профессионального образования)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре социологии и философии культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Цыпин Геннадий Моисеевич;

доктор педагогических наук,

профессор

Рапацкая Людмила Александровна;

доктор искусствоведения,

профессор

Имханицкий Михаил Иосифович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Защита состоится «____» ___________________ 2012  г. в _______ часов на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.20 при Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан «_____»__________________2012 г.

Ученый секретарь Совета по защите

докторских и кандидатских диссертаций,

кандидат педагогических наук, профессор И.С. Аврамкова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Характерной особенностью нашего времени является нарастание глобализационных процессов, создание мировых и межгосударственных сообществ, усиление интеграционных тенденций во всех сферах экономической, социально-политической и духовной жизни. В силу назревших социальных задач все большую остроту и актуальность приобретает научное постижение особой роли народной культуры в системе духовных ценностей, распознание внутренних потенций народной традиции, продуктивно проявляющихся в процессе формирования мировоззрения личности, ее потребностей, идеалов, образа жизни. Сегодня художественные формы народной культуры характеризуются как наиболее фундаментальные, субстратные понятия о закономерностях развития, явлениях, процессах и связях, выделяемых исследователями сущностных свойств культуры, несущих в себе ее «антропологический код» (Л.А. Черная), соотнесенность в ней «художественности и духовности» (Л.А. Рапацкая), на основании чего осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов, разрабатываются методологии их познания.

В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к характеру взаимодействия народной художественной культуры и современного человека; механизмам социально-эстетической действенности народной традиции, которые непосредственно обусловливают аккумулирование и закрепление художественного опыта человечества; формируют общественный субъект как всестороннюю, гармонично развитую личность, способную целостно проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности.

В исследовании народной художественной культуры можно выделить два этапа, имеющих решающее значение в осмыслении его исторической значимости и философской, художественно-эстетической сущности. Первый - переход к комплексному исследованию, то есть рассмотрению в контексте действующих во времени и пространстве различных форм творческой деятельности; второй - переход к освещению генезиса, социальных основ, прогрессивной направленности развития с культурологических позиций. Причем исторически закономерен и, крайне важен на современном этапе исследования обозначенной проблемы, выход в широкий контекст духовной жизнедеятельности общества, в котором осуществляется взаимодействие народной художественной культуры с другими формами духовной культуры, в частности с философией, эстетикой, этикой, психологией, педагогикой.

Сознание человека формируется под воздействием геобиоценозных условий (Л.Н. Гумилев), а также под влиянием социокультурной среды. Формы социокультурного взаимодействия человека с миром коренятся в полифоническом строе исторических, генетических и функциональных условий. Поэтому образование, являясь подсистемой культуры, выполняет одну из важнейших функций, - становления творческой личности, которая должна быть подготовлена к успешной социализации в условиях существующей культуры. В свою очередь, воспитание, обучение, формирование культуры поколений, выступая как основная задача всей системы образования, являются показателями культурного единства и должны рассматриваться в более широком социокультурном контексте. Основой системы образования являются общество, государство, семья, род. Определенные типы социального бытия порождают соответствующие образовательные модели. Следовательно, образование и воспитание на всех возрастных ступенях развития человека, обеспечивают механизм культурогенеза, реализуя способность активно взаимодействовать со всеми типами и видами культурной среды.

Основу культурного наследия различных исторических эпох составляют традиции и ценности коллективного опыта, социальные установки общества. В 2009 г. члены-корреспонденты РАО А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков разработали Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая стала методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В общих положениях Концепции подчеркивается: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Сложившаяся система образования и воспитания молодого поколения на разных уровнях выполняет социальный заказ общества на основе субъектной информационной культуры обучающихся, способных к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации. При этом профессиональная школа, участвуя в совершенствовании производительных сил, в создании нового субъекта общества, оказывает существенное влияние на темпы, качество и способы реализации социальной и экономической политики обновления страны.

Характер социальных процессов в современном обществе предполагает обновление системы профессиональной подготовки кадров, пересмотр содержания образования на основе воспроизводства духовности, развития способности личности обучающегося к самореализации и самоактуализации, выбору ценностей, определению мировоззренческих позиций, имеющих явно выраженную социальную и личностную значимость. Целостный образовательный процесс в высшей профессиональной школе должен обеспечить условия для формирования и развития культурных и социальных компетенций личности будущего специалиста, для интеграции потенциала культурного наследия общества в содержание обучения многофункциональной направленности. Это позволяет актуализировать широкий спектр возможностей личности выпускника и способствует его успешной самоидентификации, самореализации и самоактуализации в современном пространстве культуры.

Социально-философская интерпретации понятия «народная художественная культура», как основы мироощущения и миропонимания человека, дает возможность включить его в ряд характеристик путей и способов активизации учебного процесса в образовательном пространстве профессиональных учебных заведений.

Представления о функционировании культурных явлений во времени и пространстве претерпевали различные модификации от одного исторического периода общества к другому, влекли за собой изменения картины мира, мировоззрения человека, а, следовательно, и изменения в художественном творчестве человека. В свою очередь, художественно-творческая деятельность людей, выступая в качестве инструмента освоения форм социального и природного пространства в конкретной культурно-исторической среде, нашла широкое истолкование, а затем укоренилась в различных видах народного творчества. Феномен народной художественной культуры как выражение глубинной сущности народа, его особенностей, неповторимости, его «общей славы в прошлом и общей воли в настоящем» (Э. Ренан) в системе профессионального музыкального образования становится одним из важнейших факторов духовного становления личности, основой для сохранения культурной самобытности, определяющей вектор социокультурных процессов в общественной жизни, специфику формирования мироотношения, мироощущения, мировосприятия и мировоззрения в многомерном пространстве отечественной культуры.

Однако следует констатировать, что сегодня, в условиях глобализации, острой кризисной ситуации, социальной нестабильности, народная художественная культура заметно сместилась в иерархии ценностей общества, уступая агрессивному напору новых ценностей технократической цивилизации, что составляет основную проблему исследования, характеризующуюся целым рядом острых противоречий, между:

необходимостью сохранения и приумножения духовного богатства народа и структурой приоритетов качества жизни современного общества, где ключевое место занимает накопление материальных благ, причем, не всегда связанное с устремленностью к богатству, а достаточно часто обусловленное необходимостью выживания в сложных условиях нашего времени;

оттеснением духовно-нравственных ценностей на периферию социальной мотивации и человеческого сознания и необходимостью создания в системе профессионального образования педагогических условий для формирования целостной, гармоничной личности человека-гражданина;

необходимостью осуществления значительных изменений в системе высшего профессионального образования и сохранившимися традиционными формами организации процесса обучения и воспитания будущего профессионального музыканта.


загрузка...