Содружество Независимых Государств в системе межгосударственных и конституционно-правовых отношений (13.02.2012)

Автор: Забейворота Александр Иванович

– развал СНГ.

При этом эволюция СНГ в полноценное интеграционное объединение или хотя бы избежание развала СНГ и сохранение сегодняшнего международно-правового положения этой организации возможно при выполнении следующих условий:

– дополнение учредительных документов СНГ положениями, закрепляющими: правовую форму СНГ как регионального международно-правового объединения суверенных государств, что позволит избежать возможные коллизии между положениями Устава СНГ, Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и положениями, принятых на их основании новых договоров;

– закрепление четкой и детально регламентированной компетенции органов СНГ, порядка приобретения правового статуса «участник Содружества», мер ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение Соглашения, закрепление универсального перечня прав и свобод человека.

– создания эффективной и стройной системы международно-правовых норм, основанных на едином учредительном акте, в корреспонденции с которым будет строиться вся система норм права СНГ и на базе которого должна происходить унификация внутреннего законодательства стран-участниц СНГ. Только тогда материальные процессы, происходящие внутри этих стран на основе унифицированных законодательных актов, повлекут за собой серьезные международно-правовые договоренности и будут служить общим двигателем интеграции на территории государств СНГ;

– создание гибкого институционального механизма СНГ, сочетающего элементы наднациональности и межгосударственности в регулировании и реализации договоренностей в соответствии с реалиями и потребностями на каждом этапе интеграции и дальнейшего совместного развития.

6. Представлена авторская концепция сложноструктурированной модели взаимодействия и взаимного влияния национальных законодательств государств СНГ и модельного законодательства, принятого Межпарламентской ассамблеей СНГ, основанная, в том числе, на выдвинутом и обоснованном выводе о том, что содержащиеся в конкретных международных договорах членов Содружества и в модельном законодательстве (модельных кодексах), принятом Межпарламентской ассамблеей СНГ, нормативные комплексы существенно обеспечивают повышение эффективности национального регулирования и придают законодательному процессу на уровне указанных государств свойства большей гибкости и оперативности, но при этом оставляют возможности учета в законодательном процессе национальной специфики, степени интегрированности в общие процессы.

7. Представлен и обоснован вывод о том, что деятельность органов Содружества Независимых Государств и органов Союзного государства России и Беларуси формирует и апробирует множественные модели и механизмы эффективного правового регулирования, эффективной выработки и реализации государственных управленческих решений в различных сферах общественных отношений, позволяя для государств-участников указанных межгосударственных организаций в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечить и реализовать реальные возможности государственного строительства, обеспечивающего устойчивость правовых порядков в этих государствах, их суверенитета и территориальной целостности, а также перспективы динамичного экономического роста и усиления влияния этих государств на развитие мировой хозяйственной системы.

8. Анализ правового статуса и деятельности Межпарламентской ассамблеи и Экономического Суда СНГ позволил выдвинуть и обосновать предложения о расширении полномочий:

- Межпарламентской ассамблеи СНГ, наделив ее правом не только принимать модельное законодательство, но и акты, имеющие обязательную юридическую силу для государств-членов Содружества Независимых Государств по стратегическим вопросам, перечень которых должен быть отражен в ключевых документах Содружества Независимых Государств;

- Экономического Суда СНГ, наделив его более широкой юрисдикцией по рассмотрению экономических споров и правом рассматривать не только споры, вытекающие из обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, других институтов СНГ, но и правом рассматривать экономические споры, вытекающие из двусторонних и многосторонних договоров государств – членов.

9. Системный анализ регулирования и реализации соглашений государствами – членами СНГ позволил аргументировать вывод о том, что государственный механизм, обеспечивающий имплементацию международных договорных обязательств в национальные законодательства государств – членов СНГ и их последующую реализацию включает систему:

- источников национального права, возглавляемую конституциями соответствующих государств, закрепляющими основы взаимодействия общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров государств с национальным правом; способы имплементации международных обязательств в национальные правовые системы;

- органов государственной власти, государственных органов со специальным правовым статусом, вспомогательных государственных органов и государственных учреждений в которой главенствующая роль принадлежит органам внешних сношений государств – членов СНГ;

- специальный механизм предотвращения и устранения коллизий в национальном праве государств – участников СНГ. Представляется, что такой механизм включает установленные легальные процедуры разрешения противоречий, рассмотрения юридических споров; определение органов для предотвращения и устранения юридических коллизий; систему нормативных регулятивных и правозащитных мер по преодолению противоречий, устранению нарушений законности.

10. Функционирование государственного механизма по вопросам имплементации международных договорных обязательств в национальные законодательства государств – членов СНГ свидетельствует о «размывании» роли парламента в этом процессе и существенно отличается от его деятельности по упорядочению внутригосударственных отношений. Указанные отличия вызваны тем, что, во-первых, регулирование международно-правовых отношений в рамках СНГ проходит две стадии: выработка и подписание международного договора, а затем, на его основе, принятие внутригосударственного нормативного правового акта. Во-вторых, нормативный правовой акт, имплементирующий в национальное законодательство положения международных договоров, не может игнорировать международные обязательства государства, а нормативный правовой акт, регулирующий внутригосударственные отношения предоставляет правотворческим органам известную свободу действий. В-третьих, президенты, главы правительств, парламенты, министры иностранных дел активно участвуют в выработке нормативных положений в двух стадиях (международной и внутригосударственной); причем во второй стадии они доминируют среди других органов государственной власти.

11. Показано, что конституционно-правовое регулирование законодательного процесса и практика его реализации в большинстве стран СНГ (за исключением Молдовы) делает главу государства, подписывающим многочисленные договоры в рамках СНГ, реальным «хозяином» имплементации международных обязательств в национальное законодательство государства не только посредством контроля над парламентским большинством, но и «указного» нормотворчества.

12. Доказано, что выработка на межгосударственном уровне нормативных положений, содержащихся в конкретных международных договорах членов Содружества и модельном законодательстве (модельных кодексах), принятом Межпарламентской ассамблеей СНГ, существенно разнообразит способы их имплементации в национальные законодательства, позволяет повышать эффективность национального регулирования указанных вопросов и делать законотворческий процесс более гибким и свободным, отражающим национальную законотворческую специфику, степень интегрированности в общие процессы.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании отдельных положений, дополняющих и уточняющих терминологию науки конституционного и международного права;

изучении форм реализации межгосударственного сотрудничества государствами-членами СНГ, правовой природы различных форм международного сотрудничества государств-участников СНГ, а также в определении основных направлений их развития с учетом всего опыта существования Содружества.

Материалы диссертации способны послужить основой для дальнейших исследований проблематики правового регулирования международных и конституционно-правовых отношений при интеграции государств – участников Содружества Независимых Государств с акцентом на развитие между ними полноценных союзнических отношений с организацией наднациональных органов и опосредующих международных структур.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Практическое значение диссертационной работы определяется, в первую очередь, образующим часть диссертации и одним из наиболее существенных блоков ее научных результатов комплексом практических рекомендаций диссертанта по структурно-функциональному институционально-правовому совершенствованию СНГ и его институтов в системе межгосударственных и конституционно-правовых отношений, повышению международно-институциональной устойчивости и интегральной безопасности СНГ.

Материалы диссертации способны послужить основой для дальнейших исследований проблематики международно-правового и конституционно-правового обеспечения дальнейшей интеграции государств – участников Содружества Независимых Государств с акцентом на развитие между ними полноценных союзнических отношений с организацией наднациональных органов и опосредующих международных структур.

Выводы диссертации могут быть использованы в международной и конституционно-правовой практике государств-участников Содружества Независимых Государств, а также в процессе совершенствования самой этой организации и возникающих при ее посредстве интеграционных объединений, в частности при разработке модельных нормативных актов, а также регламентов.

Ключевые авторские концепции и подходы могут найти широкое применение в образовательном процессе по юридическим, экономическим и смежным с ним дисциплинам как в российских вузах, так и в учебных заведениях высшего профессионального образования государств-участников СНГ.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты диссертационного исследования, сформулированные в диссертации основные положения и выводы, составившие ядро научной концепций автора и вносимые на защиту, успешно прошли необходимую апробацию в опубликованных автором научных монографиях, многочисленных научных статьях, а также в представленных на научно-практических конференциях докладах автора.

Представленные в диссертационном исследовании авторские положения и выводы были обсуждены и одобрены на заседании кафедры конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета.

Результаты научных исследований диссертанта по ключевым авторским концептуальным наработкам успешно внедрены в учебный процесс Российского государственного торгово-экономического университета в рамках реализации образовательных программ бакалаврской и магистерской подготовки по юриспруденции (учебные курсы по международному праву и по конституционному праву), программ дополнительного образования с 2001 г. по настоящее время.

Отраженные в диссертации авторские научные концептуальные подходы и построения, идеи и предложения успешно прошли апробацию в докладах автора на более чем 30 научных конференциях, в числе которых:

Межпарламентская конференция «Беларусь, Россия, Украина – опыт и проблемы интеграции» (10–11.06.1999; г. Киев, Украина);

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» (8 декабря 2002 г., г.Санкт-Петербург);

Международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства Республики Беларусь на современном этапе» (9 декабря 2004 г., г.Минск, Беларусь);

Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства» (12 – 14 декабря 2006г., г.Москва);

Международная научно-практическая конференция «Великая Отечественная война. История и современность» (12.12.2008; г. Луганск, Украина);

Международный экономический форум государств – участников СНГ «20 лет вместе: опыт сотрудничества и перспективы» (18.03.211; Москва);

Международная научно-практическая конференция «Равноправие украинского и русского языков – основа консолидации народа Украины» (15-16 мая 2009 г., г.Луганск, Украина)

Международная научно-практическая конференция «Послесоветское пространство: перспективы международного социально-экономического сотрудничества и партнерства» (11–17.09.2011; г. Бишкек, Кыргызстан).

Многолетняя профессиональная деятельность диссертанта в качестве члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (1996–2000 гг.), члена депутации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств (1996–2000 гг.), на должностях председателя Мандатной комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и заместителя председателя постоянной комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (1996 – 2000 гг.), позволили не только полномасштабно апробировать целый комплекс научных идей, подходов и концепций, заложенных в основу настоящего диссертационного исследования, но и полноценно воплотить их в жизнь через множество федеральных и федеральных конституционных законов Российской Федерации, документов Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Более того, ряд идей автора получил реализацию в нормативных правовых актах некоторых государств-участников Содружества Независимых Государств.

Активное участие автора в 2001–2011 гг. в экспертном обеспечении деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и Межпарламентской ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств также позволило осуществить апробацию многих концептуальных подходов и научных идей автора.


загрузка...