Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы (13.02.2012)

Автор: Ульянова Ирина Валентиновна

Результаты диагностики сформированности смысложизненных ориентаций учащихся экзистенциально-психологического уровня (эмоциональная удовлетворенность субъектов образовательным процессом, личностный рост, осознанное отношение к формированию смысложизненных ориентаций). По результатам шкалирования абсолютных гуманистических ценностей (11 кл.): ценности «Жизнь» и «Здоровье» в контрольной и экспериментальной группах одинаково предпочитаемые (по 100% голосов – 10 баллов), «Красота» как ценность в обеих группах оценена 9 баллами; ценности «Добро», «Истина», «Свобода», «Труд» более предпочитаемы в экспериментальной группе (9 баллов против 6, «Труд» – 7 против 5), как и ценности «Ответственность» и «Толерантность» (9 баллов против 5 и 8 – против 5).

Сформированность у учащихся положительного образа будущей семьи (11 кл.) – рисунок «Моя будущая семья». Констатирующий эксперимент: КГ – 54% учащихся, ЭГ – 59%, формирующий эксперимент: КГ – 50% учащихся, ЭГ – 94%. Сформированность у учащихся положительного образа класса, школы (9 кл.) – рисунок «Мой класс». Констатирующий эксперимент: КГ – 13% учащихся, ЭГ– 14%, формирующий эксперимент: КГ – 14% учащихся, ЭГ – 86%.

Сформированность смысложизненных ориентаций учащихся 11-х классов – общий показатель (тест «Смысложизненные ориентации» – Д.А. Леонтьев).

Диаграмма 3

Итоговые результаты психологической диагностики учащихся контрольной и экспериментальной групп показали, что по всем актуальным для исследования позициям учащиеся, включенные в формирующий эксперимент, продемонстрировали качественное и количественное преимущество результатов по сравнению с учащимися контрольной группы (диаграмма 3).

В рамках данного исследования фиксировалось влияние осуществляемых учащимися выборов и предпочтений на формирование смысложизненных ориентаций личности, в результате чего была выявлена их устойчивая взаимосвязь, коэффициент корреляции (по Пирсону) r> 0,5.

Наряду с положительными результатами, полученными в ходе проведенного эксперимента, были выявлены проблемы массовой общеобразовательной школы, препятствующие формированию смысложизненных ориентаций всеми субъектами образовательного процесса. Среди них– дефицит социально-психологических кадров, переполненность классов, сложности в организации специальных помещений, зон для психологических занятий, в обеспечении учащихся стимульным материалом, в материальной поддержке учителей-экспериментаторов, привлечении в школу молодых специалистов; отсутствие должности освобожденного классного руководителя.

Далее в главе обосновывается подготовка педагогических кадров к организации воспитательной системы школы по формированию смысложизненных ориентаций учащихся. В частности, в комплексной подготовке студентов факультетов психолого-педагогической направленности актуализируются семинарские занятия, оформляющиеся как комплекс аналитической, моделирующей, рефлексивной деятельности студентов и преподавателя. Эксперимент показал, что формирование смысложизненных ориентаций учителей – процесс крайне сложный и противоречивый. Значительная часть педагогов не объективирует знания смысложизненнориентационного характера (что зафиксировано и в исследованиях Н.Н. Никитиной, И.С. Сергеева и др.). В то время как профессиональное творчество, осознанное жизнетворчество предупреждают «эмоциональное выгорание», сохраняют физическое, психическое, духовное здоровье, укрепляет чувство любви (Б.М. Бим-Бад). Тем не менее, активная позиция администрации школы, систематическая стимулирующая деятельность специалиста-модератора, достижения педагогов, включенных в экспериментальную группу, личностное развитие воспитанников позволяют оптимизировать смысложизненноориентационную деятельность педагогического коллектива школы в целом. В рамках представленной воспитательной системы функции учителя, классного руководителя психолога, социального педагога сближаются, но не подменяют друг друга. В диссертации подробно охарактеризованы виды и формы совместной деятельности школьных специалистов.

В заключении обобщены результаты исследования, формулируются выводы:

1. На основе генезиса исследования феномена «смысложизненные ориентации учащихся» был выявлен его педагогический потенциал, раскрыто, что это личностный конструкт с элементами: «ценности жизни», «цели жизни», «ориентации».Дифференциация ценностей на абсолютные и эмпирические позволила «приблизить» их к целям жизни ученика, к конкретной реальности его бытия и одновременно обеспечить сохранность духовно-нравственных абсолютов культуры. Эмпирические ценности как осознаваемые личностью цели жизни и феноменологически ею переживаемые на уровне социокультурных смыслообразов обусловливают их типизацию и одновременно индивидуализацию, персонализацию. Ориентации – реальная самостоятельная деятельность во всем многообразии видов, обусловленная знаниями. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся как процесс триедин, включает в себя самостоятельную целенаправленную смысложизненноориентационную деятельность учащихся в образовательном процессе и вне его на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития; деятельность (воспитание, обучение, развитие) педагога, деятельность педагогического коллектива и семьи. Особенность функционирования феномена смысложизненных ориентаций учащихся в образовательном процессе заключается в его направляющем и одновременно диффузном и иррадиационном характере.

2. Проведенный ретроспективный анализ развития гуманистической педагогической парадигмы показал: гуманистическая педагогика изначально была сосредоточена на проблеме духовно-нравственного совершенствования ученика, его самореализации и способности к постижению смысла жизни, несмотря на то, что сам вопрос не номинировался в качестве центрального в представленной нами формулировке. Следовательно, богатый арсенал педагогических средств гуманистической педагогики всего периода ее развития способен обогащать современный образовательный процесс, связывая традиции с инноватикой.

3. Определены концептуальные положения педагогического направления по формированию смысложизненных ориентаций учащихся в условиях воспитательной системы школы. Это система мезопринципов: онтологического, здоровьеберегающего, гендерно-психологического, этико-эстетического, профориентационного, профилактического, соответствующих им направлений воспитания, системы методов, форм педагогической деятельности, расширяющих контекст основы общей педагогики, не нарушая ее целостности. Деятельность учащихся – совокупность ведущих видов и специальных. В педагогическом взаимодействии наряду с субъект-субъектными актуализируются субъективно-субъективные отношения учащихся и педагогов, реализуется демократически-творческий стиль педагогической деятельности. Эмпирическое исследование подтвердило теоретический посыл: воспитание ведет за собой обучение, а они вместе – ведут за собой развитие, формирование личности.

4. Феномен формирования смысложизненных ориентаций учащихся способен стать идеологическим ядром воспитательной системы школы. Сама воспитательная система – совокупность пространственных и функциональных, взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических признаков, реализуемых с определенной педагогической целью. Воспитательная система, содействующая формированию смысложизненных ориентаций учащихся, отличается наличием в ней теоретико-практических векторов, «удерживающих» идеологическую целостность образовательного пространства и одновременно «пронизывающих» образовательный процесс на всех его уровнях. Каждый вектор – это «система в системе». Он объединяет субъектов, кураторов, опирается на актуальные виды, формы, содержательные особенности специальной деятельности, обладает предметно-пространственной представленностью, охватывает материальные, социальные и идеальные средства.

5. Раскрыто содержание сфер смысложизненноориентационного пространства школы: образуемое за счет векторного каркаса, оно одновременно устойчиво и динамично, способно охватывать внутреннее пространство субъектов, школьную среду, глобальное мировое пространство. В подобных условиях, когда школа транслирует нормы демократического общества и содействует учащимся в формировании необходимых личностных качеств для самореализации в таком обществе и для созидания такого общества, необходимо, чтобы класс стал его мини-моделью. В этом случае диффузная группа школьников развивается до уровня группы-содружества. В «школьном педагогическом пространстве» выделяются три типа сред: 1) предметно-психо-физическая; 2) деятельностно-творческая; 3) духовно-нравственная, создаются оптимальные педагогические условия для апробации учащимися широкого разнообразия социальных ролей с учетом их возраста.

6. Разработана педагогическая технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся. Она представлена в статике и динамике. Технологическими средствами формирования смысложизненных ориентаций учащихся в образовательном процессе определены: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства: урок, тренинг, внеучебные мероприятия, школьные кружки, секции, клубы по интересам. Технология как процесс, развертываемый от цели к результату, – цепь педагогических условий, способствующих поэтапному движению ученика от самопознания, самоуважения через самовоспитание, саморазвитие к конкретным поступкам, гуманному жизнетворчеству, построению жизненного пути.

7. Проведен формирующий эксперимент, в процессе которого была проверена и статистически достоверно подтверждена эффективность воспитательной системы по формированию смысложизненных ориентаций учащихся. В модели комплексной диагностики воспитательной системы выделены два вида, педагогический и психологический (это предупреждает синкретизм педагогической деятельности); в педагогической диагностике определены критерии: социально-педагогический, общепедагогический. Они проявляются на 4 уровнях: высоком, среднем, низком, крайне низком.

8. Разработана система подготовки педагогических кадров к организации воспитательной системе и функционирования в ней. Показано, что такая подготовка должна быть связана с началом их обучения в вузе и продолжаться в течение дальнейшей педагогической деятельности.

В целом исследование показало, что в демократическом обществе формирование гуманистических смысложизненных ориентаций учащихся становится гарантом сохранения в нем плюрализма, демократических идеалов и ценностей, естественных и социальных прав человека. Под воздействием реальной угрозы распада этносоциогенеза, европейской цивилизации, все более очевидной становится необходимость «культурологизации» российского образования, что выражается в оказании эффективной помощи учащимся в формировании ими гуманно ориентированной жизненной позиции. Проведенная научно-экспери-ментальная работа с целью определения, научного обоснования и апробации воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся доказала правомерность обращения к данной проблеме. Внедрение в МОУ СШ № 16 г. Владимира в рамках воспитательной системы педагогических условий, содействующих формированию смысложизненных ориентаций учащихся, показало эффективность используемых педагогических средств. Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, задачи выполнены, цель достигнута.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования заявленной педагогической проблемы являются: определение дополнительных принципов педагогической деятельности по формированию смысложизненных ориентаций суворовцев в условиях воспитательной системы учреждения закрытого типа; разработка содержания программ, дидактических средств для проведения индивидуальных и групповых занятий по формированию смысложизненных ориентаций учащихся.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в 67 публикациях автора, в том числе это:

I. Монографии, учебно-методические пособия

1. Ульянова И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ и формирование у молодежи здорового образа жизни: учеб.-метод. пособие [Текст] / З.В. Коробкина, В.А. Попов, И.В. Ульянова и др. – Владимир: ВГПУ, 2004. – 150 с., авт. – 30 с. – 44%. – 1,87 п.л.

2. Ульянова И.В. Технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся в общеобразовательной школе. Воспитательная программа СОШ «Здравствуй, мир!»: методическое пособие [Текст] / И.В. Ульянова. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 156 с. – 10 п.л.

3. Ульянова И.В. Отклоняющееся поведение молодежи: словарь-справочник [Текст] / В.А. Попов, И.В. Ульянова, М.В. Данилова и д. – Владимир: ВГПУ, 2007. – 250 с.; авт. – 20 с. –8 %. – 0,1 п.л.

4. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся образовательной школы в педагогическом взаимодействии: монография [Текст] / И.В. Ульянова – Владимир: ВГГУ, 2007. – 210 с. – 15,31 п.л.

5. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций личности – фактор профилактики социальных отклонений молодежи: коллективная монография [Текст] / В.А. Попов, И.В. Ульянова, Т.В. Егорова, М.В. Данилова. – Владимир: ВГГУ, 2008. – 259 c. – авт. 75 с. – 29%. – 4,68 п.л.

6. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций (гриф УМО): учебное пособие [Текст] / И.В. Ульянова. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 245 с. – 15,31 п.л.

7. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся в контексте гуманистической педагогической парадигмы (теоретико-методологический аспект): монография [Текст] / И.В. Ульянова. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 282 с. – 17,62 п.л.

8. Ульянова И.В. Отклоняющееся поведение молодежи: социально-педагогический и психологический словарь [Текст] / под общ.ред. В.А. Попова . – 4-е изд. – Владимир, ВГГУ, 2010 . – 264 с. – авт. – 30 с. – 12%. – 0,23 п.л.

II. Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, состоящих в перечне ВАК РФ.

9. Ульянова И.В. Реализация психолого-педагогической концепции индивидуально-личностного сопровождения школьников в развивающем образовательном пространстве «Я сам!» [Текст] / И.В. Ульянова // Наука и школа. – 2002. – № 6. – С. 46-60. – 0,81 п.л.

10. Ульянова И.В., Фомина О.Е. Современная концепция смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования [Текст] / И.В. Ульянова, О.Е. Фомина // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» (Институт художественного образования Российской академии образования). – 2007. – № 3. – 7 с. – авт. – 70% – 0,3 п.л.

11. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся [Текст] / И.В. Ульянова // Педагогика. –2007. – № 7. – С. 43–50. – 0,88 п.л.

12. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе [Текст] / И.В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №10. – М.: МАНПО. – С. 29–35. – 0,87 п.л.

13. Ульянова И.В. Феномен «смысл жизни» в образовательном процессе / И.В. Ульянова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 12. – С. 146 –158. – 0,75 п.л.

14. Ульянова И.В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И.В. Ульянова // «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – № 1. – С. 183–189. – 0,88 п.л..

15. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся на уроках русского языка [Текст] / И.В. Ульянова // Русский язык в школе. –2009. – № 2. – С. 28–33. – 0,62 п.л.

16. Ульянова И.В. Организация творческой деятельности пятиклассников на уроках русского языка [Текст] // Русский язык в школе. – 2009. – № 5. –

С. 31-35. – 0,62 п.л.

17. Ульянова И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. – №5, 2011. – С. 3-8. – 0,75 п.л.


загрузка...