Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы (13.02.2012)

Автор: Ульянова Ирина Валентиновна

В соответствии с социальным заказом государства и общества, выраженном в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г., в Государственных образовательных стандартах, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009) идеальная личность современного выпускника школы характеризуется как человек, способный к формированию гуманистических смысложизненных ориентаций. В диссертационном исследовании доказывается, что отечественная педагогика, опираясь на национальные и интернациональные гуманистические традиции, обладает для этого достаточными ресурсами. Так, методологически обоснована гуманистическая педагогическая парадигма

(Т. Брамельд, М.В. Богуславский и др.), утверждается личностно ориентированный подход в образовании (А.В. Петровский, В.В. Сериков и др.). Воспитательная компонента целостного педагогического процесса прогрессивной частью педагогического сообщества страны отмечается как приоритетная (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.), разработана система ценностно смысловых и других компетенций субъектов образования (А.В. Хуторской). В европейской и российской практике представлен богатый арсенал воспитательных концепций экзистенциального характера, содействующих становлению личности, способной к гуманному жизнетворчеству (Ш.А. Амонашвили, П. Гехеб, И.Н. Закатова,

Л. Кольберг, А. Нилл, В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, С. Френе, Д. Ховард, С.Т. Шацкий, Р. Штейнер, Н.Е. Щуркова,

Е.А. Ямбург и др.).Фундаментально разработаны теория воспитательных систем, концепция образовательного пространства (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Ясвин и др.). В новейшей педагогике (к. XX в. – н. XXI в.) выделяются частные направления, расширяющие ее методологическую базу, отвечающие вызовам постиндустриального общества: психоаналитическая педагогика (Г. Фигдор), онтопсихологическая педагогика (А. Менегетти), ненасильственная педагогика (В.А. Ситаров), педагогическая аксиология

(В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова) и др.

В широком разнообразии диссертационных исследований в области педагогики (13.00.01) двух последних десятилетий отражаются положительные результаты научных изысканий, связанных с частными и общими вопросами формирования смысложизненных ориентаций учащихся, посредством: ориентации школьников на духовно значимые ценности – А.Д. Солдатенков, развития личностной свободы учащихся начальной школы – В.В. Зайцев, развития лидерской одаренности школьников – В.Ю. Большаков, формирования мировоззренческой позиции школьников на начальной ступениобучения –

М.А. Полякова, формирования ценностного отношения к семье у старшеклассников – Л.Н. Урбанович, формирования ценностных основ информационной культуры старшеклассников – О.А. Фролова, формирования личных жизненных планов учащихся посредством профессионального самоопределения– О.А. Кортун, формирования потребности учащихся в самореализации – Н.А. Редькина, гармонизации педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников – Н.Н.Лебедева, формирования индивидуального стиля социального поведения подростков – А.Н.Кузнецов, реализации гендерного подхода в образовании – Е.Н. Каменская, воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе – И.В. Бабурова, формирования смысложизненных ориентаций учащихся в системе художественного образования – О.А. Фомина, изучения роли воспитания в современном образовательном процессе – Е.М. Сафронова, ценностного содержания образования – Л.М. Перминова, воспитательной системы школы – М.В. Воропаев, взаимодействия детей и взрослых в творческих объединениях воспитательной системы – С.В. Евтушенко, интегративного управления формированием среды образования в школе – А.А. Ярулов и др.

Наряду с этим отмечается: сегодня, когда образование нуждается в диверсификации, когда его результаты «должны выйти за рамки предметного формата» и отслеживаться на уровне духовно-нравственной зрелости субъектов, российская школьная образовательная система тяготеет к сциентизму, дидактогении (В.П. Борисенков, Э.Д. Днепров, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров и др.), «дети в принципе вышли из системы постоянного контакта со взрослым сообществом» (Д.И. Фельдштейн), нуклеарная семья утрачивает свою устойчивость (Э.Г. Эйдемиллер), стремительно снижается общественный статус учителя, что в совокупности влияет на рост отклоняющего поведения в молодежной среде (В.А. Попов). Инновационные воспитательные системы, адекватно реагирующие на цивилизационные и государственные проблемы, локализуются преимущественно в границах одной или нескольких школ регионов. Аналитические, опытно-экспериментальные исследования, посвященные непосредственно воспитательной системе формирования смысложизненных ориентаций учащихся в средней школе, пока не представлены.

В связи с вышесказанным становится очевидным, что современное педагогическое знание нуждается в системообразующем феномене, способном стать детерминантой целостного педагогического процесса. Им может быть определен феномен «смысложизненные ориентации учащихся», обладающий личностно развивающим, регулятивно-профилактическим, жизнесберегающим потенциалом, глубоко изученный в рамках философии, психологии, но не исследованный в качестве самостоятельной дефиниции педагогикой.

В указанных условиях обостряются противоречиямежду:

– потребностью постиндустриального общества в личности, способной к формированию смысложизненных ориентаций как условию психологической устойчивости, духовно-нравственного благополучия человека и социума, и отсутствием педагогического феномена, интегрирующего для этого образовательные усилия педагогического сообщества гуманистической направленности;

– методологической разработанностью вопроса о формировании смысложизненных ориентаций личности в гуманитарных науках и его фрагментарной представленностью в педагогической теории и практике;

– потребностью психологически здоровой личности в формировании смысложизненных ориентаций как способа преодоления экзистенциального вакуума посредством самовоспитания, самообучения, саморазвития и дефицитом для этого оптимальных педагогических условий в образовательном процессе школы;

– потребностью современного российского общества на уровне социального заказа в выпускнике средней школы как личности, способной постигать смысл жизни и формировать гуманистические смысложизненные ориентации, и отсутствием адекватной запросу смысложизненноориентационной воспитательной системы школы;

– исторической и методологической имманентной обусловленностью обращения современного педагога к вопросам формирования смысложизненных ориентаций учащихся в педагогическом взаимодействии и неразработанностью технологии соответствующей педагогической деятельности;

– необходимостью подготовки педагогических кадров в вузе, на курсах повышения квалификации, в школе для содействия учащимся в формирования смысложизненных ориентаций и отсутствием спецкурсов, специальных программ, методических разработок.

Выявленные противоречия обозначили проблему исследования: каковы особенности воспитательной системы школы, способной обеспечить эффективные педагогические условия для формирования смысложизненных ориентаций учащихся. С учетом обозначенной проблемы был осуществлен выбор темы исследования: «Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы».

Цель исследования – научное обоснование воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся и ее апробация в образовательном процессе средней школы.

Объект исследования – формирование смысложизненных ориентаций учащихся как педагогическое явление.

Предмет исследования – теоретические и технологические особенности воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что воспитательная система школы будет содействовать формированию смысложизненных ориентаций учащихся, если:

– феномен смысложизненных ориентаций личности определен детерминантой целостного педагогического процесса гуманистической педагогической парадигмы;

– разработана методология смысложизненноориентационного педагогического направления;

– определены теоретико-практические векторы смысложизненноориентационной воспитательной системы школы, образующие целостный горизонтально-вертикальный конструкт образовательного процесса;

– в школе организовано смысложизненноориентационное пространство, где реализуется технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся;

– определены критерии, уровневые показатели эффективного функционирования воспитательной системы по формированию смысложизненных ориентаций учащихся;

– обеспечивается подготовка педагогических кадров к формированию смысложизненных ориентаций учащихся.

Для достижения цели и доказательства гипотезы с учетом выделенных объекта и предмета исследования были определены его задачи:

1. На основе генезиса исследования феномена «смысложизненные ориентации личности» в гуманитарном знании раскрыть его педагогические особенности, рассмотрев как личностный конструкт учащихся с определением структуры, содержания, функций.

2. Провести ретроспективный анализ развития гуманистической педагогической парадигмы, раскрыть ее смысложиненноориентационный потенциал.

3. Определить концептуальные положения педагогического направления по формированию смысложизненных ориентаций учащихся в условиях воспитательной системы школы.

4. Выделить и охарактеризовать теоретико-практические векторы смысложизненноориентационной воспитательной системы школы.

5. Раскрыть содержание сфер смысложизненноориентационного пространства школы, представив класс как мини-модель демократического общества.

6. Разработать педагогическую технологию формирования смысложизненных ориентаций учащихся.

7. Провести формирующий эксперимент, оформив модель комплексной диагностики воспитательной системы формирования смысложизненных ориентаций учащихся, представить критерии и уровни ее оптимального функционирования.

8. Разработать систему подготовки педагогических кадров к работе по формированию смысложизненных ориентаций учащихся в образовательном процессе.

Теоретико-методологической основой исследования стали логико-исторический подход к анализу понятия «смысложизненные ориентации личности», системно-структурный, интегративный подходы к анализу сложных объектов, явлений и педагогических процессов, диалектический, культурологический, антропологический, аксиологический, герменевтический, синергетический, деятельностный, тринитарный, компетентностный, акцептный, эргономический, гендерный, феликсологический подходы к организации воспитательной системы школы.

Конкретно-научную основу исследования определяют:

– философские положения о смысле жизни как центральной мировоззренческой категории (Аристотель, Н.А. Бердяев, Г.В.Ф. Гегель, Р. Декарт,

И. Кант, С. Кьеркегор, Платон, Сократ, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, К. Ясперс и др.), об обусловленности развития общества решением личностью экзистенциальных, онтологических, аксиологических проблем (Н. Гартман,


загрузка...