Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы (13.02.2012)

Автор: Сорокопуд Юнна Валерьевна

Ка(n=15) 3 20,1 8 53,1 4 26,8

Эффективное функционирование системы обеспечивалось слаженным взаимодействием компонентов образовательной среды, образованной при комплексной реализации ресурсных, организационных, психологических, педагогических и методических условий, а также слаженной работой основных структурных подразделений вуза: учебно-методического, научно-исследовательского, воспитательного, отдела послевузовского обучения, подразделений инновационной инфраструктуры, в совокупности осуществляющих мониторинг качества реализуемой программы подготовки преподавателей и контроль за устранением выявленных недостатков.

В ходе педагогического эксперимента доказали свою эффективность обоснованные пути развития системы профессиональной подготовки преподавателей высшей школы: 1) организация образовательного процесса в условиях активного взаимодействия с компонентами образовательной среды, под которой понимается определенное устойчиво функционирующее образование, объединяющее внешнюю социокультурную среду (научно – исследовательские, образовательные учреждения различного уровня; учреждения культуры; Центры инноваций и др.) и внутреннюю инфраструктуру вуза (включая подсистемы кадрового; информационного; инновационного; методического; воспитательного; материально-технического и программного обеспечения учебно-воспитательного процесса) для решения задач подготовки специалистов, отвечающих запросам государства, региона, собственно вуза и потребителей образовательных услуг и обеспечивающее функционирование вуза как центра науки, образования, инноваций, культуры своего региона; 2) введение сопровождения (прежде всего, студентов, интересующихся преподавательской деятельностью и имеющими соответствующие способности), нацеленное на достижение высоких результатов в образовательном процессе путём вовлечения в различные формы деятельности: работу в проблемных группах; разработку и реализацию социально–значимых проектов; разработку электронных продуктов учебного и воспитательного назначения; участие в научных Форумах; в работе подразделений вузовских Технопарков, бизнес–инкубаторах, инновационных центрах и др. формах работы; 3) использование потенциала элективных курсов, как средства оптимизации содержания, способствующей формированию опережающих знаний, индивидуальных образовательных маршрутов, предусматривающих подготовку не только к профессионально–педагогической деятельности, но и к деятельности в условиях развитой инфраструктуры современных вузов; 4) совершенствование научно-исследовательской работы за счёт привлечения студентов, магистрантов, аспирантов к участию в работе проблемных групп, выполнению грантов, фестивалях науки, конкурсах научных работ и др. 5) использование современных форм организации воспитательной работы, включая социальные проекты, мероприятия на интерактивной основе и др.

Проведённая работа позволила на практике реализовать ведущие концептуальные идеи Концепции и подтвердить их целесообразность.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволил выявить основные тенденции организации подготовки преподавателей высшей школы, показать вклад отдельных государств в содержание образовательных идей, в обогащение педагогического знания и вузовской практики идеями совершенствования подготовки преподавателей в современных социокультурных условиях функционирования мирового образовательного пространства.

Обоснована педагогическая концепция развития отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы ориентирует на переосмысление традиционных научно-педагогических положений и подходов к профессиональной подготовке с учетом поставленных задач перевода системы высшего профессионального образования на инновационный характер развития и компетентностный формат функционирования.

Проведённая работа позволила обосновать понимание педагогической сущности подготовки преподавателей высшей школы, как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный и непрерывный инновационный педагогический процесс, включающий формирование профессиональной направленности, системы личностных качеств, опережающих знаний, умений и навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной реализации профессионально-педагогической деятельности; содержание, включающее комплексную психолого-педагогическую, социально-экономическую и информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования с учётом социокультурного уровня развития страны, региона, конкретного вуза; структуру профессиональной подготовки преподавателей, включающую: цели и задачи процесса подготовки преподавателей высшей школы; функции; закономерности и принципы; противоречия педагогического процесса; факторы, влияющие на процесс подготовки; условия эффективной реализации педагогического процесса; средства, формы обучения и воспитания; этапы подготовки; образовательные результаты.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность гипотезы и показала эффективность исследовательской работы по внедрению педагогической программы реализации концепции в экспериментальных вузах.

В ходе педагогического эксперимента были выявлены и обоснованы пути развития профессиональной подготовки преподавателей высшей школы: её совершенствование в условиях постоянно усложняющейся образовательной среды вуза; повышение эффективности педагогического сопровождения студентов, магистрантов, аспирантов с целью отбора талантливой молодёжи и привлечения к педагогической деятельности; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов на основе реализации элективных курсов; вовлечение студентов, магистрантов, аспирантов в научно - исследовательскую работу вуза; использование современных форм организации воспитательной работы и упрочение их вклада в формирование профессиональной компетентности будущего преподавателя высшей школы.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях повышения эффективности профессиональной подготовки преподавателей высшей школы необходимо активизировать работу по следующим направлениям:

1. Центральным, региональным и местным органам управления образованием:

провести лицензирование программы по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»(§2, гл. II).;

доработать Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (Приказ МО РФ от 24 января 2002 г. № 180) с учётом методологии ФГОС ВПО нового поколения(§2, гл. II).;

рекомендовать отделам кадрам вузов принимать на работу преподавателей, имеющих квалификацию «Преподаватель высшей школы» и создавать условия для получения этой квалификации преподавателями, не имеющими педагогического образования(§2, гл. II).

2. Вузам, факультетам и кафедрам, осуществляющим подготовку преподавателей высшей школы:

использовать разработанные и апробированные Концепцию и педагогическую программу по ее реализации в профессиональной подготовке преподавателей высшей школы (§2, гл. II; §2, гл. III);

использовать разработанное содержание профессиональной компетентности преподавателя в качестве ориентира в процессе переработки и реализации программ подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры на основе методологии ФГОС ВПО нового поколения (см.: §4, гл. II);

активизировать работу по развитию образовательной среды вуза, как открытой системы, осуществляющей активное взаимодействие со внешней социокультурной средой и внутренней образовательной средой, образованной подразделениями инфраструктуры способствуя тому, что вуз становится центром науки, культуры, инноваций региона (§1, гл. IV);

организовать работу по сопровождению будущих преподавателей (§2, гл. IV);

активнее использовать потенциал элективных курсов, как средства совершенствования содержания подготовки будущих преподавателей высшей школы (§3, гл. IV; §2, гл. III);

использовать опыт реализации инновационных форм организации воспитательной работы, а также достижения синергии всех участников воспитательного мероприятия – студентов – магистрантов - аспирантов - преподавателей – представителей различных подразделений инфраструктуры вуза– представителей общественности, объединённой единой, значимой для всех участников, целью в процессе подготовки будущих преподавателей высшей школы (§4, гл. IV);

использовать опыт реализации потенциала научно–исследовательской работы, механизмов взаимодействия в её организации различных научно - исследовательских и инновационных структур вуза в формировании профессиональной компетентности будущих преподавателей высшей школы нового типа (§5, гл. IV).

3. Магистрантам, аспирантам, слушателям:

постоянно осваивать возможности и образовательной среды, принимая участие в деятельности различных подразделений инфраструктуры вуза, в различных учебных и внеучебных формах работы, способствуя формированию профессиональной компетентности и мобильности (§1, гл. IV);

взаимодействовать с профессорско–преподавательским составом в процессе реализации совместных проектов, создании инновационных продуктов учебного и воспитательного назначения, внося свой вклад в наращивание интеллектуального капитала вуза (§2, гл. IV);

принимать активное участие в освоении элективных курсов, в формировании индивидуальных образовательных маршрутов; в различных формах воспитательной; научно – исследовательской работы (§3; §4; §5 гл. IV).

В то же время, проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее изучение всех аспектов такого сложного процесса, каким является система подготовки преподавателей высшей школы. Перспективными, на наш взгляд, для дальнейшего исследовательского поиска являются следующие направления: реализация в учреждениях высшего профессионального образования педагогического сопровождения; изучение особенностей функционирования и эффективности вузовской инновационной инфраструктуры; создание условий, дальнейшее совершенствование механизма компетентностного апгрейдинга в процессе профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, а также специалистов инновационной инфраструктуры и др.

Выводы и предложения автора изложены в 100 публикациях (общий объём - 212,4 п.л.), основные их которых следующие:

Монографии, статьи в ведущих научных журналах,

включенных в перечень ВАК:

Сорокопуд, Ю.В. Педагогическая концепция развития отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы: монография / Ю.В. Сорокопуд – М.:ВУ, 2010 - 250с. (16 п.л.)

Сорокопуд, Ю.В. Повышение эффективности системы подготовки преподавателей высшей школы: пути и решения: монография / Ю.В. Сорокопуд – М.: ВУ,2010- 170с. (10,3 п.л.)

Сорокопуд, Ю.В. Современные тенденции подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы за рубежом /Ю.В.Сорокопуд, Н.И. Подгребельная / Семья – школа- общество: коллективная монография - Воронеж, 2005. - С. 136–146 (0, 5 п.л., авторство не разделено).

Сорокопуд, Ю.В. Опыт организации психолого–педагогической подготовки слушателей адъюнктуры по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» / Ю.В. Сорокопуд / Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография – Воронеж, 2006.- С. 123 – 132 (0,5 п.л).

Сорокопуд, Ю.В. Методологические подходы в подготовке преподавателей на этапе становления постнеклассического образования / Ю.В. Сорокопуд /Становление постнеклассического педагогического образования: коллективная монография. – Барнаул, 2007. – С. 79 – 96 (0,5п.л).

Сорокопуд, Ю.В. Формирование готовности к педагогической деятельности будущих преподавателей высшей школы / Ю.В. Сорокопуд / Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования: коллективная монография. – Ставрополь, 2008. –С. 341 – 350 (0,5 п.л).

Сорокопуд, Ю.В. Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях магистратуры (на примере специальности 510600 «Биология») / Ю.В. Сорокопуд, С.В. Зенкина // Наука и школа. - М., 2007. - №2 –– С.41 – 43 (0,4 п.л. авторство не разделено).

Сорокопуд, Ю.В. Концептуальная модель ведущих метаобразований преподавателя факультета физической культуры в контексте модернизации системы профессионального образования / Ю.В.Сорокопуд, Э.Н. Набат // Теория и практика физической культуры. - М., 2007. - № 6. – С. 22- 24 (0,5 п.л. авторство не разделено).


загрузка...