Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы (13.02.2012)

Автор: Сорокопуд Юнна Валерьевна

Тем самым была создана информационная среда, которая обеспечивала эффективное формирование инструментальных компетенций. Формированию инструментальных компетенций также способствовало реализация проектных технологий с публичной защитой проектов, выполненных в виде мультимедийных презентаций. Рост организационно-методических компетенций произошёл за счёт активного привлечения будущих преподавателей к организации различных мероприятий – круглых столов, воспитательных мероприятий со студентами и школьниками и др.

Существенное улучшение в процессе формирования воспитательных компетенций было связано с активным привлечением аспирантов и магистрантов к выполнению социальных проектов, к организации различных воспитательных мероприятий со студентами и школьниками на интерактивной основе.

Сравнительно незначительный рост научно - исследовательских и общенаучных компетенций был связан с тем, что в магистратуре и аспирантуре с самого начала серьёзное внимание уделялось научно – исследовательской работе, а также умению в процессе профессиональной деятельности опираться на знания в смежных науках.

Выведение среднего результата по суммированным баллам к каждому критерию оценки сформированности общекультурных (социально - личностных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных (учебно-методических; организационно-методических; научно-исследовательских; воспитательных) компетенций позволило выявить усреднённый уровень сформированности профессиональной компетентности у выпускников магистратуры и аспирантуры; определение нижнего, среднего и высокого уровня в рамках каждой измеряемой компетенции; установление общей тенденции в динамике сформированности профессиональной компетентности. На основе полученных показателей выявлялся коэффициент сформированности профессиональной компетентности – k – как среднее арифметическое сформированности социально – личностных (k1), общенаучных (k2), инструментальных (k3), учебно-методических (k4); организационно-методических (k5); научно-исследовательских (k6); воспитательных (k7) компетенций, умноженное на 100%.

При этом соответствие коэффициента сформированности профессиональной компетентности уровневому показателю рассчитывалось следующим образом: высокий (65%- 100%); средний (35% – 64%); низкий (1% – 34%).

Обобщенные результаты представлены в Табл. 2.

Как следует из табл. 2, процентное соотношение магистрантов и аспирантов экспериментальных групп, достигших высокого уровня развития профессиональной компетентности, составило на конец эксперимента 39,2% и 42,0%, а в контрольных – 21,2% и 26,8%. Одновременно в экспериментальных группах уменьшилось число магистрантов и аспирантов, имеющих низкий уровень – с 31,5% и 33,6 до 11,2 и 5,8%. В контрольных группах, соответственно, с 20% и 18% до 15,9% до 20,1%.

Таблица 2.

Динамика сформированности профессиональной компетентности

у выпускников магистратуры и аспирантуры

Год Группы Уровни

Низкий Cредний Высокий

n в % n в % n в %

2004 Эм (n=16) 5 31,5 8 68.5 - -

Эа(n=18) 6 33,6 10 56,0 2 10,4

Км(n=20) 4 20,0 14 70,0 2 10,0

Ка(n=22) 4 18,0 15 67,5 3 13,5

2005 Эм (n=18) 5 28,0 11 60.8 2 11,2

Эа(n=17) 3 17,4 12 71,6 2 11,0

Км(n= 22) 6 27,0 15 68,5 1 4,5

Ка(n=19) 4 21,5 12 62,6 3 15,9

2006 Эм (n=21) 3 14,4 14 66.4 4 19,2

Эа(n=18) 4 22,4 11 61,6 3 16,0

Км(n=22) 6 27,0 13 58,5 3 14,5

Ка(n=17) 4 23,2 11 65,2 2 11,6

2007 Эм (n=19) 3 15,9 12 63,6 4 21,5

Эа(n=21) 3 14,4 13 61,6 5 24,0

Км(n=17) 4 23,2 11 65,2 2 11,6

Ка(n=16) 3 18,9 11 68,5 2 12,6

2008 Эм (n=16) 2 12,6 10 62.2 4 25,2

Эа(n=19) 3 16,0 11 57,4 5 26,6

Км(n=20) 4 20,0 13 65,0 3 15,0

Ка(n=23) 5 21,5 14 61,3 4 17,2

2009 Эм (n=12) 2 16,6 6 50.2 4 33,2

Эа(n=21) 3 14,4 11 48,0 7 33,6

Км(n=18) 5 28,0 11 49,6 4 22,4

Ка(n=22) 5 22,5 12 55,0 5 22,5

2010 Эм (n=18) 2 11,2 9 49.6 7 39,2

Эаn=17) 1 5,8 9 52,2 6 42,0

Км(n=19) 3 15,9 12 62,9 4 21,2


загрузка...