Документальный подход в библиотековедении и библиографоведении: этапы формирования и направления развития (13.02.2012)

Автор: Плешкевич Евгений Александрович

?l?0???!?

?l?0???!?

?l?0???!?

9овать его с точки зрения информационного подхода, выбрав в качестве основы атрибутивную трактовку понятия информации, объясняющей феномен информации на основе теории отражения. Им было предложено функциональное и субстанциональное определения документа. Функциональное определение документа рассмотрено в качестве сущностного. Оно вытекало из преобразованной Ю. Н. Столяровым документационной схемы “p – d”. Согласно этому подходу документом признавался любой объект, позволяющий извлечь из него информацию, иными словами, способный к процессу отражения. Данное понимание составило основу теории относительности документа, предложенную Ю. Н. Столяровым. В данной теории любой объект, отражаемый сознанием человека, мог рассматриваться в качестве документа, если он представлял для него интерес. При этом объекты, изначально создаваемые как документы, таковыми могли не считаться, если они не вовлекались в данный момент и данным субъектом в документационный процесс. В рамках данной теории понятие «документальная информация» считалось избыточным и предлагалось ограничиться понятием «документ», а понятие «документирование» заменить понятием «документопроизводство». Структура и свойства субстанционального документа, т. е. документа в его традиционном понимании, предлагалось исследовать на основе теории семиотики, выделив номинационную, материальную, сигнификационную, синтакционную, семантическую и прагмационную составляющие.

Отмечается, что субъективизм в определении документа в научном плане предлагалось преодолеть на основе конвенциональности, в рамках которого понятие документа объявляется конвенциональным, т.е. его содержание должно представлять собой результат взаимных договоренностей, соглашений. При этом функциональное определение документа Ю. Н. Столяров предлагает рассматривать как всеобщее. Методику использования понятия «документ» Ю. Н. Столяров предлагает строить на основе выбора от максимально широкого до минимально узкого определения документа, пригодного для одного конкретного случая. Данное предложение было поддержано Г. Н. Швецовой-Водка.

Показывается, что спецификой разрабатываемого Ю. Н. Столяровым документального подхода выступает доминирование социокультурной составляющей над информационной. Несмотря на использование элементов информационного подхода, он так и не смог выйти за рамки документационных идей Отле и обосновать на теоретическом уровне отграничения документа как объекта библиотековедения и библиографоведения.

Анализируется использование документационного направления документального подхода Г. Ф. Гордукаловой в разработке вопросов истории зарождения и развития документальных потоков. Подвергается сомнению целесообразность рассмотрения документального потока как способа существования, сохранения и развития земной цивилизации, который с позиций ноосферной теории должен быть признан вечным в пределах существования цивилизации. Отмечается, что абсолютизация понятия «документ» приводит к тому, что библиография полностью отождествляется с информационной и познавательной деятельностью, теряя свою связь со сложившейся библиографической деятельностью.

Делаются выводы о том, что, несмотря на существенное расширение представлений о природе документа и документальных коммуникациях, документальный подход, построенный на их основе, не является методологически целостным. Он не дает однозначных представлений о природе документа, причинах его возникновения и закономерностях эволюции, его структуре и месте в системе информационной деятельности и социальных коммуникаций, применительно к библиотечно-библиографическим теориям и практике. Кроме этого, предлагаемые ранее направления документального подхода нацелены на исследование документа как такового, а не на вскрытие документальной специфики библиотечно-библиографической деятельности, отграничивающих ее от других форм документальной деятельности. Осознание этого факта предопределяет дальнейшее развитие документального подхода в первую очередь в информационном направлении. В рамках информационного направления предполагается не только расширить представления об информационной природе документа, но и рассмотреть информационные аспекты документального процесса.

Третья глава «Формирование информационного направления документального подхода в библиотековедении и библиографической науке в первое десятилетие ХХI столетия» посвящена предлагаемому автором информационному направлению документального подхода.

Первый параграф посвящен предпосылкам формирования теории документальной информации. Высказывается предположение о том, что ее основу должны составить теоретические представления о природе и эволюции документа как материального информационного объекта, обеспечивающего передачу и обработку семантической информации во времени и пространстве с определенными качественными параметрами. Отмечается, что в качестве общенаучного подхода выбран феноменологический подход, который, в отличие от позитивистского подхода с его функциональной направленностью, ориентирован на исследование онтологии явления. Указывается, что в качестве специального метода исследования выбран информационный подход как комплекс (инструмент) познания сущностей и явлений на основе понятия «информация» и закономерностей существования этого явления. На основе феноменологического и информационного подходов высказывается гипотеза о том, что исходной абстракцией теории документальной информации выступает информационный объект и создаваемый на его основе информационный процесс.

Автором исследования использован комплекс методологических положений атрибутивного и функционально-кибернетического подхода в трактовке информации: информация рассматривается как отражаемый материальным миром поток, который, преломляясь через наше сознание, перерабатывается в одну из форм для ее последующего использования, в том числе, передачи во времени и пространстве. В таком понимании сообщение рассматривается нами как форма организации информации для ее последующего использования в информационном процессе.

Подчеркивается, что в теории документальной информации используется ее деление на актуальную и потенциальную, семантическую и структурную.

Семантическая информация – это смысловая информация, связанная с интеллектуальной деятельностью человека, имеющая свои особенности, но в остальном имеющая свойства информации вообще. В отличие от нее структурная или связанная информация – это информация о структуре информационного процесса. В силу этого она определяется как синтаксическая. Прагматический аспект связан с ценностью информации, то есть способностью быть полезной и тем самым удовлетворять наши информационные потребности. Он не снимает семантический и синтаксический аспекты, а ассимилирует их. Таким образом, ценность может относиться как к семантической составляющей сообщения, так и к синтаксической, выраженной набором знаков и порядком их расположения, образующих в итоге его структуру.

Отмечается важность выделения синтаксического, семантического и прагматического аспектов социальной информации в организации информационного процесса.

Акцентируется внимание на понятии «информационная деятельность», которое включает ее субъекты (человек, социальный коллектив, общество) и объекты, как любые фрагменты действительности, находящиеся во взаимодействии с субъектом и являющиеся для него источником информации. Взаимодействие между субъектами во времени и пространстве осуществляется в ходе информационного процесса, посредством информационных объектов, под которыми предлагается понимать искусственно созданные либо природные материальные предметы или их совокупности, образующие систему и вовлеченные в информационный процесс.

Второй параграф посвящен основным положениям теории документальной информации и понятию документально-информационная система.

Базовыми понятиями выступают понятия «документальная информация». Она включает семантический, прагматический и синтаксический аспекты, которые проявляются в документально-информационном процессе функционирующим посредством информационных объектов.

Семантический аспект документальной информации реализуется наличием содержания, несущего смысл. Обосновывается, что семантический аспект реализуется через процессы кодирования и декодирования информации посредством модуляции физического процесса на основе заранее заданного репертуара символов, что определяется как запись информации, а также с помощью процессов отражения одного физического процесса в другом, что определяется как регистрация информации. В отличие от модуляции, структурная информация передается посредством моделирования, т. е. создания модели. Это различие обусловливает разделение на документы и модели, к которым относятся музейные предметы.

Прагматический аспект документальной информации связан с ее особыми свойствами, трактуемыми как достоверность и аутентичность, которые определяются нами как семантическая симметричность, т.е. симметричность содержания отправляемого и получаемого сообщения.

Указывается, что существуют физические и семантические причины утраты семантической симметрии. Физическая причина утраты заключается в разрушении обеспечивающего его существование физического процесса. Она может быть обусловлена разрушением вещественной составляющей, а при вещественно-волновом характере носителя – его рассеиванием. Семантическая причина асимметричности информационного процесса обусловлена, как минимум, двумя моментами. Во-первых, это несовершенство системы кодирования или несовпадение репертуаров адресата и получателя (лингвистическая асимметрия). Во-вторых, это намеренное или ненамеренное воздействие на содержание сообщения с целью его искажения (социальная асимметрия). Оно обусловлено социальным неравенством, составной частью которого выступает информационное неравенство.

Отмечается, что поддержание семантической симметрии в социальном пространстве реализуется посредством особой организации информационного процесса. Первоначально семантическая симметрия поддерживалась посредством организации прямого взаимодействия между автором и адресатом. В связи с этим материализованные информационные сообщения, содержащие семантическую информацию, симметричность которой осуществляется в ходе прямых контактов, определяются нами как протодокументы, а информационный процесс – как протодокументальный. Это первый этап в эволюции документальной информации. Ее второй этап связан с введением дополнительного элемента в виде документально-информационной системы, обеспечивающей поддержание семантической симметрии, в ходе разнесенного во времени и пространстве информационного процесса. Второй этап определяется нами как документальный этап информационного процесса. В этом случае материализованные сообщения, семантическая симметрия которых поддерживается специально организованной документально-информационной системой, определяются в качестве документов.

В данном контексте под документально-информационным процессом нами предложено понимать вид информационного процесса, в основе которого лежит стабильный во времени и пространстве физический процесс, обеспечивающий симметричную передачу семантической информации посредством использования социальной документально-информационной системы. Его специфика заключается в его управляемости со стороны общества, которое осуществляет посредством документально-информационной системы. Под документально-информационной системой – социальную информационную систему, созданную обществом для обеспечения соответствующего уровня семантической симметричности информационного процесса и поддержания актуализованного состояния хранящихся в ней документов. Эти функции в сочетании с функциями комплектования и обслуживания составляют основу документальной системной деятельности.

Подчеркивается, что системное использование сообщения обусловливает появление дополнительного сообщения об этом, содержащего информацию об информации или метаинформацию. Отмечается, что понятие метаинформации достаточно широкое и в теории документальной информации под ней понимается информация, обеспечивающая опосредованное движение информационного сообщения в ходе выполнения им функций, возложенных на него автором. При этом оно имеет форму выходных сведений или реквизитов.

Отмечается, что документально-информационная система состоит из двух уровней: на первом содержатся первичные документы, содержащие внешнюю по отношению к системе информацию, на втором – документы, содержащие сведения о составе и структуре самой системы, т.е. внутреннюю информацию, обеспечивающую движение первичных документов. Второй уровень способствует поддержанию актуализованного состояния первого уровня.

Предложено под документальной информацией понимать информацию, аккумулированную информационной системой или созданную ею на основе переработки уже накопленной информации в сочетании со структурной информацией, отражающей состояние самой системы.

Третий параграф посвящен определению документа в теории документальной информации.

Данное определение предлагается строить на основе описания его информационной структуры. Предложено выделить элементы, составляющие структуру документа: информационное сообщение, метаинформационное сообщение и вещественный (вещественно-волновой) процесс. В связи с этим дается анализ информационного сообщения как формы организации семантической информации, содержащейся в информационном объекте с целью передачи ее реципиенту. Следующим элементом выступает метаинформационное сообщение, содержащее информационные элементы, отражающие его нахождение в конкретной документально-информационной системе для обеспечения выполнения им его социальных функций. Структура и состав системы реквизитов определяются документально-информационной системой, а в ряде случаев и структурой носителя информации. Они могут иметь форму реквизитов, выходных сведений.

Обосновываются требования к вещественному и вещественно-волновому физическому процессу, обеспечивающему преодоление физического пространства и времени в ходе информационного процесса.

Таким образом, под документом в теории документальной информации предлагается понимать сложный, вторичный по отношению к материализованному сообщению (записи), информационный объект, обладающий вещественной или вещественно-волновой природой, состоящий из информационного сообщения и метаинформационного сообщения (реквизиты, выходные сведения, классификационные индексы и т.д.), содержащим сведения о документально-информационной системе, которая обеспечивает семантическую симметричность информационного процесса и поддерживает его в актуализованном состоянии. Находясь в документально-информационной системе, документ выполняет функции, возложенные на него как автором, так и другими участниками информационного взаимодействия при его последующем использовании. Что касается записей, находящихся вне документально-информационных систем, то их предложено наделить статусом протодокументов.

Четвертый параграф посвящен основным методологическим положениям документально-информационного подхода применительно к библиотековедению и библиографической науке. Указывается, что они вытекают из теории документальной информации и рельефно выступают при сравнении с теорией документации и теории документальных коммуникаций. Самое существенное отличие связано с тем, что объектом теории документальной информации выступает документальная информация, а не документ. Это предопределяет то, что созданный на ее основе методологический подход более эффективен при исследовании различных типов и видов информации, как например, библиографическая информация.

Отмечается, что теория документальной информации отличается от теории документации, во-первых, тем, что ориентирована на документально-информационный процесс, учитывающий автора и общество в целом, а не только получателя информации. Во-вторых, – направленностью на семантическую информацию, что исключает из состава документов объекты, которые вовлекаются в информационный процесс с целью передачи структурной информации: это модели, артефакты, музейные предметы и т. д. Таким образом, в ней содержатся признаки отграничения документальных явлений от недокументальных.

В отличие от теории документальных коммуникаций, она ориентирована на информационный процесс, который значительно шире коммуникационного процесса, являющегося его составной частью. При этом документ рассматривается как информационный объект, а не коммуникат, отражающий только синтаксические аспекты и не учитывающий семантический и прагматический аспекты. Кроме того, теория документальной информации связывает понятие документа с понятием документально-информационной системы, вне которой существует запись, а не документ. Библиотека и библиография рассматриваются в ней как организаторы управляемого документально-информационного процесса. Таким образом, документально-информационная система – не посредник, а организатор документально-информационного процесса.

Суммируя вышеизложенное, теория документальной информации есть единство трех главных составных элементов:

1) стабильного во времени и пространстве семантического информационного процесса, генерируемого книгоизданием и другими учреждениями-изготовителями;

2) общественных информационных потребностей в своевременном получении семантически симметричной информации;

3) возникающих на этой основе социальных информационных институциональных систем (система библиотечных учреждений и служб библиографии), управляющих данным информационным процессом.

Предлагается под документально-информационным подходом понимать направление документального подхода, в основе которого лежит теория документальной информации. Он является специальным методом научного познания.

Согласно этому подходу социальные информационные объекты, процессы и явления рассматриваются с точки зрения документально-информационного процесса, обеспечивающего общество семантической симметричной и актуализованной информацией в форме документов в условиях расширяющихся пространственно-временных границ данного процесса.

В контексте данного подхода документальная информация (ID) объединяет в себе агрегированную семантическую, содержащуюся во всей совокупности информационных сообщений (? Ism) и структурную информацию самой документально-информационной системы (? Ist).

ID = ? I sm +? I st


загрузка...