Научные основы разработки технологий оздоровления студентов медицинского вуза с учетом профиля обучения (13.02.2012)

Автор: Кожевникова Наталья Григорьевна

- минимально возможное число переездов с одной учебной базой на другие;

- наличие достаточного времени для приема пищи;

- равномерность распределения учебной нагрузки в течение учебного года с учетом степени трудности изучаемых предметов;

- обеспечение возможности самостоятельной работы в студенческом читальном зале и библиотеке.

2. Обеспечение каждого студента достаточным количеством необходимых учебных пособий по всем предметам силами РИО - редакционно-издательского отдела.

Организация рациональной ДА и психогенной тренировки предполагает:

- профилирование занятия по физическому воспитанию с учетом применения комплекса специальных профессионально-прикладных упражнений, направленных на совершенствование двигательного аппарата;

- бесплатное предоставление студентам спортивных сооружений вуза для самостоятельных занятий в удобное для них время;

- организацию занятия в спортивных и оздоровительных секциях по популярным видам спорта и системам ФУ;

- ежегодное проведение в масштабах вуза спартакиад по популярным видам спорта, Дней здоровья и других физкультурно-рекреационных мероприятий;

- введение в программу учебной дисциплины «Психология» обучение таким специальным приемам и методам регуляции психических состояний, как релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, успокаивающее дыхание;

- создание в вузе (в общежитии) комнат психологической разгрузки.

Для искоренения вредных привычек и пропаганды ЗОЖ необходимо:

- ввести запрет на курение и употребление спиртных напитков на территории вуза и строго контролировать его соблюдение;

- морально и материально поощрять студентов за отказ от вредных привычек путем награждения грамотами, поощрительными баллами по физическому воспитанию, путевками в спортивно-оздоровительный лагерь и др.;

- организовать широкую пропаганду ЗОЖ на лекциях через предмет, во время медицинских осмотров, в многотиражной газете, на сайте вуза, на факультетских стендах, в учебных пособиях;

- на кафедре физического воспитания и здоровья ввести в раздел «Здоровый образ жизни» практику разработки каждым студентом индивидуального проекта ЗОЖ, контролировать его выполнение и выдавать выпускникам «Паспорт здоровья», в котором должны быть отражены использованные компоненты ЗОЖ.

В процессе контроля эффективности указанных Программ необходимо:

- проводить ежегодные медицинские осмотры студентов вуза с применением современных информативных методов функциональной диагностики;

- осуществлять в течение всего времени обучения мониторинг соблюдения студентами компонентов ЗОЖ;

- заслушивать ежегодные отчеты на Ученом совете ответственных за формирование ЗОЖ служб, отделов, кафедр и других подразделений вуза.

Разработка Программы на время обучения студента в вузе, организация её выполнения и контроль её эффективности возлагаются на проректора вуза по общим вопросам и воспитательной работе, который должен привлекать к этой работе необходимые службы, кафедры и подразделения вуза.

В реализации Программы оздоровления студентов должны быть задействованы практически все подразделения и службы вуза: ректорат, проректор по общим вопросам и воспитательной работе (руководитель ЦЗС), учебная часть, деканаты и кафедры: физического воспитания и здоровья, ЛФК, спортивной медицины и физиотерапии, рефлексотерапии и мануальной терапии, функциональной и клинической диагностики, психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, общей гигиены, общественного здоровья и здравоохранения, общей и клинической психологии, педагогики, здорового образа жизни ЮНЕСКО, психиатрии и наркологии; руководство общежития, хозяйственная часть, информационный центр, студенческий профком, студенческая поликлиника, библиотека, редакция многотиражной газеты (рис.6).

Рис. 6 Взаимодействие ЦЗС и подразделений вуза

Итогом реализации Программы следует ожидать:

- широкое привлечение абсолютного большинства студентов к соблюдению ЗОЖ;

- снижение распространенности среди студентов вредных привычек;

- уменьшение уровня ЗВУТ за счет эффективной профилактики преморбидных состояний, простудных и инфекционно-воспалительных заболеваний, травматизма и пропусков занятий по болезни;

- высвобождение времени, затрачиваемого на посещение поликлиник и аптек, уменьшение количества применяемых медикаментов и снижение риска здоровью в результате их приёма;

- разработку стандартных комплексов немедикаментозных воздействий (модулей) с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей организма студента;

- создание базы данных показателей состояния здоровья студентов по курсам обучения;

- развитие у студентов научно-исследовательских навыков и приобретение ими новых знаний для активного, творческого подхода к жизни.

- улучшение качества их жизни.

1. Двигательная активность студентов медицинского вуза характеризуется выраженной гиподинамией: по результатам шагометрии уровень ДА значительно ниже рекомендуемых величин; студенты не отводят время в режиме дня активному отдыху, физическим упражнениям; выявлена тенденция роста случаев освобождений от занятий ФК по медицинским показаниям. Для оптимизации физической активности необходимы индивидуальные занятия ФКиС в зависимости от личного интереса студентов к их видам; профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) с учётом профессиограммы основных врачебных специальностей (стоматолог, терапевт, хирург).

2. Фактическое питание студентов, его организация не могут считаться рациональными вследствие выявленных негативных моментов: снижение энергетической ценности (ЭЦ) среднесуточных рационов питания за счет дефицита белков, углеводов; нарушение режима питания; нерационального распределения ЭЦ по приемам пищи; несбалансированности минерального и витаминного состава рационов. Организация питания в студенческих буфетах и столовых недостаточно учитывает особенности учебного режима, бюджетные возможности студентов; ассортимент буфетной продукции включает продукты малой биологической ценности.

3. При гигиенической оценке режима дня, анализе вида и распространенности вредных привычек среди студентов-медиков было установлено: нарушали режим учебы и отдыха 92% студентов; 65% имели длительность ночного сна менее 7 ч; работе за компьютером не только для обучения, но и как форме досуга, студенты уделяли в среднем 4, 3 ч в день; имели вредную привычку в виде табакокурения 52% студентов, причем с возрастом число курящих становилось больше; регулярно употребляли алкогольные напитки 22% девушек и 54% юношей, систематичность употребления спиртных напитков увеличивалась с возрастом; пробовали наркотики 2,6% респондентов.

4. Анализ учебной нагрузки и режима обучения выявил следующие нарушения: превышение объема учебной нагрузки за счет внеаудиторных занятий (58 ч при норме 54 ч); длительные перерывы между занятиями (в среднем 1,3 ч), что увеличивало продолжительность учебного дня до 9 ч; отсутствие в расписании занятий реферативного, облегченного дня в конце учебной недели; недостаточное время для подготовки к курсовому экзамену (1-2 дня).

5. Интенсивные учебные нагрузки и нерациональный режим обучения вызывали ухудшение показателей реактивной и личностной тревожности студентов от начала к концу недели и, особенно, к окончанию цикла; на развитие выраженного процесса утомления указывали показатели теста САН. Экзаменационная обстановка вызывала у студентов первого-второго курсов сдвиги вегетативного баланса в сторону симпатических влияний на ССС; выраженные изменения показателей индекса Руфье (8,2±0,49 усл.ед.) и теста САН, свидетельствующие о снижении работоспособности и утомлении, причем у студентов-юношей были более выражены признаки напряжения ССС, а у девушек - нервно-эмоциональные реакции.

6. Первое ранговое место в структуре ЗВУТ занимали болезни органов дыхания (88,5%), второе место - заболевания органов пищеварения, третье – травмы; наибольшее число академических отпусков вследствие заболевания отмечалось у студентов 1-3-х курсов, чаще всего по причине болезней органов дыхания (24%), психических расстройства и расстройств поведения (19%), болезней органов пищеварения (13%) и нервной системы (12%).

В структуре хронических заболеваний первое место занимали болезни органов пищеварения, второе – органов дыхания, третье – болезни нервной системы и эндокринно-обменные нарушения; среди функциональных отклонений лидировали нарушения осанки и плоскостопие, затем – нарушения со стороны органов зрения, отклонения в деятельности ССС.


загрузка...