Профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования к использованию информационных технологий в будущей практической деятельности (13.02.2012)

Автор: Ходакова Нина Павловна

кий 28 18

ОБЩЕразвивающий

Умение работать самостоятельно (поиск информации в сети Интернет, библиотеках, информационных фондах), умение формулировать цель, планировать поиск, пути и способы достижения своих целей, самооценка, креативность, способность действовать в нестандартных ситуациях Высо-

кий 21 24

ний 61 65

кий 18 11

Проведено тестирование уровня информационной компетенции студентов, будущих педагогов дошкольного образования, посредством разработанных автором тестов с использованием прикладной программы, которая показала динамику уровня информационной компетенции будущих педагогов дошкольного образования, представленную в таблице 3.

Таблица 3.

Динамика уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования

Уровни Значения в %

общекультурный

профессиональный Развивающий

1. 2 5 3

2. 3 10 4

3. 4 10 7

Графически результаты представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования.

В целом, использование информационных технологий обеспечило более высокий уровень профессиональной подготовки, как показано в таблице 4 и на рисунке 3.

Таблица 4

Уровневые характеристики профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе

высокий средний низкий

общекультурный 12 14 62 65 26 21

профессиональный 21 26 51 56 28 18

общеразвивающий 21 24 61 56 18 11

Рисунок 3. Уровневые характеристики совершенствования профессиональной подготовки педагогов

Контрольный эксперимент проводился в 2008–2011 гг. в ходе работы со студентами в МГГУ им. М.А. Шолохова, МГПИ, Педагогического колледжа № 10 г. Москвы и др. образовательных учреждений. Для определения итогового уровня подготовки будущих педагогов дошкольного воспитания был проведен исходящий контроль имеющихся у них информационных компетенций. В работе приняли участие 2 группы: контрольная и экспериментальная.

Проведенный контрольный этап эксперимента показал положительную тенденцию овладения информационными технологиями студентами, повышения информационной грамотности преподавателей, что подтверждается анализом подученных данных

Уровень знаний студентов, охваченных экспериментом, определялся по формуле, предложенной В.П. Беспалько: где m – количество правильных ответов в тесте; l – общее количество заданий в тесте. Всего было 97 заданий. В контрольной группе правильно выполнено 54 задания, в экспериментальной – 41.

Таким образом, коэффициент усвоения в контрольной группе составил Кк=0,556?0,56, в экспериментальной Кэ=0,41?0,40, что значительно ниже коэффициента усвоения К?0,7 (по В.П. Беспалько).

Расхождение между контрольным и экспериментальным коэффициентом значительное, что свидетельствует о неравнозначности уровня обученности в контрольной и экспериментальной группах.

В ходе работы проанализировано содержание профессиональной подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в вузе. Определен уровень их обученности в области информационных и коммуникационных технологий и практики использования в профессиональной деятельности.

В ходе контрольного эксперимента осуществлялась обработка, систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, получены данные, подтверждающие верность выдвинутой гипотезы. Практическим результатом проведенной работы можно считать массовое включение организационно-методической документации, связанной с подготовкой квалифицированных кадров дошкольного образования в области информационных технологий. Разработанные учебные и учебно-методические пособия, учебно-методический комплект, программы курсов повышения квалификации прошли апробацию в соответствующих общеобразовательных учреждениях. Проведены конференции вузовского, всероссийского и международного уровня.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость разработки и внедрения научно обоснованной модели в учебный процесс, что обеспечило совершенствование профессиональной подготовки педагога и использование информационных и коммуникационных технологий в практике работы в вузе.

В ходе проведенного исследования: разработан учебный план специализации «Новые информационные технологии в детских учреждениях». В него вошли дисциплины: «Современные информационно-коммуникационные технологии», «Теория и методика использования информационных технологий в дошкольных учреждениях», «Компьютерная диагностика подготовки детей к школе», «Психолого-педагогические основы информационных технологий», «Информационные технологии в управлении образовательным учреждением», «Детские обучающие программы и компьютерные игры». Целенаправленная работа позволила обновить содержание аудиторной и внеаудиторной работы со студентами.

Информационная составляющая была внедрена в практику работы педагогов дошкольного образования и практику работы преподавателей вуза, что подтверждено актами о внедрении. Это способствовало повышению, компьютерной грамотности не только студентов, но и преподавательского состава. В университете были открыты курсы повышения квалификации по информационным технологиям. Была обеспечена база проведения занятий со студентами и разработаны учебно-методические материалы, которые используется в практике работы вуза.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие обоснованность положений, выносимых на защиту, определены дальнейшие перспективы исследования.

Таким образом, теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую в исследовании гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Информационные технологии играют ведущую роль в современном обществе, определяют уровень подготовки кадров, поэтому необходимо их использование в профессиональной подготовке специалистов. Противоречия современного общества между потребностью в обновленных кадрах и условиями их подготовки разрешаются, если в образовательной среде создаются условия для реализации и включения в учебный процесс современных педагогических технологий, среди которых особое место отводится информационным технологиям.

2. Модернизация образования включает в себя использование информационных и педагогических технологий в образовательном процессе вуза. Для чего необходимо создавать материально-техническую базу, повышать компьютерную грамотность преподавательского состава, внедрять информационные и коммуникационные во все формы и виды работ со студентами, где нужно учитывать специфику будущей профессиональной деятельности специалистов, например, педагогов дошкольного образования.

3. В процессы работы уточнено и адаптировано к профессиональной подготовке педагога дошкольного образования понятие: «информационная компетенция».


загрузка...