Социально-трудовая мобильность современной молодежи: состояние и перспективы (региональная специфика) (12.12.2011)

Автор: Иванова Татьяна Николаевна

Четвертый параграф «Социально-трудовая мобильность молодежи как социально-экономическая проблема» посвящен анализу социально-трудовой мобильности молодежи как особого явления, рассматриваемого с разных позиций; с точки зрения эффективности управления персоналом, и как следствие экономической эффективности организации, и как социальный фактор, влияющий на экономическую эффективность. Особый интерес представляет последняя позиция. Социально-трудовая мобильность молодежи имеет социально-экономическую природу. От поведения молодого человека на рынке труда, его трудового поведения, решительным образом зависит производительность труда, вопросы прибыли, а значит ere экономическая устойчивость и соответственно-экономическая безопасность в условиях рыночной конкуренции.

Социально-трудовая мобильность молодежи является необходимым условием успеха государственных программ борьбы с такими видами безработицы, как структурная и региональная. Для оценки уровня социальной и трудовой мобильности молодежи используются два различных способа:

по фактическим данным измеряется уровень реализованной социально- трудовой мобильности (с помощью данных интенсивности и объема миграционных перемещений, текучести, кадровых перемещений);

по материалам социологических опросов населения выясняется потенциальная готовность к такого рода изменениям. С точки зрения регулирования рынка труда приоритетное значение имеет анализ внутренней потенциальной мобильности.

Анализ социально-трудовой мобильности молодежи на рынке труда крупного региона представляет особый научный и практический интерес, поскольку социально-трудовая мобильность молодежи рассматривается сквозь призму трудовых отношений, протекающих в регионе. Кроме того, социально-трудовая мобильность молодежи представляет собой сложный процесс, зависящий, как от субъективных установок личности, так и от объективных обстоятельств, одним из которых являются социально-экономические условия крупного социотерриториального комплекса, каковым является регион.

При анализе причин социально-трудовой мобильности молодежи целесообразно применять системный метод, позволяющий выявить единый комплекс факторов, оказывающих влияние на процессы мобильности молодежи. Социологический анализ социально-трудовой мобильности молодежи позволяет выявить основные характеристики изучаемых процессов с целью получения наиболее полной теоретической информации о предмете исследования. Оценка социально-трудовой мобильности может производиться на следующих основаниях: по характеру перемещения, по источнику перемещения, по возрастному показателю, по сфере проявления, по количеству субъектов, по степени свободы и по характеру периодичности возникновения.

????????????o

???????????????o

???????????e

???????????i

???????????k

?????????I

????????????

????????

(знаниями, так как специфика работы остается прежней и применяется для мотивации тех сотрудников, у которых нет возможности продвинуться по службе выше и которые уже долго находятся на одном рабочем месте.

Трудовые перемещения основаны на источнике

перемещения, по которому социально-трудовая мобильность может быть

структурированная и взаимообменная. Структурированная мобильность есть производная социально-экономических изменений, происходящих в обществе. К таким изменениям относится промышленный рост или упадок, изменения в разных формах собственности индивида, трансформация профессиональной структуры рабочих мест и т.д. Взаимообменная мобильность в основе своего возникновения имеет социальные факторы, такие как: предоставление широкого спектра социальных гарантий и льгот, предоставление возможности получения образования, изменения в ценностно-мотивационной структуре общества.

Таким образом, анализ социально-трудовой мобильности молодежи позволяет выявить объективные источники ее возникновения и подойти к рассмотрению современного состояния социально-трудовой мобильности молодежи в регионе.

Вторая глава «Современное состояние социально-трудовой мобильности молодежи Самарского региона (опыт социологического исследования)» состоит из трех параграфов, где отражается проблема социально-трудовой мобильности молодежи (возраст 14-30 лет). Специфичность данной демографической группы состоит в том, что в нее входят лица, только вступающие в жизнь, делающие свой выбор во всех сферах жизнедеятельности. Именно эта категория населения наиболее активна в своем самоопределении в силу юношеского оптимизма, мобильности.

В первом параграфе «Региональные особенности социально-трудовой мобильности (эмпирический анализ)» анализируются особенности региона, механизмы социально-экономического воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи и изменения системы профессиональной ориентации в регионе.

Автор выделяет особенности социально-трудовой мобильности выпускников школ: желание получить образование, желательно высшее характерно для 91,8 % выпускников, независимо от места поселения. Большую реалистичность в выборе профессии проявляют выпускники 9-х и 11-х классов периферийных школ, выделяя профессии престижного ряда, но для себя выбирая более необходимые в промышленности и инфраструктуре собственного поселения, ориентируясь на высшее образование (58%). Не согласованы планы молодежи по профессиональному самоопределению и информация в Самарском регионе, городах и сельских районах, о видах профессионального труда, классификации профессий, характеристики специальностей по различным параметрам, о состоянии рынка труда, потребности в специалистах и рабочих, возможностях трудоустройства. В процессе исследования была обнаружена взаимосвязь между планами на будущее и образованием родителей выпускников. У молодых людей, собирающихся работать, отцы имеют, в основном, начальное профессиональное образование. Начальное и среднее профессиональное образование у отцов тех ребят, которые планируют совмещать работу с учебой, а также поступать в техникум. У респондентов, в чьих планах поступление в вуз после училища, отцы чаще имеют более высокий уровень образования - среднее профессиональное и иногда высшее. У 16 % респондентов, собирающихся работать, отцы имеют неполное среднее образование, и только у 12% - высшее образование. Среди планирующих поступление в вуз только у 8% отцы имеют неполное среднее образование, и уже у 25% таких учащихся отцы имеют высшее образование. Престижность учебного заведения в известной мере определяется представлением о том, какие возможности дает приобретаемая в нем профессия. Профессии, которые, по мнению респондентов, не приносят ни материального, ни статусного вознаграждения, получают по преимуществу дети из менее ресурсообеспеченных семей, а наиболее перспективными профессиями овладевают выходцы из семей с большими ресурсными характеристиками. При ответах на вопрос: «Хотите ли Вы поменять свой социально - профессиональный статус?» 88,8% респондентов ответили утвердительно, только 11,2 % оказались не заинтересоваными в смене статуса.

Эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что связь не имеет линейного характера. Исследование показало, что наибольшее влияние на желание повышать свой социально- профессиональный статус оказывает уровень образования отца, на втором месте стоит собственное образование, а на третьем уровне образование матери.

Дополнительно проведенный детерминационный и дисперсионный анализ показал, что выбор сферы деятельности детьми никак не связан со сферой деятельности родителей. Также нельзя заключить, что существует связь между сферой деятельности родителей и мотивацией респондентов в повышении как социально-профессионального статуса, так и уровня образования.

Результаты проведенного социологического исследования дают основания автору утверждать о доминировании стихийного характера профессионального самоопределения молодежи. Для уменьшения элемента стихийности профессионального самоопределения молодежи необходимо разработать комплексную систему изучения и построения региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности молодежи, включив в нее показатели формирования и развития социально-трудового потенциала молодежи. Достаточно сложную ситуацию для общества и молодежи создает разрыв между намерениями и притязаниями молодых людей и кадрово-профессиональными потребностями современного общества. Для сферы труда и занятости означают в первую очередь то, что усилится тенденция к трудовой гибкости работников. В такой ситуации молодежи необходимо быть готовым к различным изменениям в их трудовой деятельности и незамедлительно на них реагировать. Наиболее стойкими оказываются специалисты, обладающими широким набором навыков, готовые к резким переменам места работы, ориентированные на постоянное (пере)обучение, способные варьировать собственную трудовую деятельность во времени и пространстве, исходя из текущей конъюнктуры. Нелинейность и ситуативность свойственная трудовым процессам заставляет все больше работников следовать данным принципам (нелинейности и ситуативности) при планировании своего трудового пути.

В ходе социологических исследований был выявлен спектр мнений по характеристикам современной молодежи. Фактически заявлены следующие позиции: современная молодежь Самарского региона ориентирована преимущественно на получение знаний, умений и навыков, которые в будущем помогут ей реализовать себя в соответствии со своими жизненными ценностями и приоритетами; молодые люди социализированы недостаточно, в эпоху кризиса их нацеленность на развлечения, досуг, их увлечение различными субкультурами выглядит несоответствующим ситуации и говорит скорее о стремлении спрятаться от кризиса, оттянуть момент взросления, чем о желании ускорить процесс вхождения в изменившуюся социальную среду. В Самарском регионе заметна ориентация на здоровый образ жизни со стороны «продвинутой» молодёжи вопреки падению на социальное дно нищающих сверстников. Последнее уравнивает российскую молодёжь с американской и западно-европейской, что ещё раз свидетельствует о разрастающемся влиянии фактора глобализации на сознание и поведение молодых людей. Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня семья, образование, здравоохранение и другие социальные института тоже находятся в кризисном состоянии. Но более значимой все, же является другая тенденция, свидетельствующая об ограничении роли молодежи повышением требований к профессиональным качествам работников. При прочих равных условиях приоритет очень часто отдается специалисту, имеющему опыт практической работы по специальности. Поэтому многие молодые специалисты с высоким уровнем образования, но не имеющие трудовой практики, испытывают большие проблемы при устройстве на работу. В итоге многие не могут найти применение своим знаниям, устраиваются не по специальности, в те организации, которые предлагают более выгодные условия, пренебрегая перспективами профессионального роста. Существенную роль здесь играют такие обстоятельства, как связь выбора профессии с социальным положением, социальный капитал семьи, изменения в социально-экономической структуре, уровень безработицы в регионе и другие факторы, определяющие направления и динамику социальных перемещений. Проблема профессиональной ориентации усугубляется структурной неопределенностью рынка труда.

Общей тенденцией в регионе является усиление переориентации работодателей на кадры с средне-специальным образовательным уровнем. Если три года назад большинство экспертов заявляло о потребности своих предприятий в основном в кадрах с высшим образованием, то сегодня доля таких ответов значительно сократилась – с 38% до 17%. Потребность в рабочих кадрах в настоящее время особенно остра в ЖКХ, химической промышленности, транспортной, строительной и правоохранительной областях от 100% до 50%.

В настоящее время можно говорить о насыщении рынка труда кадрами с высшим образованием - за три года с 42% до 17% уменьшилась доля работодателей, заявляющих о наличии на своих предприятиях потребности в таких специалистах. В настоящее время наиболее востребованы кадры в сфере культуры, в автомобилестроении. Изучая перспективы спроса на кадры различной квалификации появляется неуклонная тенденция к спросу специалистов по узким профессиональным сферам. На 2010 г. 23% предприятий планируют сокращение штата сотрудников, 72% респондентов отмечают, что сокращения не планируют, в основном это представители сферы услуг, малый и средний бизнес (91% и 70% соответственно). Заметно изменился за три года и рейтинг факторов, осложняющих трудоустройство выпускников. Из позитивных тенденций надо отметить: снижение доли предприятий, где невозможность приема молодых специалистов связана с объективными финансовыми проблемами, нестабильным экономическим положением – 86% против 63% три года назад; уменьшение количества претензий работодателей к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов (с 7% до 2%) и минимум указаний на низкий спрос на рынке труда на предлагаемые университетом специальности (12%). На каждом десятом предприятии региона выпускники вузов составляют основу трудового коллектива – их численность составляет более 34%. Средняя численность выпускников вузов, работающих на обследованных предприятиях, за три года увеличилась с 20% до 60%. Чем крупнее предприятие, тем шире на нем представлены выпускники вузов, активный рост выпускников наблюдается в коммерческой деятельности (около 78%). Среднее число выпускников также различается по отраслям: 50% – в автомобилестроении, 22% - в коммерческой деятельности, 99% в химической промышленности, 67% - в образовании, по 50% в сфере культуры, торгово-бытовом обслуживании, правоохранительных органах. В целом по сравнению с предыдущими показателями наблюдается снижение трудоустройства выпускников в бюджетные предприятия города и отток большинства выпускников в коммерческую деятельность, и сферу торговли. В ходе опроса работодателям предлагалось указать приемлемые для них формы сотрудничества с вузами в решении проблем первичной профессиональной адаптации молодых специалистов. На сотрудничество с вузами по этому направлению настроены 43% работодателей. Из них 20% заявили, что готовы регулярно предоставлять в вузы информацию о недостатках подготовки выпускников, которые выявляются в период начала их трудовой деятельности. 13% готовы присылать в вузы на семинары и тренинги по проблемам профессиональной адаптации сотрудников кадровых служб. Рейтинг трудностей, с которыми выпускники вузов сталкиваются в период профессиональной адаптации, за пять лет почти не изменился. Главными из них по-прежнему остаются недостаток практических навыков и низкая начальная оплата труда.

Недостаток правовой культуры, ограниченные возможности для должностного продвижения, карьеры, необходимость дополнительных знаний, проблемы в межличностных отношениях, отсутствие спроса на выпускников промышленности. Сравнительно реже выпускники вузов сталкиваются с такими проблемами, как недостаточное владение информационными технологиями. Знание иностранного языка, умение работать на компьютере, высокий уровень профессиональной подготовки, востребованная профессия, личные связи, знакомства, возраст, умение находить общий язык с разными людьми считаются основными требованиями современного рынка труда.

Одной из региональных особенностей социально-трудовой мобильности молодежи Самарской области является несогласованность профессиональных планов молодежи и требований рынка труда. Выстраиваются две разные стратегии профессионального выбора молодежи: выбор места обучения или профессии. Эмоциональная оценка будущего влияет на образовательные и профессиональные планы учащихся, формируя социально-трудовую мобильность молодежи. Доминирует социально-профессиональный инфантилизм значительной части молодежи. Региону необходимо использовать в полной мере потенциал внутренней мобильности молодежи, что уменьшит необходимость внешней миграции, ослабляющей местные кадровые ресурсы. Территориальное распределение рабочей силы можно использовать в целях сбалансированности рынка труда. Этот путь решения проблемы дисбаланса спроса и предложения рабочей силы имеет ряд преимуществ перед составлением научно обоснованных прогнозов в кадровой потребности, так как он менее наукоемкий и затратный, более оперативный, нацелен на ближайшую перспективу и быстрый результат.

Таким образом, анализ главных установок молодежи и их жизненных ориентиров позволяет сделать вывод о том, что в новых условиях возникает ценность индивидуальной жизни, хотя цели молодых людей связываются со справедливостью, жизненным благополучием, оптимизмом, личной независимостью. Внедрение инновационной технологии по координации действий социально-экономических структур, определяющих и формирующих социально-трудовую мобильность молодежи Самарского региона, позволит выявлять социологические аспекты экономического проектирования системы координации действий государственных и социально-экономических структур региона по формированию социально-экономической занятости молодежи, учитывая при этом роль макро и микроэкономических условий, как социально- трудовых детерминант профессионального становления молодежи. Внедрение эффективной системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки молодежи позволит повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации молодежи на профессии, востребованные на рынке труда.

Профориентационная работа должна строиться на основе прогнозирования спроса экономики на кадры различной квалификации в регионе. Ответственность за его организацию целесообразно возложить на соответствующие государственные органы, сферой компетенции которых являются регулирование рынка труда и занятости, организация профессиональной подготовки кадров.

Социологические исследования позволили изучить потенциал рынка труда Самарского региона, т.е. социально-экономические условия региона как в аспекте удовлетворения потребностей в эффективном трудоустройстве горожан, так и потребности работодателей в трудовых ресурсах: руководители крупных промышленных предприятий отмечают о необходимости помощи государства в реализации программ переподготовки персонала; руководители средних и малых предприятий в большей степени заинтересованы в развитии внешнего рынка труда; официальная часть открытого рынка труда характеризуется значительным количеством вакансий для трудоустройства по рабочим профессиям; безработная молодежь проявляет большую заинтересованность в переподготовке, чем безработные старшего возраста; стратегии трудоустройства молодежи чаще включают возможности переезда в другие регионы для трудоустройства, чем людей старшего и среднего возраста; рынок труда Самарского региона обладает значительным потенциалом в аспекте трудоустройства работников с начальным и средним профессиональным образованием, в то время как трудовой потенциал нуждающихся в работе ориентирован на сферу коммерции, бизнеса, торговли; уровень притязания безработных на размер заработной платы, выше, чем предлагаемые работодателями заработные платы.

Автор делает вывод о том, что формирование социально-трудового потенциала коррелирует с социальной обстановкой в обществе. Любые рекомендации, направленные на повышение социально-трудового потенциала молодежи, не могут быть реализованы без учета факторов макро -мезо- и микроуровней. Несмотря на то, что современная молодежь считает себя самостоятельной, независимой от государства, ее положение остается неразрывно связанным с экономическим положением в регионе.

Во втором параграфе «Факторы и механизмы социально-экономического воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи» выявляются факторы и механизмы социально-экономического воздействия на социально-трудовую мобильность молодежи, где профессиональное самоопределение и выбор профессий молодежью происходит с учетом, социально-экономических процессов: структурные преобразования в экономике региона, тяжелая экологическая ситуация, изменение демографической ситуации, рост сельской безработицы, нарастание интенсивности предложения свободной рабочей силы, которая характеризуется низким профессионально-квалификационным уровнем, продолжающаяся маргинализация населения, активное «перемещение» в города жителей села, не имеющих образовательной, профессиональной подготовки и четких нормативно-ценностных ориентаций, неоднозначность миграционных процессов: «отток» квалифицированных специалистов в Россию и страны СНГ, неконтролируемый «приток» малоквалифицированных работников из бывших республик союза, появление мощных «торгово-криминальных» организаций из представителей стран Юго-Восточного региона.

Департамент образования по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров Самарской области налаживает взаимодействие с различными учебными заведениями за пределами региона. Однако анализ статистической информации показывает, что из более чем трех тысяч человек, ежегодно направляемых по различным дефицитным для региона профессиям, большинство из них (свыше 55%) устраиваются работать за пределами Самарского региона.

Изучение экономических и социальных факторов профессионального самоопределения и социально-трудовой мобильности молодежи свидетельствует о том, что самый главный институт общества – институт образования, закладывает потенциал будущих жизненных разочарований, крушений планов, иллюзий, создаваемых и пестуемых в процессе обучения в школе. Система профессиональной ориентации, обучения, информирования в современной школе требуют коренного переустройства, смены общей парадигмы, существовавшей до сих пор. Это подтверждает вывод о необходимости смены концептуальных подходов к формированию системы социально-трудовой мобильности молодежи.

Дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц, без определенных занятий и определенного места жительства, беженцев из бывших республик СССР, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных, социально-гарантированных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обусловливает появление большого числа людей, утративших прежний социально-экономический статус, а потому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения. Сложнейшую проблему на данный момент представляет ресоциализация и адаптация лиц, осужденных и находящихся в местах лишения свободы, а также отбывающих наказание без лишения свободы.

На данный момент отсутствует согласованная система воздействия на социально-профессиональное самоопределение. Формирование профессиональных ориентаций молодежи происходит помимо государственных социальных институтов, старательно оттекая их и не соприкасаясь. Для молодежи не созданы условия, позволяющие трудом и предприимчивостью обеспечить себе соответствующие материальные блага; отсутствует адресность и гарантии социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь, экономически незащищенным слоям населения; не существует условий для вхождения человека в «информационное общество». Автор предлагает опираться на следующие принципы: учет целей развития региона в соответствии с экономикой Самарской области, которые характеризуются стремительностью изменений на рынке высокотехнологических и наукоемких услуг, быстро возрастающей сложностью производства, резким нарастанием конкуренции со стороны, как российских регионов, так и зарубежных государств. В этих условиях, одной из решающей составляющих мощного прорыва вперед в экономическом плане являются квалифицированные человеческие ресурсы, уровень профессиональной компетенции которых соответствует новой инновационной модели экономики региона; опережающей системы профессионально-ориентированной работы; учет и использование специфических социально-психологических и национальных особенностей молодежи региона, влияющих на становление тех или иных форм собственности, организацию производства, трудовую активность и мобильность населения.

На социально-трудовую мобильность оказывают влияние процессы, протекающие в мире; общественное устройство; этнокультурные стереотипы современного этапа социального процесса; система социальных норм и ценностей; изменения в видах и формах трудовой деятельности, перечень профессий и их престиж в общественном мнении; демографические процессы; региональные особенности территории, ее национальный состав.


загрузка...