Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования  в России (12.10.2009)

Автор: Зива Валентина Федоровна

Зива Валентина Федоровна

Прогностическая модель и стратегия построения инновационной системы художественного образования в России

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени доктора педагогических наук

по специальности

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования

«Институт инновационной деятельности в образовании»

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук,

профессор

Фомина Наталья Николаевна

доктор педагогических наук,

профессор

Бодина Елена Александровна

доктор педагогических наук,

профессор

Киселева Татьяна Григорьевна

Ведущая организация: Самарская государственная академия культуры и искусств

Защита состоится «14» декабря 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.020.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Учреждении Российской академии образования «Институт инновационной деятельности в образовании» по адресу: 117449 , г. Москва, ул. Шверника, д.17, к. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт инновационной деятельности в образовании».

Автореферат разослан «____» ___________________2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Ж.Х. Гергокова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется социально-политическими и духовными переменами, происходящими в современном обществе. В конце XX столетия смена ценностных ориентиров привела к существенным изменениям межкультурных и социальных связей, поэтому наиболее острыми и глобальными стали реформы в области отечественного образования, которые затронули интересы всех слоев населения. Перед высшими и средними учебными заведениями остро встал вопрос, в каких кадрах будет нуждаться общество не только сегодня, но и завтра, какие специалисты будут востребованы на рынке труда. Общество осознало необходимость изменения государственной политики в области образования. Назрела потребность в переосмыслении философии образования и разработке иной концепции развития отечественной системы высшей и средней профессиональной школы.

Модернизация образования в стране затронула и систему художественного образования. Сегодня развитие художественного образования, его содержательного наполнения нельзя рассматривать вне общемировых тенденций, связанных с формированием единого образовательного пространства, проблемами информатизации и глобализации общества. Образование и культура, находясь в тесной взаимосвязи, приобщают личность к социально-культурному опыту человечества. Выявление места и роли профессионального художественного образования, стратегии его развития, раскрытие ценностно-смыслового обновления его содержания, обоснование его ориентации на новый тип образованности – все это носит принципиальный и актуальный характер.

Степень научной разработанности проблемы. Состояние и развитие профессионального художественного образования относится к числу комплексных научных проблем, разрабатываемых многими гуманитарными науками. Теоретические вопросы, касающиеся творчества и творца, рассматривались в трудах выдающихся мыслителей прошлого Аристотеля, Д.Вико, Вольтера, Г.В.Гегеля, И.Г.Гердера, Дидро, И.Канта; русских философов и педагогов: Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, Иллариона Киевского, В.С.Соловьева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Хомякова, П.Я.Чаадаева.

Среди современных ученых в области философии и культурологии необходимо выделить работы С.С.Аверинцева, А.И.Арнольдова, Л.П. Буевой, П.С.Гуревича, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Д.С.Лихачева, Э.В.Соколова, А.Я.Флиера. При комплексном исследовании феномена профессионального художественного образования нельзя не опираться на работы Ю.П.Азарова, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выгодского, В.А.Разумного.

Осознать глубину проблемы подготовки и воспитания исполнителей позволили исследования таких выдающихся деятелей искусств, как Г.А.Ансимов, О.А.Апраксина, Б.В.Асафьев, А.А.Гончаров, Б.Е.Захава, Д.Б.Кабалевский, М.И.Кнебель, Г.Г.Нейгауз, В.И.Немирович-Данченко, Б.А.Покровский, А.Д.Попов, О.Я.Ремез, К.С.Станиславский, И.Г.Шароев.

Важными позициями для автора явились идеи преемственности и специфики художественного обучения, обусловившие необходимость разработки особых подходов к его изучению и осмыслению, описанные в работах Е.Я.Александровой, Т.И.Баклановой, М.Г.Вохрышевой, И.И.Горловой, В.П.Демина, Т.Г.Киселевой, Е.Л.Кудриной, В.Ф.Максимович, Р.И.Пшеничниковой, Т.В.Челышевой и др.

Для решения проблемы развития самостоятельности будущего педагога-художника большое значение имеет специфика профессионального образования. Существует ряд фундаментальных исследований, посвященных проблемам преподавания рисунка (Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, Л.Г. Медведев, В.К. Лебедко, В.П. Зинченко), живописи (Г.В. Беда, Г.Б. Смирнов, А.П. Яшухин, А.А. Унковский), композиции (Е.В. Шорохов), пленэра (Н.Я. Маслов), в которых глубоко рассмотрены вопросы развития способностей студентов применительно к тому или иному виду художественно-изобразительной деятельности.

Развитие отечественного образования, в том числе и художественного образования, протекает в сложных условиях глобализации и осознать всю глубину проблемы позволили исследования О.И. Савицкого, А. Д.Савельева, С. Трофимовой, В.М. Филиппова, С.С. Шевелевой.

Рефлексию государственно-правового подхода к развитию образования обеспечили работы М.А.Ариарского, В.И.Байденко, В.К.Бацына, Э.Д.Днепрова, А.М.Новикова, Ю.Г. Татура, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.Д. Шадрикова.

Разработка концептуальных подходов к развитию инновационного образования обоснована в теоретико-методологических положениях В. Ващенко, О. Долженко, В.С.Лазарева, А.Д. Савельева, А.В.Хуторского, В.В. Шукшунова и др.

Анализ литературы по проблеме развития системы профессионального образования показал, что ее рассматривали отечественные и зарубежные ученые (П.Ф.Анисимов, С.Я.Батышев, А.П.Беляева Дж.Боткин, Л.А.Волович, Р.Дейв, В.М.Демин, В.М.Жураковский, П.Ф.Кубрушко, В.С.Леднев, Г.А.Лукичев, Т.Ю.Ломакина, С.П.Ломов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, П.Н.Осипов, О.Н.Олейникова, В.А.Рыжков, Сэдлак Ян, Е.В.Ткаченко, Э.Фор, Н.Н.Шамрай, Г.П.Щедровицкий и др.).

Неразработанность и фрагментарность теории художественного образования связана с тем, что художественное образование имеет сложную детерминацию. Это связано с тем, что оно включает в себя такие направления, как: театральное, изобразительное, хореографическое, музыкальное, кинематографическое, декоративно – прикладное образование. Современный теоретический уровень осмысления проблем художественного образования, его содержания и современных методик обучения, необходимо рассматривать в контексте проводимых государственных реформ. Концепция художественного образования в России, утвержденная постановлением Правительства РФ(2001), свидетельствует об особой важности художественного образования в жизни общества. В Концепции определены содержание, роль, статус и принципы художественного образования, его структурная типологизация, направления реализации в контексте современных экономических и социокультурных процессов, которые стали для нас основополагающими принципами исследования.

При наличии достаточно большого числа работ, посвященных частным, конкретным аспектам развития художественного образования, прежде всего его отдельным видам и направлениям (музыкальное, театральное, хореографическое и др.), почти совсем отсутствуют труды, рассматривающие эту область образования как комплексный объект, не обобщены теоретические взгляды и фактологические материалы в контексте педагогической мысли и социально-культурной практики, поскольку решение этой задачи сталкивается с трудностями, порождаемыми объективно существующими противоречиями между:

– исторически сложившейся системой отечественного художественного образования и современными требованиями к данному виду деятельности, вызванными тенденциями глобализации, информатизации, экономическими и социальными преобразованиями в обществе;

– ориентацией современной России на интеграцию в европейское и мировое образовательное пространство и тенденциями к сохранению и развитию национальных культурных традиций;


загрузка...