Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе (12.10.2009)

Автор: Сломчинский Анатолий Геннадьевич

Исследование выполнялось в несколько этапов, которые охватывают период с 1986 по 2008 гг.

Первый этап (1986-1993) – подготовительный. Характеризуется изучением и анализом философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сбором, накоплением и систематизацией эмпирического и теоретического материала о специфике учебно-воспитательного процесса и профессиональной деятельности персонала и педагогического коллективов школы и ПТУ при взрослой мужской исправительной колонии строгого режима, участием в научно-практических конференциях. На этом этапе ведущими были эмпирические методы исследования.

Второй этап (1994-2001) – основной. Был посвящён определению методологических основ исследования, разработке элементов концептуальной модели гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе, практической проверке выдвигаемых теоретических положений, подготовке аналитических, нормативных, инструктивно-методических материалов и публикаций в центральной педагогической печати; в 2001 году защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Педагогические средства изучения образовательных потребностей осуждённых в исправительном учреждении строгого режима». В процессе исследования на втором этапе главным образом использовались теоретические методы – изучение и анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы.

Третий этап (2002-2008) – завершающий. На этом этапе определена тема, уточнены гипотеза и понятийный аппарат диссертации, проведена апробация основных концептуальных положений гуманизации образовательного процесса в исправительной взрослой мужской колонии строгого режима, систематизированы и опубликованы в центральной педагогической печати результаты аналитико-поискового исследования, оформлен текст диссертации. В ходе третьего этапа исследования ведущими были следующие методы: аналогия, синтез, индукция и дедукция, теоретическое моделирование, идеализация, экстраполяция.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и выводов обеспечиваются системой методологических оснований, гарантирующих согласованность разрабатываемых теоретических положений с соответствующими педагогическими идеями и теориями; личным участием автора в опытной проверке концептуальных педагогических оснований и направлений гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе, а также применением для обоснования выдвигаемых идей формально-логических методов, адекватных целям теоретического исследования.

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении проблемы гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе, ставшей впервые предметом специального научного исследования, в ходе которого:

1. На основе ключевых положений пенитенциарной педагогики как научного базиса эффективного решения проблемы образования осуждённых определены теоретико-методологические основы гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе и разработана концептуальная модель, включающая в себя трактовку феномена гуманизации образования в пенитенциарной системе, систему принципов и научных подходов, детерминирующих многоуровневый образовательный процесс в исправительных колониях, ориентированный на ресоциализацию осужденных.

2. Введено понятие «гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе» – это достижение средствами образования целей реабилитации и ресоциализации личности осуждённых в ходе организации и осуществления позитивного гуманного педагогического процесса в местах лишения свободы.

3. Выделены внешние (ментальность и общественное сознание, своеобразие архетипов российского менталитета, социальное расслоение и стратификация российского общества, углубление неравенства в доступности образования) и внутренние (пенитенциарная субкультура, социальная работа, деятельность общественных организаций и религиозных конфессий в ИУ) факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на гуманизацию пенитенциарной действительности, выявлены закономерности, противоречия и тенденции их влияния на гуманизацию пенитенциарной действительности и образовательного процесса в пенитенциарной системе.

4. Уточнено понятие «пенитенциарная субкультура», которое представляет особый вид криминальной субкультуры, сформированный в результате слияния различных субкультур как криминального, так и некриминального характера, являющийся попыткой компромисса между микросоциумом осужденных и обществом и направленный на сохранение ценностей преступного мира и выживание в экстремальных условиях лиц, преступивших уголовно-правовые запреты.

5. На основе выделенных принципов (релевантности, педагогического взаимодействия, экспертного отслеживания, вариативности, непрерывности образования, рефлексивной креативности) построена концептуальная модель гуманизации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях, включающая целевой, организационный, диагностический, содержательный, технологический, контрольный уровни.

6. Сформулированы научные основы образовательного взаимодействия педагогов, сотрудников исправительного учреждения и осуждённых как субъектов процесса гуманизации образовательной действительности, включающие: а) выявление образовательных интересов, потребностей и запросов осуждённых для исследования актуализированной и неактуализированной потенциальности личности человека, находящегося в местах лишения свободы; б) признание субъектно-личностного начала как системообразующего фактора при преодолении осуждённым границ целей и задач, заданных конкретной социально-педагогической средой в исправительном учреждении.

7. Гуманизация образовательной действительности в пенитенциарной системе представляет процесс, базирующийся на научном педагогическом осмыслении результатов социально-этического маркетинга актуальных и перспективных образовательных потребностей осуждённых, на основании которых разрабатывается и внедряется в соответствии с изменяющимися образовательными целями комплекс взаимосвязанных элективных программ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об образовательном процессе в пенитенциарной системе:

1. Разработанная концепция гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе может стать базой для проектирования целей, содержания и технологий педагогической деятельности в исправительных колониях, обеспечивающих качественное изменение образования в соответствии с современными требованиями государства, общества и личности.

2. В пенитенциарную педагогику введено понятие «гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе», уточнено понятие «пенитенциарная субкультура».

3. Разработан комплекс принципов (релевантности, педагогического взаимодействия, экспертного отслеживания, вариативности, непрерывности образования, рефлексивной креативности), который может быть использован при проектировании образовательного процесса в пенитенциарной системе.

4. Результаты исследования развивают пенитенциарную педагогику в её основных направлениях – методологическом и теоретическом. Совокупность представленных педагогических идей и принципов входит в инновационный теоретический базис формирования и развития гуманистической образовательной среды в пенитенциарном учреждении как концептуальной составляющей общего процесса гуманизации пенитенциарной системы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогической деятельности в исправительных колониях, что положительно скажется на реабилитации и ресоциализации осужденных. Результаты исследования способствуют гуманизации системы образования в пенитенциарных учреждениях, содержания, технологий и форм образования осужденных.

Результаты исследования могут быть положены в основу формирования политики в сфере образования в местах лишения свободы и развития единого образовательного пространства на основе идей гуманистической педагогики.

Разработанные учебные пособия расширяют и дополняют содержание дисциплин «Пенитенциарная педагогика» «Уголовно-исполнительное право», «Социальная педагогика», «Социальная работа», используются для разработки лекций и семинарских занятий в высших учебных заведениях: ГОУ ВПО «Уральский юридический институт МВД РФ», ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Уральский институт социального образования» (филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»).

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в теоретических и экспериментальных исследованиях, при разработке нормативных документов, программ, учебных курсов по социализации девиантной и делинквентной личности.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической базой, включающей социально-философские, психолого-педагогические и законодательно-норматив-ные материалы в области образования, в том числе в пенитенциарных учреждениях, применением комплекса целесообразных общенаучных и педагогических методологических подходов, использованием методов, адекватных целям, задачам и логике исследования. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью и возможностью опытно-экспериментальной апробации: репрезентативностью выборок, статистической значимостью полученных данных, внедрением основных положений исследования в практику работы пенитенциарных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту:

– Пенитенциарная педагогика как научный базис гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе является составной частью общей педагогики, гуманистическим направлением в теории и практике образования и воспитания делинквентов, разрабатывающим вопросы индивидуального развития, личностного становления и позитивной самореализации осуждённых с целью их подготовки к жизни на свободе.

– Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе как феномен и социально-педагогическое явление, характеризующиеся системным изменением образовательной действительности в совокупности элементов объективной и субъективной реальности, выступающим в качестве конструктивного способа противодействия процессам деиндивидуализации и деградации системы образования в местах лишения свободы.

– Теоретико-методологические концепты гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе, включающие в себя аспекты взаимовлияния пенитенциарной субкультуры и образования, систему факторов, принципов и научных подходов, детерминирующих образовательный процесс во взаимосвязи с реабилитацией и ресоциализацией осужденных.

– Концептуальная модель, построенная на принципах релевантности, педагогического взаимодействия, экспертного отслеживания, вариативности, непрерывности образования, рефлексивной креативности и включающая целевой, организационный, диагностический, содержательный, технологический, контрольный уровни гуманизации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения и результаты исследования представлены в 2 монографиях, 4 учебных пособиях, 36 работах и публикациях автора в российских журналах, в том числе 8 статей опубликовано в журналах из перечня, рекомендованного ВАК РФ. Всего по проблеме исследования опубликовано 42 работы общим объемом 40,0 п.л.

Результаты исследования использованы в практике работы образовательных учреждений при исправительных колониях в Свердловской области, Тамбове, Красноярске, Вологодской области (1997-2000), а также для подготовки и защиты аттестационных материалов педагогами Нижнего Новгорода (1999), обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практи-ческой конференции руководителей школ при исправительных учреждениях (Москва, 1990), Всероссийской научно-практической конференции по проблемам социологии образования (Екатеринбург, 1992), по проблемам социальной работы в исправительном учреждении (Екатеринбург, 2003), по проблемам психологии притеснения (Коломна, 2006), в рекомендациях Министерства образования РФ (1996), учтены при разработке Министерством образования РФ и Министерством юстиции РФ Положения об образовании осужденных (1998), послужили основой для научно-методических разработок ученых Ростова-на-Дону, Таганрога, Ульяновска (1998-2000).

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложений и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности изучаемой проблемы, формулируются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрываются ведущая идея, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделяются этапы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, представляется апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе «Гуманизация в контексте ведущих тенденций развития образования в пенитенциарной системе» дана характеристика пенитенциарной системы как социального института современного общества, приводится ретроспективный анализ пенитенциарной системы в аспекте ее гуманизации, обосновываются методологические основания исследования.

Вторая глава «Научные предпосылки гуманизации образовательного процесса» раскрывает сущностные характеристики пенитенциарной педагогики как теоретической базы исследования, определяет закон как регулятор функционирования пенитенциарной системы, анализирует внешние и внутренние факторы гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе и аспекты взаимовлияния пенитенциарной субкультуры и образовательного процесса в местах лишения свободы.

В третьей главе «Теоретическая модель гуманизации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях» главы определены идеи и принципы построения модели и дана концептуальная структурно-функциональная модель гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе, исследованы появление, развитие, системные признаки, особенности современного состояния и перспективы общего и профессионально-технического образования осуждённых сделан краткий обзор нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование системы образования осуждённых.

В четвертой главе «Внедрение результатов исследования в практику работы пенитенциарных учреждений» рассматриваются основные положения социально-этичного маркетинга как педагогические средства изучения образовательных потребностей осуждённых, раскрывается содержание научно-методического обеспечения образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях, включая образовательные реабилитационные программы, аспекты профессиональной подготовки социальных работников для пенитенциарных учреждений, образовательно-воспитательное участие общественных и религиозных организаций в гуманизации исправительной среды, приводится содержание педагогического эксперимента и анализ его результатов.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования на уровне обобщений, формулируются основные выводы, обозначаются перспективы дальнейшей исследовательской работы по изучению научной проблемы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Научный интерес к проблеме гуманизации образования как одной из характеристик социального функционирования в современном мире человека, социальных групп, общества, в целом, в последние годы стремительно растет и, как показывает анализ работ философов, социологов, психологов, педагогов, представителей других наук (Л.А. Беляева, И.С. Кон, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, А.Н. Новиков, Е.В. Ткаченко и др.) этот интерес объясняется реальным возрастанием гуманизации и гуманитаризации образования и усилением в связи с этим их значимости с точки зрения развития общества.


загрузка...