Система правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав (12.10.2009)

Автор: Рыбкина Марина Владимировна

обоснованию необходимости совершенствования государственно-правовой политики в области осуществления безопасности граждан в условиях чрезвычайной ситуации на современном этапе;

выработке направлений способствующих эффективности обеспечения самозащиты прав, свобод и законных интересов граждан как средства реализации их безопасности.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

Институт правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам вследствие нарушения их конституционных прав представляет собой совокупность правопредписаний, определяющих полномочия субъектов и участников чрезвычайных правоотношений.

Система правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав, представляет собой совокупность императивных и диспозитивных норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах, обеспечивающих защиту личности и безопасность государства.

Чрезвычайное правоотношение представляет собой охраняемое государством и урегулированное нормами чрезвычайного законодательства общественное отношение, складывающее в процессе установления режима чрезвычайной ситуации.

Под правовым режимом, вводимым при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, мы понимаем законодательно обеспеченный особый порядок деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, общественных институтов, жизни населения, вводимый на определенной территории, и на установленный срок, с целью предотвращения опасности для общества или государства, в той или иной кризисной ситуации природного или техногенного характера, при котором происходит перераспределение полномочий органов власти, возложение дополнительных обязанностей на граждан и юридических лиц, а также возможно ограничение прав человека и гражданина.

В развитии ст.55 Конституции РФ, предусматривающей ограничение прав и свобод человека и гражданина, только федеральным законом, объективной необходимостью является разработка и принятие ФКЗ «О чрезвычайной ситуации».

Учитывая то, что чрезвычайная ситуация может явиться основанием введения режима чрезвычайного положения, органам и должностным лицам, уполномоченным устанавливать вводить режим в зоне чрезвычайной ситуации, требуется учитывать о существенном отличии положений ст.56 и ст. 55 Конституции РФ.

Механизм правового регулирования возмещения вреда, причиняемого гражданам при чрезвычайных ситуациях, представляет собой систему правовых средств и способов, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций. С точки зрения структуры механизма правового регулирования? это сложная система, имеющая свои элементы: юридические нормы, нормативные правовые акты, акты официального толкования, акты реализации права, правоприменительные акты, а также чрезвычайную ситуацию? как юридический факт и чрезвычайное правоотношение. Элементами механизма также являются правосознание граждан, должностных лиц и соблюдение ими режима законности.

Страховой механизм обеспечения безопасности при чрезвычайной ситуации, как элемент механизма правового регулирования возмещения вреда, причиняемого гражданам при чрезвычайной ситуации, является комплексным институтом, призванным минимизировать потери имущественного и личного характера, ориентированный на правовую защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основанный на договорных и недоговорных отношениях.

Учитывая, что страхование сотрудников аварийно-спасательных подразделений МЧС России и лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации относится к личному страхованию, с преобладанием обязательного государственного страхования, предлагаем дополнить ст.31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», текстом следующего содержания «страхование спасателей, осуществляемое за счет соответствующего бюджета относиться к обязательному государственному страхованию». Одновременно, это требует необходимость замены название ст.31данного Закона на «Страховые гарантии спасателей. Меры социальной защиты».

Закрепленная в законе минимальная страховая выплата 20 тысяч рублей не может компенсировать причиненный спасателям вред., в силу чего предлагается Федеральном законом от 22 августа 1995 г. № 151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» закрепить конкретный размер страховой суммы и размеры страховых выплат в зависимости от страхового случая.

Юридическим фактом для возникновения правоотношений по возмещению вреда, причиненного органами государственной власти , местного самоуправления, их должностными лицами и сотрудниками, в условиях чрезвычайной ситуации, является их противоправная деятельность. В рамках настоящего исследования предлагаются определения понятий: «противоправная деятельность», «вред» и «убытки» в условиях чрезвычайных ситуаций.

Под противоправной деятельностью органов государственной власти , местного самоуправления, их должностных лиц следует понимать действие либо бездействие, противоречащее нормам Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, Законов субъектов Российской Федерации, актов Министерств и иных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, и нарушающее субъективное право лица, которому причинен вред в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.

Под вредом следует понимать негативные последствия противоправной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, представляющее собой умаление имущественных и/или/ личных неимущественных благ потерпевшего в результате чрезвычайной ситуации.

Под убытками следует понимать негативные последствия, возникшие в имущественной сфере потерпевшего в условиях чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, в виде противоправного действия или бездействия государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, и влекущее обязанность публично-правового образования? Российской Федерации? восстановить имущественное положение потерпевшего за счет Федеральной казны.

Социально-правовая защита населения, пострадавшего от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера основана на конституционных, основополагающих принципах, имеющих наиболее общие фундаментальные положения, в силу их конституционного закрепления и прямого действия на всей территории России, а также определяющих существо содержания, социальную направленность и особенность правового регулирования, в т.ч. специфику механизма управления социально-правовой защиты населения в соответствующей сфере.

Важным значением в решении проблем возмещения вреда, причиняемого гражданам в чрезвычайных ситуациях является правильное понимание и применение различных уровней правового регулирования возмещения вреда.

Первый уровень представляет собой нормы основополагающих нормативных правовых актов, национального и международного характера, в котором закреплены основные понятия и принципы охраны и защиты конституционных прав.

Второй уровень представляют нормы, регулирующие способы реализации права на возмещение вреда: в сфере страховых, гражданских, социальных правоотношений,

Третий уровень представляют нормы, содержащиеся в законодательстве, обеспечивающем безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и регулирующие организационные мероприятия.

Теоретическая значимость работы. Основные положения диссертационного исследования позволяют развивать и дополнять отдельные правовые институты конституционного, административного, гражданского права и иных отраслей. Результаты исследования в праве используются и могут быть использованы в процессе научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов, практических работников, полученные результаты и выводы являются основой для дальнейших разработок по настоящей проблематике. Отдельные выводы и предложения могут быть использованы как для совершенствования имеющегося законодательства, так и для принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих возмещение вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения используются в учебном процессе по дисциплинам «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право» и «Право социального обеспечения», «Правоведение» а также для разработки учебно-методической литературы, пособий, диссертационных исследований, и практической деятельности органов системы МЧС России.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования:

?изложены в монографиях, научных статьях журналов и других работах, опубликованы, в том числе в изданиях, рекомендованных в перечне ВАК;

?применяются в деятельности правового управления МЧС России;

?применяются в деятельности комиссии по законности и правопорядку Законодательного Собрания Ленинградской области.

Выводы и положения диссертации представлялись автором на международных, всероссийских и региональных конференциях в Санкт-Петербурге, Смоленске, Сыктывкаре.

Диссертационный материал используется в учебном процессе с курсантами и слушателями, обучаемыми по специальности «Юриспруденция» специализации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» по дисциплинам специализации «Гражданско-правовые аспекты предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» «Страховое право».

Под руководством автора диссертационного исследования на кафедре гражданско-правовых дисциплин СПбУГПС МЧС России проведены научные исследования ,в том числе защищены кандидатские диссертации, затрагивающие отдельные проблемы данной работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, кафедр государственного и международного права , трудового права и охраны труда СПбАУиЭ.

Структура диссертации отражает логику диссертационного исследования и обеспечивает последовательное изложение анализируемого материала и формулируемых выводов. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, цели, задачи, новизна, теоретическое и практическое значение исследования, приводятся данные об апробации работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава (. «Институт правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях» состоит из трех параграфов. Первый параграф « Понятие, содержание и сущность института правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях » посвящен исследованию содержания отдельных категорий составляющих понятие института правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях; определению сущности понятий «конституционные права», «обеспечение конституционных прав», выявлению классификации конституционных прав в условиях чрезвычайной ситуации, необходимую для обеспечения их эффективной защиты.

Традиционно институт права рассматривается авторами как сравнительно небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Рассматривая различные подходы к пониманию права, его структуры, а также правового регулирования и законодательного обеспечения, диссертант приходит к следующим выводам. Обладая определенной автономией, институт права интегрирует в себе правовые нормы различных отраслей права, образуя комплексную структуру. При этом все элементы комплексного института, составляющие его структуру должны упорядочить его содержание, обеспечить действие свойств, целостность системы, не присущей ее отдельным элементам. Необходимость определения института правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях обусловлена потребностью в дифференциации права ввиду интеллектуально-волевой объективности (правильности, точности и т.п.) правовых норм. Обращаясь к понятию «безопасность», как состояния защищенности гражданина и сопоставляя это понятие с конституционным принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина, диссертант приходит к выводу о необходимости рассмотрения норм, обеспечивающих конституционные права граждан при чрезвычайных ситуациях, как комплексного правового института. Содержание данного института определяется целью правового регулирования. Комплексность заключается в объединении различных методов правового регулирования и широтой предмета правового регулирования. Обеспечение конституционных прав граждан рассматривается как главная функция государства, включающая в себя деятельность государственных органов, должностных лиц и граждан по обеспечению соблюдения, охраны, защиты прав, а также их восстановления в случае нарушения. Институт правового регулирования обеспечения конституционных прав гражданина в условиях чрезвычайной ситуации представляется более широким понятием, в структуру которого входит институт возмещения вреда, причиненного при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав, целью которого является обеспечение восстановления нарушенных имущественных и личных неимущественных прав , и который имеет особый механизм реализации правового регулирования, включающий в себя различные правовые средства и способы.

Определяя сущность института правового регулирования обеспечения конституционных прав граждан при чрезвычайных ситуациях, автор предлагает классифицировать конституционные права в соответствии с международными стандартами в области прав человека, обосновывая свою позицию.

Рассматривая историко-правовое развитие определения понятий прав человека можно выявить динамику изменений в представлении об универсальности прав человека. Основные права человека носят непосредственный юридический характер, и ценности, присущие отдельной личности признаются, защищаются и поощряются международным и национальным правом. В связи с развитием глобализационных процессов в мировом сообществе, многие ученые-правоведы сходятся во мнении о существовании значительных национальных различий, как в классификации прав человека, так и определении механизмов защиты нарушенных прав. В настоящее время происходит сближение экономических и политических интересов в мировом сообществе, с одной стороны, но с другой стороны наблюдается суверенизация процесса человек-общество-государство, отстаивание позиций невмешательства международных стандартов в национальное правозащитное законодательство, определяя первостепенную роль традиции над правом. Однако мировые проблемы, связанные с экономическим кризисом показывают, что глобализация мирового сообщества и универсализация прав человека неразрывно связаны между собой.


загрузка...