Система правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения их конституционных прав (12.10.2009)

Автор: Рыбкина Марина Владимировна

РЫБКИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ГРАЖДАНАМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

05.26.02 – безопасность в чрезвычайных ситуациях (юридические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете

Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный консультант: заслуженный юрист Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор

Рохлин Виктор Иванович

Официальные оппоненты: заслуженный деятель науки Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор

Зиновьев Александр Владимирович

заслуженный юрист Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор

Жильский Николай Николаевич

заслуженный юрист Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор

Глущенко Петр Петрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский университет

МВД России»

Защита состоится 17 декабря 2009 года в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.06 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Автореферат разослан « » 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

кандидат юридических наук, профессор Грешных А.А.

общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Основополагающим конституционным принципом, провозглашенным в Российской Федерации, является признание, соблюдение и защита человека, его прав и свобод. Реализация указанного принципа невозможна без законодательного закрепления системы безопасности государства, личности, общества. Именно это и предопределило необходимость разработки и принятия в 1997 году Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в развитии которой 12 мая 2009 года Указом Президента РФ была принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которой указывается , что «национальная безопасность- состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». В условиях чрезвычайной ситуации увеличивается вероятность наступления неблагоприятных последствий для граждан. Следовательно, в условиях чрезвычайной ситуации, ее предотвращения и ликвидации необходимо с одной стороны обеспечение безопасности участников общественных отношений, и с другой стороны возмещение вреда, причиненного конституционным правам гражданина. Чрезвычайные ситуации существенно воздействуют на имущественные и связанные с ними неимущественные отношения граждан, находящихся в пределах их зон. Особую сложность представляет правовая регламентация возмещения вреда, причиненного конституционным правам граждан, которая в целом представляет собой систему: правовых норм, полномочий и предметов ведения органов и должностных лиц, уполномоченных обеспечивать предотвращение, ликвидацию и возмещение вреда, причиненного гражданам в условиях чрезвычайных ситуаций.

Понятие «система» является неоднозначным, существует большое количество различных определений указанной категории. Система ( от греч. systema - целое, составленное из частей, соединение)? это множество элементов, находящихся в отношениях и в связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

В широком смысле система правового регулирования возмещения вреда, причиненного гражданам при чрезвычайных ситуациях представляет собой систему норм специального (чрезвычайного) законодательства, специальных юридических средств, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе защиты и восстановления конституционных прав граждан. Правовую базу специального (чрезвычайного) законодательство, представляют Конституция РФ, Федеральный Конституционный закон « О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указ Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003г. № 794 « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации и другие законы и подзаконные акты.

Практика свидетельствует о том, что возрастающую опасность не только в России, но и в других государствах, представляют техногенные чрезвычайные ситуации: крупные пожары, аварии на потенциально опасных объектах и энергетических системах, системах жизнеобеспечения). Подтверждением тому является следующая оперативная обстановка по чрезвычайным ситуациям за 2006 -2009г . В 2007 году оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации по сравнению с аналогичным периодом 2006 года характеризовалась следующими основными показателями: зарегистрировано 211163 пожара (-3,7%); погибли 15924 человека (-7,0%), в том числе 597 детей (-14,8%); получили травмы 13646 человек (+1,6 %); прямой материальный ущерб составил 8551,2 млн. руб. (+1,6%). В 2007 году в Российской Федерации ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали травмы. Ежедневный материальный ущерб составил 23,4 млн. рублей. Согласно статистическим данным в 2008 году в Российской Федерации произошло 2146 чрезвычайных ситуаций, в том числе 1596 техногенного, 161 природного и 37 биолого-социального характера. В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 4441 человек и пострадало 27335 человек.  

Количество природных ЧС прогнозируется в пределах 200-235 ЧС, что на 25-35 % выше показателей 2008 года. В 2009 году количество техногенных чрезвычайных ситуаций (без учета техногенных пожаров) прогнозируется на уровне 2008 года (350-400 ЧС). Прослеживается тенденция роста возникновения чрезвычайных ситуаций, которые причиняют и могут причинить значительный вред конституционным правам граждан, в частности их жизни и здоровью. Именно поэтому особым пунктом в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года выделено , что « обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которая сформирована и действует в настоящее время, объединяя органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Анализ действующего законодательства показывает, что имеющиеся правовые средства не полной мере отражают специфику складывающихся в зоне чрезвычайных ситуаций, общественных отношений, что влияет на состояние защищенности личности, а, значит и на безопасность. Комплекс данных правовых средств необходимо систематизировать, выявляя его особенности.

В процессе исследования сущности и содержания механизма возмещения вреда, причиняемого гражданам в зоне чрезвычайной ситуации применялись не только гражданско-правовые средства и способы, но и способы компенсационного и социального характера.

Степень разработанности темы. Имеются работы, посвященные теории и практике защиты прав и свобод человека и гражданина. В дореволюционной русской юридической литературе заметное место занимают работы В.П. Данилевского, П.Е. Казанского, Л.А.Комаровского, Ф.Ф. Мартенса. В последующие периоды развития советского и российского государства указанной проблематикой занимались ученые-правоведы: С.С. Алексеев, А.В. Зиновьев, О.Е. Кутафин, В.В.Лазарев, Е.А. Лукашева, И.И. Лукашук, М.Н.Марченко,Н.И.Матузов, Р.А. Мюллерсон, С.В. Поленина, О.И.Тиунов, Ю.А.Тихомиров, Б.Н. Топорнин, В.Г. Томин, Г.И. Тункин и другие.

Особое внимание уделено изучению работ авторов, которые в той, или иной мере рассматривали вопросы общественной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в России, ограничения прав человека в условиях режима чрезвычайного положения: В.А. Акимова, С.А. Аникиенко, Г.К. Артамоновой , Т.В.Апаровой, И.Л. Бачило, Ю.В.Бражникова, Ю.Л.Воробьева, М.Х.Гельдибаева, П.П.Глущенко, В.Ю. Голубовского, Ф.М. Городинца, Н.В.Григорьева, А.В.Грязнова, В.В. Гущина, Ш.Ш. Дагирова, Ю.Н. Демидова, А.Н.Дорина, В.Я. Кикотя, А.М. Ларина, Е.А. Маркиной, И.Л. Петрухина, С.В. Пчелинцева, О.А.Ралитной, Ф.М. Решетникова, В.А.Толстика, В.С.Устинова, Н.И. Уткина, С.К. Шойгу, Ю.Г.Шляковского, А.В.Эльмурзаева, Н.Г.Янгола.


загрузка...