Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования (12.10.2009)

Автор: Русецкая Маргарита Николаевна

- между задачами формирования функционально грамотной личности школьника и невозможностью их реализации в процессе обучения детей с дислексией, нарушающей полноценное овладение письменноречевыми видами деятельности;

- между необходимостью целостного непрерывного психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением речевого развития на всех этапах школьного обучения и неразработанностью теоретических основ изучения и преодоления дислексии на всех этапах формирования чтения;

- между необходимостью в преемственности логопедической работы по профилактике и коррекции дислексии в дошкольном, начальном и основном общем образовании и отсутствием научно-методической стратегии, обосновывающей единые подходы, методы, формы преодоления этого нарушения на всех этапах формирования чтения.

Проблема исследования связана с поиском новых концептуальных основ рассмотрения дислексии и разработкой стратегии коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями чтения на всех этапах школьного обучения с учетом новейших достижений в области исследования речевой патологии, коммуникации, а также тенденций языкового образования школьников, задач формирования функционально грамотной языковой личности учащегося. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования».

Ведущая идея исследования связана с рассмотрением дислексии учащихся с речевыми нарушениями как проявления отклоняющегося генезиса чтения, связанного с нарушением становления читательских компетенций – интегральных характеристик формирования основных средств чтения, а также готовности и способности ребенка к их применению в образовательных и социокультурных целях для решении когнитивных и коммуникативных задач. Разработка стратегии преодоления дислексии в контексте непрерывного языкового образования направлена на формирование функциональной грамотности чтения ребенка с речевыми нарушениями и обеспечивает целостность и непрерывность психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями чтения на всех этапах становления читательской деятельности.

Цель исследования состояла в разработке научно-методической стратегии преодоления дислексии учащихся с речевыми нарушениями.

Объект исследования – процесс овладения школьниками с дислексией чтением как компонентом функционально грамотной языковой личности.

Предмет исследования – теоретическая разработка и реализация научно-методической стратегии преодоления дислексии учащихся с речевыми нарушениями в системе общего образования.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что современная научно-методическая стратегия преодоления дислексии требует разработки концептуальных основ изучения детей с нарушениями чтения на основе учета содержания языкового образования на всех ступенях школьного обучения, структуры речевого нарушения при дислексии и особых образовательных потребностей детей с нарушениями чтения , что позволит:

- интегрировать многообразие накопленных эмпирических данных междисциплинарного изучения дислексии как проявления сложного комплекса нарушений речевой деятельности, психофизического развития и трудностей обучения и социокультурной адаптации ребенка;

- расширить представление о структуре дислексии через оценку читательских компетенций ребенка – интегральных показателей формирования основных средств чтения и готовности к их применению для решения когнитивных и коммуникативных задач;

- обеспечить валидный инструментарий диагностики дислексии через оценку достижений школьников в овладении компетенциями чтения;

- создать основу для разработки инновационной системы коррекционно-педагогической работы по преодолению дислексии.

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:

Изучить генезис читательской деятельности в популяции учащихся 1– 11 классов общеобразовательной школы в условиях нормального и нарушенного речевого развития с целью выявления индивидуальных и возрастных особенностей формирования чтения.

Определить диагностические возможности применения традиционных методов обследования сформированности чтения с целью выявления учащихся с дислексией на всех этапах формирования их читательской деятельности (включая среднее и старшее звено общего образования).

Осуществить проектирование концепции дислексии на основе компетентностного подхода к формированию чтения, понимая под компетенциями чтения интегральный показатель сформированности знаний, умений и навыков чтения, а также готовность ребенка к их применению при решении когнитивных и коммуникативных задач, адекватных возрасту и социокультурному развитию.

Разработать диагностический инструментарий оценки сформированности читательских компетенций; изучить динамику и варианты проявления симптоматики дислексии на различных этапах обучения учащихся с речевыми нарушениями; описать феномен дислексии в рамках компетентностного подхода к оценке читательской деятельности; определить особые образовательные потребности учащихся с дислексией на различных этапах языкового образования.

Обосновать научно-методическую стратегию преодоления дислексии в системе непрерывного языкового образования школьников с речевыми нарушениями, включающую цели, задачи, дидактические условия и средства оценки.

Разработать инновационную программу коррекции нарушений чтения, обеспечивающую становление читательских компетенций с учетом преемственности между ступенями языкового образования (начальная и основная школа) и в соответствии с особыми образовательными потребностями учащихся данной категории.

Определить эффективность научно-методической стратегии преодоления дислексии у учащихся с речевыми нарушениями.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: сравнительный, ретроспективный и феноменологический анализ литературы по проблеме исследования; сравнительно-исторический метод, генетический метод, проектирование, моделирование;

- эмпирические: наблюдение, аппаратные физиологические методы исследования психических процессов (узнавание зрительных стимулов в условиях тахистоскопического предъявления, оценка психофизической напряженности, исследование процессов энергообмена головного мозга), психолого-педагогический эксперимент;

- описательно-аналитические методы: методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов экспериментальной деятельности.

Методологическая база исследования. Многомерность изучаемой проблемы детерминировала междисциплинарный характер исследования. Целостность исследования обеспечивается учетом положений:

- системного подхода, реализующего целостное понимание условий и закономерностей развития и саморазвития психических функций, как сложных иерархических систем; изучение совокупности основных понятий и категорий, соответствующих объему понятия «дислексия»;

- синергетического подхода, реализующего возможность обобщить данные различных источников (педагогики, физиологии, лингвистики, психологии, медицины) и получить целостное представление об изучаемом объекте как о саморазвивающейся открытой биосоциальной системе на основе аккумулирования данных смежных наук;

- культурно-антропологического подхода, признающего личность ребенка – важнейшей ценностью, рассматривающего все процессы обучения и воспитания детей в преломлении задач личностного саморазвития человека, его самодвижения к освоению культурных ценностей.

- когнитивно-коммуникативного подхода, в рамках которого чтение рассматривается как результат овладения языковой знаково-символической системой коммуникации и как источник познания окружающей действительности.

Теоретические основы исследования:

концептуальные положения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворяющего их особые образовательные потребности и обеспечивающего им необходимую специальную психолого-педагогическую помощь (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова);

исследования, раскрывающие системную взаимосвязь мышления, языка, речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев);

закономерности развития речи в онтогенезе и дизонтогенезе, классификации речевых нарушений, теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых нарушений (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, М. Р. Львов, Р.И. Лалаева, Н.Г. Морозова, Т.Б. Филичева, С.Н. Цейтлин, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова);

психолингвистические основы речевой деятельности, концепции усвоения языка как средства общения, коммуникативные теории речи (И.А. Зимняя, З.И. Клычникова, А.Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Т.Н. Ушакова);

теории языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н.Караулов, В.Г. Костомаров, В.П.Фурманова, И.И. Халеева);

теории когнитивной психологии и когнитивной лингвистики (Р. Солсо, В.И. Карасик, А.В. Кравченко, В.В.Красных, Е.С. Кубрякова, М.А. Холодная);

современные методические концепции развивающего обучения чтению, формирования полноценной читательской деятельности (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Г.Н. Кудина, М.Р. Львов, З.Н. Новлянская, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева).

Программа и логика исследования. Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществлялась в период с 1999 по 2009 годы и включала следующие этапы и экспериментальные линии:

Диагностико-прогностический этап (1999-2002). Теоретическое осмысление исходного состояния проблемы дислексии, сопоставительное изучение исследовательских подходов, концепций дислексии, систем организации коррекционной помощи детям с дислексией в отечественной и зарубежной науке и практике. Определение основной проблемы и противоречий, подлежащих экспериментальному и теоретическому решению, формулировка целей, выдвижение рабочих гипотез.


загрузка...