Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки (12.10.2009)

Автор: Рослякова Надежда Ивановна

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы теоретико-методологическое обоснование и содержательно-технологический базис реализации вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения. Данная проблема определила тему исследования: «Вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки».

Цель исследования состоит в разработке, обосновании, экспериментальной проверке концептуальной модели и научно-методического обеспечения вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки.

Объект исследования: профессиональная подготовка педагогов дошкольных учреждений в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования: вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного образования в процессе вузовской подготовки.

Гипотеза исследования. В профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения особое значение имеют творческая активность и профессиональная индивидуальность специалиста, которые обеспечивают успешность профессиональной адаптации и самореализации личности. Эффективность формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки может быть обеспечена, если:

образовательный процесс вуза осуществляется на основе личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного, социокультурного подходов;

содержательно-технологический компонент вариативного индивидуально-ориентированного профессионально-педагогического образования базируется на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения, наиболее полно отражает требования квалификационных характеристик, региональные потребности в формировании профессионально-творческой индивидуальности педагога дошкольного учреждения, учитывает специфику его вариативного функционала;

разработаны и реализуются вариативные индивидуально-образовательные траектории профессиональной подготовки, ориентированные на качество профессионально-педагогического образования и запросы работодателей с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучаемых;

в качестве базовых механизмов развития профессиональной индивидуальности используются: диверсификация профессионально-образовательных программ; активизация личностной и профессиональной рефлексии, эмоционально-творческого потенциала профессионально-педагогического образования, индивидуализация содержательно-технологического базиса профессиональной подготовки, формирование потребности в саморазвитии индивидуального стиля профессиональной деятельности, самоменеджмент профессиональной деятельности и развитие профессиональной индивидуальности;

осуществляется системный мониторинг процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения, обеспечивающий адекватные действия, направленные на его совершенствование;

созданы условия для целенаправленного, активного и мотивированного участия студента в учебной и внеучебной деятельности, ориентированной на овладение им профессиональными компетенциями, реализации индивидуальной траектории самореализации в профессионально-практической деятельности.

Задачи исследования:

разработать и обосновать совокупность положений, составляющих концептуальную основу вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки;

разработать понятийный аппарат и представить содержательное наполнение научных дефиниций, обосновывающих выявленные сущностные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как целостного теоретико-методологического феномена педагогики профессионального образования;

выявить источники и базовые механизмы развития профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе профессионального образования; разработать критерии оценки сформированности профессиональной индивидуальности педагогов дошкольных учреждений;

выявить основные тенденции, принципы, организационные формы индивидуально-ориентированного профессионального образования педагога дошкольного учреждения в отечественной и зарубежной теории и практике;

спроектировать и обосновать модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки, научно-методическое обеспечение ее реализации;

провести опытно-экспериментальную проверку авторской модели в реальной жизнедеятельности вуза и выявить условия, обеспечивающие эффективность ее реализации.

Методологическую основу исследования составили: диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; идеи философского и гносеологического плюрализма как принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе социально-гуманитарного знания. Методологическими ориентирами исследования избраны: концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов профессионального образования (М.Я. Виленский, Л.В. Мардахаев, В.А. Сластенин и др.); аксиологический (Е.П. Белозерцев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др.), акмеологический (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев и др.); личностно-деятельностный (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, Е.Г. Силяева, Г.Б. Сериков и др.), контекстный (А.А. Вербицкий, В.Д. Шадриков и др.); системный (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.), компетентностный (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков и др.), этнопедагогический (Г.Н. Волков, А.Ю. Гончарук, Р.З. Хайруллин и др.) подходы к профессиональной подготовке специалистов; методологические основы моделирования систем профессиональной подготовки специалистов (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Дж. Равен, Е.Г. Силяева, В.П. Симонов и др.); методология педагогических исследований (В.И. Загвязинский, Н.И. Загузов, А.М. Новиков и др.). Теоретическим фундаментом исследования стали: теории вариативности в образовании (А.Г. Асмолов, А.А. Афанасьев, А.В. Золотарева, А.Б. Ольнева и др.); теории диверсификации профессионального образования (С.Я. Батышев, Е.В. Ткаченко и др.); психологические и педагогические концепции, раскрывающие особенности развития личности, роль деятельности, общения в развитии индивидуальности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.); теории оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (В.В. Давыдов, С.Д. Неверкович, А.Г. Барабанов и др.); концепции системогенеза профессиональной деятельности (Е.А. Климов, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков и др.); концепции развития профессионализма педагога (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан, Е.И. Рогов, В.А. Якунин и др.); теории гуманизации и гуманитаризации образования (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.); теории профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения (А.В. Антонова, А.Г. Гогоберидзе, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, Л.В. Поздняк, Р.М. Чумичёва и др.).

Методы исследования: теоретические (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, профессиографический анализ; обобщение, синтез, классификация, моделирование и др.); экспериментальные (наблюдение, в том числе включенное, контент-анализ, диагностические методы, экспертные оценки, формирующий педагогический эксперимент); методы математической статистики.

Этапы исследования охватывают период с 1999 по 2010 гг.

Первый этап (1999-2001 гг.) – анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; обоснование рабочей гипотезы, накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки; определение научного аппарата основных направлений исследовательской деятельности.

На втором этапе (2001-2003 гг.) на основе систематизации полученных материалов уточнялся категориально-понятийный аппарат исследования, разработана модель формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в процессе вузовской подготовки; определение диагностического инструментария выявления индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения; разработка и обоснование содержательно-технологического обеспечения реализации модели; осуществления констатирующего этапа экспериментальной работы.

На третьем этапе (2003-2008 гг.) продолжалась работа по экспериментальной проверке модели формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения; корректировалось содержательно-технологическое обеспечение реализации модели; уточнялись данные, полученные в ходе эксперимента; исследовалось качество вузовской профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения.

Четвертый этап (2008-2010 гг.) – анализ, обобщение результатов экспериментальной работы, интерпретация полученных материалов, выявление теоретических и практических результатов исследования, разработка рекомендаций и их внедрение в жизнедеятельность рядов вуза Краснодарского края, проведение отсроченного контроля, оформление диссертации.

Базой исследования явились факультеты Кубанского государственного университета (факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, факультет довузовской подготовки, факультет повышения квалификации). Изучался опыт подготовки педагогов дошкольного образования в Московском гуманитарном педагогическом институте, Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- разработаны концептуальные (теоретико-методологические) основы формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе, включающие совокупность методологических подходов, факторов, функций, принципов, механизмов, условий;

- выявлены и обоснованы сущность, структурно-содержательные характеристики профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения как результата личностно-ориентированной вариативной профессиональной подготовки в педвузе; обоснованы критерии оценки и необходимый диагностический инструментарий, позволяющие определить уровень сформированности профессиональной индивидуальности педагога (адаптивно-эмпирический, функционально-результативный; эвристически-преобразующий, креативно-исследовательский);

- определены и проанализированы основные тенденции, принципы и организационные формы процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного профиля в практике отечественных и зарубежных вузов;

- выявлены стадии процесса формирования профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе (эмпирически-поисковая, рационально-продуктивная, созидательно-рефлексивная);

- определены и обоснованы сущностные характеристики вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе (полифункциональность и гибкость; модульность, многоуровневость, этнопедагогизация);

- спроектирована и обоснована модель профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе, доказана ее эффективность на основе анализа результатов многолетней экспериментальной проверки научно-методического обеспечения данной модели в жизнедеятельности университета;

- обоснована совокупность принципов организации образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения;

- обоснованы параметры, характеризующие системные результаты вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе на личностно-профессиональном, локальном, муниципальном, региональном уровнях;

- выявлена совокупность условий, обеспечивающих эффективность вариативного подхода к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения в вузе.

Теоретическая значимость исследования: внесен вклад в развитие общей теории индивидуализации профессионального образования; обогащена теория педагогики профессионального образования путем теоретико-методологического обоснования концептуального положения «вариативный подход к формированию профессиональной индивидуальности педагога дошкольного учреждения»; дополнена концепция индивидуально-ориентированного профессионально-педагогического образования средствами разработки теоретико-научного и содержательно-технологического компонентов процессов вариативности и индивидуализации подготовки педагога дошкольного профиля; углублена теория педагогического образования путем определения содержательного объема теоретических понятий «вариативный подход к профессиональной подготовке педагогов дошкольного профиля», «профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения», «индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога дошкольного образования»; пополнена теория методологических подходов к профессиональному образованию путем выявления, уточнения и конкретизации специфики социокультурного, компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов применительно к  системе индивидуализированной профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения. Обоснована система педагогического управления поэтапным формированием индивидуальности педагога дошкольного учреждения в период вузовской подготовки. Теоретические положения, раскрывающие суть креативно-контекстного подхода к определению содержания регионального компонента и дисциплин специализации учебного плана, позволяют стимулировать развитие творческой активности и профессиональной индивидуальности выпускников педвузов дошкольного профиля, обогащают теорию высшего профессионально-педагогического образования и служат основой для совершенствования качества подготовки специалистов дошкольных учреждений.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и методические материалы исследования обеспечивают необходимый качественный уровень вариативной индивидуально-ориентированной профессиональной подготовки педагога дошкольного учреждения, сформированность у него основ профессиональной индивидуальности; созданы учебно-методические комплексы, обеспечивающие вариативную профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов дошкольного профиля с учетом специфики их полифункциональной профессиональной деятельности; разработано и внедрено в практику профессионально-педагогического образования в педвузе содержательно-технологическое обеспечение учебных дисциплин «Самопроектирование профессиональной индивидуальности педагога дошкольного образования», «Психолого-педагогические технологии дошкольного образования» и др. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, колледжей для организации учебной, практической деятельности студентов, будущих педагогов дошкольного учреждения; в научно-исследовательских работах по проблемам педагогики профессионального образования, развития индивидуально-личностных особенностей педагогов. Материалы и результаты исследования, методические рекомендации, авторские учебные пособия, программы могут быть рекомендованы к использованию и находят реальное применение в учебно-воспитательном процессе учреждений (педколледжей, вузов, ИПК), занятых профессиональной подготовкой и повышением квалификации педагогов дошкольного профиля.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная индивидуальность педагога дошкольного учреждения есть формируемое и динамическое системное личностное образование, способствующее самораскрытию специалиста в профессиональной сфере; это относительно устойчивая совокупность индивидуально своеобразных проявлений соответствия личности данного педагога реальным целям, требованиям и условиям его профессиональной деятельности.


загрузка...