Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста (12.10.2009)

Автор: Пономарев Александр Владимирович

Результаты дифференцирования вызовов/заказов являются одним из подходов к прогнозированию состава элементов модели. Работодатель процесс моделирования направляет прежде всего на общекультурную, гражданско-правовую компетентности и компетентность социального взаимодействия, на формирование инициативности и лишь затем – на формирование креативности и уверенности в себе. В представлении остальных субъектов должны быть актуализированы прежде всего уверенность в себе, самостоятельность и лишь затем другие социально-желательные качества личности. Механизмом прогнозирования выступает характеристика элементов (дескрипторов) компетенций – в обеих выборках подчеркивается значимость конкретных умений и навыков проявления компетенции (поведенческий компонент), что и обеспечивает мобильность выпускника в современных условиях рынка труда, характеризующегося новыми формами занятости, новым содержанием и видами деятельности, новыми формами организации труда и предприятий.

Прогноз компонента «качества личности» в компетентностной модели выпускника последовательно осуществлялся на основе международных исследований мобильности выпускников вуза в рамках социокультурных измерений студенчества стран ШОС.

На рис. 6 представлена динамика вызова-заказа студентов различных вузов стран – участниц исследования о том, какие качества необходимы для профессионального становления, развития профессиональной компетентности и построения своей карьеры выпускнику вуза в современной социально-экономической среде: целеустремленность (пок.1); трудолюбие (пок.2); самостоятельность (пок.5); способность к саморазвитию (пок.7); уверенность в себе (пок.10), и в наименьшей степени - толерантность (пок.12); способность к риску (пок.4).

Использование стратегической матрицы и прогноза значимости компонентов компетентностной модели, полученные в исследовании, позволили научно осмыслить их как инструмент прогнозирования структуры систем управления воспитательной деятельностью вуза, структуры воспитательной среды, способствующих формированию социально-конструктивного специалиста в зависимости от перспективно изменяющихся социокультурных условий.

Качества личности:

1– целеустремленность; 2 – трудолюбие; 3 – креативность; 4 – способность к риску;

5 – самостоятельность; 6 – способность к лидерству; 7 – способность к саморазвитию;

8 – стрессоустойчивость; 9 – инициативность; 10 – уверенность в себе;

11 – ответственность; 12 – толерантность

Рис. 6. Сравнительный анализ рейтинга личностных качеств,

важных для профессиональной деятельности по странам ШОС

В заключении диссертации приводятся основные выводы и рассматриваются дальнейшее перспективы исследования:

1. Раскрыто содержание понятия «социально-педагогическая функция вуза» как педагогической категории, под которой понимается преобразующая роль вуза в обществе, обеспечивающая процесс воспитания современного специалиста в условиях социокультурных изменений, обусловленных действием факторов социально-экономического развития.

2. Установлено, что динамику изменения социально-педагогической функции вуза в воспитании студентов в зависимости от факторов социально-экономического развития и изменяющихся социокультурных условий можно представить в виде следующих форм модельного проявления:

Советская модель (1917–1985 гг.). В этот период осуществляется реализация функций на уровне «деятельности партии и комсомола». Основной характеристикой этого периода явился государственный заказ на «идеологическую подготовку» и жесткое регулирование государством образовательных учреждений и студенческих организаций.

Модель первого переходного периода (1986–1991 гг.). Характеризуется ослаблением идеологической роли государства, появлением в стране новых экономических тенденций; происходит процесс демократизации общественно-политической жизни общества, автономия вуза в решении содержательных и экономических вопросов.

Корпоративная модель (1992–1995 гг.). В этот период происходит практически полный переход ответственности за реализацию социально-педагогической функции от государства на уровень вузов.

Модель второго переходного периода (1996–2006 гг.). Формируется законодательная база регулирования социально-педагогической функции государства и повышение роли воспитательного процесса в ходе реализации социально-педагогической функции вуза, восстановление в новых условиях воспитательных функций образовательных учреждений.

Современная переходная модель интеграции вузов России в международное сообщество в условиях перехода к инновационной экономике (2007 г. – по н.в.). Связана с присоединением России к Болонской декларации и интеграцией России в мировое сообщество и повышением роли неразрывного взаимодействия государства, общества, работодателей и учебных заведений в ходе реализации социально-педагогической функции вуза. Происходит объективное смещение акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности.

3. Показано, что междисциплинарный подход позволяет уточнить состав и структуру системы воспитательной деятельности, взаимосвязь компонентов с внутренней и внешней средой в изменяющихся социокультурных условиях, разработать модель воспитательной среды вуза и системы управления ею.

4. Установлено, что динамика социальных, ценностно-смысловых и образовательных ориентаций отражает разновекторные движения в портрете студенческой молодежи: за последнее десятилетие: структура терминальных ценностей студенческой молодежи остается практически неизменной, а инструментальных – становится подвижней и связывается с ориентацией на себя и свои силы, с установкой на предприимчивость, связи с нужными людьми. Выделяется особенность терминальных образовательных целей - ценностных ориентаций – ценность высшего образования связывается с качеством знаний.

5. Конкретизировано содержание понятия «социально-педагогическая функция вуза» как педагогической категории для технического вуза, под которой понимается преобразующая роль высшего учебного заведения в условиях инновационно развивающегося общества, обеспечивающая непрерывное пополнение человеческого потенциала общества квалифицированными инженерными кадрами посредством специально организованной технико-творчески ориентированной воспитательной среды, ориентированной на подготовку специалистов технического профиля нового социокультурного типа.

6. Обоснован тезис об усилении гуманистической направленности образовательного процесса в условиях компетентностного подхода, влиянии его на формирование субъектной позиции выпускника, возможность реализации своей образовательной траектории в вузовской технико-творчески ориентированной воспитательной среде. Доказана необходимость формирования технико-творчески ориентированной воспитательной среды, как условия воспитания специалиста технического профиля нового социокультурного типа, отвечающего современным запросам общества и рынка труда в условиях компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании.

7. На основе историко-генетического анализа, проводимого синхронно с лонгитюдным педагогическим исследованием желаемого образа специалиста, определяемого вызовами/заказами субъектов социально-экономической деятельности (государство, общество, профессорско-преподавательский состав, студенты, выпускники вуза), сформирована модель выпускника нового социокультурного типа, включающего качества личности, компетентности и компетенции.

Установлено, что исключение любого из компонентов приводит к неполноте и частичности описания сложного процесса воспитания специалиста нового социокультурного типа. Экспериментально выявлено различие характера модели специалиста нового социокультурного типа технического и гуманитарного профилей. Выявлено, что для специалистов технического профиля образ выпускника нового социокультурного типа наиболее полно и адекватно отражается понятием «социально-конструктивный специалист», а для специалистов гуманитарного профиля «культуропреобразующий специалист». Показано, что система воспитания специалиста технического профиля нового социокультурного типа определяется динамично формирующимся образом «социально-конструктивного специалиста».

8. Разработана модель социально-конструктивного специалиста нового социокультурного типа, включающая качества личности, компетентности и компетенции. Модель носит динамический аддитивный характер, компоненты которой объединяются педагогически значимыми связями, имеющими интегральный характер.

9. Проведено проектирование технико-творчески ориентированной воспитательной среды для подготовки специалистов технического профиля нового социокультурного типа и ее освоение в условиях университетской среды технического вуза. Автором выделяются инвариантные, вариативные и специфические факторы, которые опосредованно обуславливают формирование качеств личности, компетентностей и компетенций в различных воспитательных микросредах. Компетентностная модель выступает в качестве основы проектирования среды.

10. Разработана и реализована модель воспитательной деятельности в новых социокультурных условиях на основе компетентностного подхода и принципов системы менеджмента качества, рассматриваемая как инструмент реализации социально-педагогической функции вуза в подготовке специалиста технического профиля нового социокультурного типа, отвечающий современным запросам общества и рынка труда.

Под системой качества воспитательной деятельности вуза понимается совокупность принципов, методов, показателей и требований к подпроцессам деятельности, а также критериев, определяющих уровень совершенства этих подпроцессов и способов их оценки, которые в совокупности определяют весь процесс воспитательной деятельности, направленный на приближение к качеству идеальной проектируемой модели – компетентностной модели социально-конструктив-ного специалиста.

11. На основе анализа понятия системы менеджмента качества, принципов ее организации, подходов построения в образовательном учреждении впервые показана важность процессного подхода, предполагающего рассмотрение воспитательной деятельности как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих подпроцессов и управление ею посредством управления этими подпроцессами.

12. Обоснована особая роль подпроцесса «студенческое самоуправление» в формировании конкурентоспособного специалиста в новых социокультурных условиях, заключающаяся в актуализации активности, индивидуальных возможностей, творческого потенциала личности как субъекта самовоспитания, саморазвития, самореализации.

13. Обоснована стратегия развития социально-педагогической функции технического вуза путем практического моделирования процесса стратегического управления воспитательной деятельностью вуза и реализации стратегии как плана, паттерна, позиции, процесса, перспективы-прогноза.

Доказано, что научно-практическое моделирование и реализация стратегии воспитания в вузе предполагают реализацию экономически значимой социально-педагогической функции вуза, в основе которой лежит воспитательная деятельность, реализуемая в специально сконструированной воспитательной системе вуза, формирующей динамично развивающуюся воспитательную среду и одновременно формируемая ею.

Установлено, что стратегия является системообразующим фактором построения всех структур, выбора организационных форм, методов, технологий, конкретных действий по реализации процесса воспитания современного специалиста нового социокультурного типа (социально-конструктивного специалиста).

14. Введены и обоснованы общие и специфические параметры воспитательной среды вуза, лежащие в основе управления воспитательной деятельностью вуза. Общие: соотношение административных и общественных элементов в структуре управления; активная/пассивная позиция элементов; характер информационного пространства вуза; территориальная распределенность элементов; специфические: направленность/специфичность функционального назначения элемента структуры; характер применяемых форм и технологий в рамках функции элемента; личностно-профессиональная ориентированность элементов структуры.

15. В качестве организационно-педагогического инструмента исследования моделирования процесса формирования воспитательной среды, целенаправленно формирующего специалиста нового социокультурного типа, сконструирована и используется стратегическая матрица развития воспитательной среды вуза в изменяющихся социокультурных условиях. Экспериментальным путем установлено, что матрица носит динамический характер и отражает взаимосвязь элементов управления, формирующих микросреды с процессами формирования компетентностей, компетенций, качеств личности – специалиста – выпускника вуза, и является инструментом прогнозирования структуры систем управления воспитательной деятельностью вуза, структуры воспитательной среды, способствующих формированию социально-конструктивного специалиста в зависимости от перспективно изменяющихся социокультурных условий.

Основные положения, исследования отражены в следующих публикациях автора.

Монографии

Пономарев, А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста: монография [Текст] / А.В. Пономарев. М.: Издательство Икар, 2009. 410 с. (Тираж 1000 экз.)

Пономарев, А.В. Управление качеством воспитательной деятельности в вузе: монография [Текст] / А.В. Пономарев, Е.В. Осипчукова, И.Ф. Кругленко. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. 164 с. (Тираж 500 экз.)


загрузка...