Системный  анализ  в изучении динамики неинфекционных заболеваний на урбанизированном Севере (12.10.2009)

Автор: Полухин Валерий Владимирович

P4 < 0,05

ИБ 137,18+34,0 69,54+21,3

P1< 0,01 67,13+19,09

P3 < 0,01 43,5+13,54

P2< 0,05

P4 < 0,05

P – степень достоверности изменения параметров

P1 – между 1 и 2

P2 - между 2 и 3

P3 - между 1 и 3

P4 - между 2 и 4

Это связано с активацией процессов в организме, направленных на восстановление после тяжелой рабочей смены. После рейса как у машинистов, так и их помощников происходит достоверное снижение ЧСС и повышение показателей активности парасимпатической нервной системы. Максимальные значения показателя ИБ установлены у машинистов перед рейсом. Высокая корреляция между индексом напряжения и параметрами симпатической нервной системы указывает на стрессовое состояние машинистов перед рейсом.

г) Помощники машинистов

Рис.1. Изменение параметров активности показателей кардиореспираторной и вегетативной нервной системы у машинистов и их помощников перед рейсом и после.

На основе оценки защитно-приспособительных механизмов организма выявляются не болезни, а степень адаптации организма к условиям окружающей среды и особенностям трудовой деятельности. Такие исследования дают возможность раннего выявления донозологических состояний, т.е. диагностики на этапе срыва адаптации и показывают необходимость проведения неспецифической профилактики.

Таким образом, перед рейсом у машинистов железной дороги отмечены более высокие значения параметров активности симпатической нервной системы по сравнению с их помощниками. Это отражает повышенный уровень тревожности состояния данной категории испытуемых в момент исследования. После рейса как у машинистов, так и у их помощников происходит заметное снижение активности симпатической нервной системы и увеличение показателей активности парасимпатической нервной системы. Это связано с активацией процессов в организме, направленных на восстановление гомеостаза организма после тяжелой рабочей смены.

Анализ полученных данных с позиций системного синтеза и синергетики позволил установить различия в параметрах квазиаттракторов движения ВСОЧ в фазовом пространстве состояний.

Еще более выражены изменения параметров квазиатракторов у этих групп обследованных (машинисты и помощники). Для примера в таблице 2 и 3 представлены значения объемов квазиатракторов для этих 2-х групп испытуемых. В частности, была произведена идентификация объемов квазиаттракторов движения ВСОЧ для машинистов и помощников в фазовом пространстве для одного кластера (перед рейсом) и для другого (после рейса), а затем поэтапного исключения из расчета отдельных компонент вектора состояния БДС с одновременным анализом параметров квазиаттракторов и сравнения существенных или несущественных изменений в этих параметрах после такого исключения. Мы идентифицировали у испытуемых 11 признаков КРС – координат ФПС. Определялись все интервалы ?Х по 11 координатам, показатели асимметрии rX по каждой координате и по всем в общем, а также рассчитывался общий объем 11-мерного параллелепипеда (General V Value). В результате использования программы ЭВМ были получены таблицы 2 и 3.

Таблица 2

Результаты идентификации параметров квазиаттракторов поведения ВСОЧ для машинистов (х1 -СИМ х2 – ПАР х3 – ЧСС х4 – SPO2 х5 – VLF мс2 х6 – LF мс2 х7 – HF мс2 х8 – Total мс2 х9 – LF norm % х10 – HF norm % х11 – LF/HF) после рейса и перед ним

После рейса

Количество измерений N = 37

Размерность фазового пространства = 11 Перед рейсом

Количество измерений второго массива N = 37

Размерность фазового пространства = 11

IntervalX0= 15 AsymmetryX0= 0.1685 Interval2X0= 48 Asymmetry2X0= 0.2883

IntervalX1= 13 AsymmetryX1= 0.0405 Interval2X1= 15 Asymmetry2X1= 0.1270

IntervalX2= 44 AsymmetryX2= 0.0670 Interval2X2= 60 Asymmetry2X2= 0.0378

IntervalX3= 4 AsymmetryX3= 0.0811 Interval2X3= 6 Asymmetry2X3= 0.1306

IntervalX4= 356 AsymmetryX4= 0.3552 Interval2X4= 416 Asymmetry2X4= 0.2423

IntervalX5= 7 646 AsymmetryX5= 0.2316 Interval2X5= 4 900 Asymmetry2X5= 0.2357

IntervalX6= 18 937 AsymmetryX6= 0.3290 Interval2X6= 2 422 Asymmetry2X6= 0.1483

IntervalX7= 8 553 AsymmetryX7= 0.3815 Interval2X7= 673 Asymmetry2X7= 0.1707

IntervalX8= 38 AsymmetryX8= 0.1017 Interval2X8= 51 Asymmetry2X8= 0.0760

IntervalX9= 38 AsymmetryX9= 0.1017 Interval2X9= 51 Asymmetry2X9= 0.0760

IntervalX10=12.5900 AsymmetryX10= 0.2134 Interval2X10=31.3000 Asymmetry2X10= 0.3624

General asymmetry value Rx = 7 254.3013 General asymmetry value Ry = 1 219.4059

General V value Vx = 2.75*1023 General V value Vy = 7.01*1022

Из полученных таблиц можно увидеть, что общий объем параллелепипеда, ограничивающего квазиаттрактор поведения ВСОЧ машинистов перед рейсом, равен 7,011*1022. Это на целый порядок меньше, чем после рейса (V = 2,75*1023). После рейса у машинистов происходит также увеличения общего показателя асимметрии (rX) примерно в семь раз. Такая же ситуация наблюдается с показателями квазиаттракторов движения ВСОЧ для помощников локомотивов, но с другими численными результатами.

Общий показатель асимметрии (rX) для помощников машинистов после рейса (110 399.7) превышает в 40 раз таковой перед рейсом (2 642.2). У этой же группы испытуемых происходит увеличение параметров V параллелепипеда, внутри которого и наблюдается движение ВСОЧ, на целых два порядка (см. табл. 3). Такое количественное различие может характеризовать ярко выраженную меру хаотичности в динамике поведения ВСОЧ для работников железной дороги после рейса, причем для помощников данная мера хаотичности выражена сильней.


загрузка...