Формирование курса антикризисного управления экономической системой региона в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития: функции, парадигма, стратегия и инструменты (12.10.2009)

Автор: Хутыз Заур Мурбекович

Направления инвестирования 2005 2006 2007 2008

Торгуемые сектора 36,0 37,1 37,3 37,0

в том числе:

Сельское, охотничье и лесное хозяйство 3,2 4,0 4,3 3,9

Добыча минерального сырья 15,2 17,0 17,3 17,8

Обрабатывающие производства 17,6 16,1 15,7 15,3

Не торгуемые сектора 64,0 62,9 62,7 63,0

в том числе:

Трубопроводы 7,7 8,5 7,0 8,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда 11,5 12,0 12,0 12,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 7,8 7,6 8,7 8,8

Здравоохранение, социальные услуги 2,3 2,7 2,6 2,5

Обобщение результатов анализа, приведенных в табл. 5, позволяет сформулировать следующие выводы:

- структура инвестиций в основной капитал соответствует приоритетам экономики России, обладающей рентной стратегической ориентацией развития;

- в составе инвестиций в не торгуемые сектора доминируют инвестиции в трубопроводы, операции с недвижимым имуществом, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды, что отражает: высокий уровень зависимости экономики от ТЭК; преобладающие рентные ожидания субъектов;

- доля инвестиций в капитал здравоохранения и сферы социальных услуг остается на весьма низком уровне, что соответствует общественной оценке человеческого фактора национальной экономики;

- с учетом устойчивых пропорций структуры инвестиций в основной капитал масштабный отток иностранного капитала из России, произошедший во второй половине 2008 года, должен был привести к глубокой и затяжной рецессии, поскольку национальная экономика не обладает существенным инновационным заделом, обеспечивающим выход из кризиса.

Рентная ориентация развития страны проецируется на финансово-инвестиционный процесс региона в форме жесткой зависимости территориального бюджета от инструментов финансовой поддержки, используемых федеральным центром. Обобщение результатов анализа взаимосвязей между составом и характером доходных источников, составом и характером расходов и параметрами ВРП регионов-субъектов ЮФО, позволяет сделать вывод о том, что доминирование средств, получаемых в рамках финансовой помощи из федерального бюджета, над собственными доходами республиканского бюджета, обусловливает качественное и количественное ограничение инвестиционного потенциала республиканского бюджета (табл. 6).

Таблица 6 - Оценка инвестиционной ориентации финансовой поддержки,

получаемой бюджетами регионов-реципиентов ЮФО

№ п/п Показатели 2002 2004 2006 2008*

1 Доля финансовой поддержки в составе доходов республиканского бюджета, % 54,2 53,9 57,8 60,1

2 Доля инвестиционных расходов (промышленность, сельское хозяйство, строительство, региональная инфраструктура),%

3 Индекс роста ВРП в среднем, % 101,7 110,3 107,2 105,9

4 Коэффициент инвестиционной ориентации финансовой поддержки (строка 2: строка 1) 0,44 0,41 0,27 0,22

* - оценка

Ограничение инвестиционного потенциала республиканского бюджета в условиях возрастающего воздействия вертикали государственной власти на развитие экономической системы региона должно компенсироваться за счет использования иных, внебюджетных инструментов развития. Однако указанные инструменты в условиях устойчивой финансовой зависимости региона от имеющей рентную природу помощи федерального бюджета не получают необходимого развития.

В условиях глобального финансового кризиса федеральный центр был вынужден использовать резервы, которые были сформированы на основе рентных доходов. В оценке результатов такой поддержки следует исходить из следующих принципов:

- интересы получателей ренты противоположны интересам действующих предпринимателей. Получатели ренты не зарабатывают свои доходы, а извлекают их, используя свой статус держателя определенного «доходного места»;

- извлечение и использование ренты предполагает, что вместе с развитием общественного воспроизводственного процесса, развивается сила собственности присваивать себе долю создаваемых без ее содействия стоимостей.

В стратегическом отношении фактор рентной ориентации развития противостоит фактору пролонгированной трансформации отношений собственности. Для того, чтобы извлекать ренту, необходимо опираться на «точки притяжения» стоимости, то есть, на собственность. Длительное ослабление собственности в ходе пролонгированной трансформации ведет к потере контроля над потоками ренты и диффузии их в хозяйственном пространстве.

Указанная диффузия имела место в предоставлении федеральным центром масштабной кризисной финансовой помощи, обладавшей преимущественно рентной природой (2008 г.). При этом был реализован алгоритм:

- средства из государственных резервов выдавались доверенным банкам для «поддержки реального сектора» без обеспечения встречными обязательствами (векселями) конечных получателей;

- функция банков при отсутствии контроля трансформировалась в соответствующую природе средств спекулятивную дисфункцию (значительная часть средств была использована для перепродажи валюты из резервов ЦБ РФ);

- диффузия ренты без контроля со стороны государства сопровождалась снижением курса национальной валюты;

- поддержка реального сектора обернулась глубокой рецессией.

Результаты оценки стратегической ориентации антикризисного плана Республики Адыгея приведены в табл. 7.

Таблица 7 – SWOT – анализ антикризисного плана

Республики Адыгея на 2009 г.

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)


загрузка...