Рационализация функционирования городской стоматологической службы на основе прогностического моделирования и алгоритмизации работы структурных подразделений (12.10.2009)

Автор: Чернов Павел Викторович

?d?????????E?F

увеличением количества профилактических осмотров детей школьного возраста и работников предприятий, а также увеличением спектра зубосохраняющих технологий.

В пятой главе показано, что перспективным направлением при построении автоматизированных систем диагностики и лечения является применение логики и семиотики диагноза. Конечной целью построения таких систем является оптимизация выбора программы обследования больных, интерпретация данных клинического и инструментального обследования и оптимизация лечения.

Для формирования совокупной базы знаний, интеграции системы диагностики и автоматизированного выбора тактики лечения стоматологических заболеваний разработана автоматизированная система, включающая в себя следующие подсистемы:

- подсистема истории болезни;

- подсистема схем лечения различных стоматологических заболеваний;

- информационно-справочная подсистема.

Структура автоматизированной системы и схема информационных потоков представлена на рис. 10.

Рис. 10. Структура автоматизированной системы диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Структура автоматизированной системы включает в свой состав обеспечение внешних и внутренних информационных потоков. Внешние информационные потоки осуществляют обмен информацией с внешней средой, которая образована лечащим врачом, пациентом и подсистемой клинических обследований. Процесс получения информации лечащим врачом о пациенте является первичным информационным потоком, элементами которого будут массивы данных, полученных при сборе анамнеза, жалоб больного, первичном осмотре.

Автоматизированная система диагностики и выбора схем лечения стоматологических заболеваний обеспечивает реализацию следующих основных функций:

- автоматизация обработки информации и данных клинических обследований,

- автоматизация задач диагностики;

- определение степени тяжести заболевания;

- планирование обследования пациентов;

- прогнозирование течения заболевания;

- автоматизация выбора тактики лечения.

Использование данных функций в комплексе позволяет с наибольшей вероятностью правильно решать вопросы диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Во втором разделе главы описываются назначение, состав и основные функции автоматизированного рабочего места врача стоматолога.

Программные модули, входящие в состав комплекса автоматизации работы стоматологической поликлиники «ПКА-СП6», предназначены для автоматизации документооборота персонала стоматологической поликлиники.

Программный комплекс состоит из базы данных и 10 программных модулей, реализуемых на различных, сопряженных по локальной сети ЭВМ, образующих соответствующие автоматизированные рабочие места (АРМ) (рис. 11): регистратора, стоматолога-терапевта, стоматолога-хирурга, пародонтолога, физиотерапевта, АРМ предметно-количественного учета, формирования счетов на оплату в ТФОМС, статистика, диагностической лаборатории (радиовизиограф), системного администратора.

Программный модуль АРМ стоматолога обеспечивает ведение электронных историй болезни пациентов, учет оказанных лечебно-диагностических услуг и использованных стоматологических материалов, автоматическое формирование и распечатку медицинской карты стоматологического больного по форме № 043/у, вкладыша больного пародонтитом; листков ежедневного учета работы врача по форме № 037/у.

Главное окно программы АРМ врача-стоматолога имеет три закладки: «Прием пациентов», «Лист ежедневного учета», «Израсходованные материалы» (рис. 12).

Рис. 11. Структура программного комплекса автоматизации «ПКА СП6».

Рис. 12. Главное окно программы АРМ стоматолога

Внедрение в практическую работу врачей стоматологической поликлиники программного комплекса «ПКА СП6» как компонента информационно-программного комплекса поликлиники обеспечивает значительное повышение качества врачебной деятельности при оценке ее по всем формализованным показателям.

В шестой главе изложены основные положения информационно-методического обеспечения качества стоматологических услуг и его контроля, а также информационная поддержка врачебной деятельности. Комплексный подход, разработанный для исследований деятельности учреждений здравоохранения, явился основой анализа деятельности стоматологической поликлиники, направленной на оказание высококвалифицированной медицинской помощи населению в условиях обязательного медицинского страхования граждан, развития добровольного медицинского страхования и платных услуг.

Для сравнительного анализа качества оказания медицинской помощи использована методика оценки качества медицинской помощи (КМП). Реализации методики предшествовало заполнение карт экспертного контроля КМП по результатам анализа историй болезней.

Экспертиза проводится по единой экспертной карте, содержащей 5 блоков основных врачебных мероприятий. Каждый блок имеет разную «весовую ценность» при экспертизе качества медицинской помощи, причем, в зависимости от результативности проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня качества медицинской помощи, «ценность» каждого показателя может меняться для усиления акцента по тем позициям, которые снижают уровень качества медицинской помощи.

1 показатель - качество ведения медицинской карты – 1 балл.

2 показатель - своевременное обоснование клинического диагноза по данным анамнеза и физикальным данным – 6 баллов.

3 показатель – качество диагностического поиска методами дополнительных исследований – 5 баллов.

4 показатель – качество лечения – 8 баллов.

5 показатель – экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности – при выявлении дефектов – минус 1 балл.

Некоторые критерии для части больных не могут быть оценены, например:

часто у больных молодого возраста отсутствует полипатия, т.е. нет ни фоновых, ни сопутствующих заболеваний;

за время лечения у больного не развилось какое-либо осложнение.

В таких случаях оценка этих критериев составит величину, указанную в таблице, требования критерия – a priori выполнены.

Во втором разделе главы рассматриваются результаты анализа влияния информационных технологий на качество медицинской помощи в терапевтическом отделении МУЗ ГО г. Воронежа «Стоматологическая поликлиника № 6».

Объективным методом оценки результатов внедрения информационных систем является экспертная оценка качества медицинской помощи. Для реализации этой задачи была использована методика оценки качества медицинской помощи по данным медицинской документации с использованием компьютерной программы «Эксперт».


загрузка...