Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях (12.10.2009)

Автор: Буромский Иван Владимирович

До сих пор отсутствует современная стратегия и унифицированная система организации послевузовского дополнительного профессионального образования и непрерывного профессионального развития экспертов. Явно устарела используемая в настоящее время регулирующая их нормативная и организационно-методическая база. Разработанные под руководством Российского центра судебно-медицинской экспертизы новые типовые документы до сих пор находятся в стадии согласования и утверждения.

Серьезной концептуальной и организационной проблемой подготовки специалистов врачей судебно-медицинских экспертов, их аттестации и сертификации является наличие нормативно утвержденной лишь одной медицинской судебно-экспертной специальности и одной экспертной должности, формально предусматривающее подготовку «экспертов универсалов», что в современных условиях уже не рационально и даже теоретически не возможно.

Правовой статус врача-интерна и врача-ординатора, а также порядок их допуска к практической работе, определенные действующими положениями об интернатуре и ординатуре, не согласуются с действующим законодательством.

По-прежнему до конца юридически не проработанным остается вопрос придания статуса клинических кафедрам судебной медицины, возможности получения ими лицензии на осуществление производства судебно-медицинских экспертиз, а государственным судебно-медицинским экспертным учреждениям, на базе которых проводится подготовка судебно-медицинских экспертов через интернатуру, статуса клинических баз и возможности получения ими лицензий на осуществление упомянутых видов образовательной деятельности.

Система приоритетов и, в связи с этим, распределение учебного времени в интернатуре и ординатуре существенно отличаются и фактически индивидуальны в каждом осуществляющем специализацию врачей учреждении, что не позволяет обеспечить унификации уровня профессиональной компетентности, приобретаемого обучающимися.

Явно недостаточной является подготовка интернов и ординаторов по смежным дисциплинам, прежде всего, правовым вопросам, патологической анатомии, основам информационных и коммуникационных технологий.

S-медицинских экспертов через интернатуру и ординатуру не соответствует потребностям государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.

К числу недостатков системы организации непрерывного профессионального развития, прежде всего, следует отнести:

- низкую мотивацию специалистов к повышению своей квалификации, обусловливающую недостаточную преемственность и непрерывность их профессионального развития;

- недостаточное бюджетное финансирование курсов повышения квалификации, высокую стоимость и длительные сроки очных курсов повышения квалификации, а также высокую стоимость участия в научных конференциях и семинарах, отсутствие в связи с этим реальных возможностей направления специалистов на них у учреждений здравоохранения;

- отсутствие перспективного планирования и в связи с этим несоблюдение органами управления и экспертными учреждениями сроков направления специалистов на учебные циклы, учета прохождения экспертами обучения в рамках ДПО;

- проведение циклов усовершенствования без четкой ориентации на решение конкретных профессиональных задач;

- дублирование тем циклов и несогласованность сроков их проведения;

- отсутствие программ дистанционного обучения экспертов и постоянно действующего единого организационно-методического центра, позволяющего с использованием электронно-коммуникационных систем в режиме реального времени оказывать экспертам информационную и консультационную поддержку, проводить им виртуальные конференции, обмен опытом работы и т.п.

Нерешенной проблемой организации как додипломного, так и послевузовского образования в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы является то обстоятельство, что многие кафедры по-прежнему испытывают острую нехватку педагогических кадров (в целом по стране процент занятых должностей составляет 92,5%, при этом штатными сотрудниками – всего лишь 81,2%), прежде всего, имеющими ученое звание и степень (таковые составляют лишь 68% от общего числа преподавателей), а также квалификационную категорию. Еще в недостаточной степени привлекаются к педагогическому процессу наиболее опытные сотрудники государственных экспертных учреждений.

Ряд кафедр до сих пор не оснащен компьютерами и даже проекционной техникой. Прекратилась практика централизованного изготовления наглядных учебных пособий и снабжения ими кафедр. В отдельных случаях из-за нехватки современной учебной литературы обучающимся предлагается пользоваться учебниками и руководствами, утратившими свою актуальность.

Анализ современных тенденций развития профессионального образования, требований процессуального законодательства, предложений, высказываемых авторами многочисленных публикаций, посвященных вопросам совершенствования преподавания судебной медицины в вузе и подготовки судебно-медицинских экспертов, позволил нам выработать собственную точку зрения по этому вопросу.

Формулируя предложения по модернизации преподавания судебной медицины и подготовки судебно-медицинских экспертов, следует, прежде всего, отметить, что основополагающим принципом формирования профессионально-личностной компетенции специалиста в современных условиях является непрерывность, этапность и преемственность образовательного процесса в сочетании с его унификацией.

Реализация этого принципа на практике предусматривает необходимость предельно четко аргументированного формулирования цели обучения, определения его содержания, требуемого при этом уровня усвоения материала, используемых для достижения его методик преподавания применительно к каждому их этапов образовательного процесса.

С учетом того обстоятельства, что согласно действующему процессуальному законодательству к участию в судопроизводстве в качестве специалиста может быть привлечен любой врач, а к производству судебно-медицинской экспертизы, как правило, только врач, имеющий сертификат специалиста по специальности «судебно-медицинская экспертиза», представляется рациональным выделить два уровня профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы – необходимый и достаточный каждому врачу и необходимый только судебно-медицинскому эксперту.

Поскольку в процессе профессиональной деятельности врача, не специализирующегося в области судебной медицины и не являющегося судебно-медицинским экспертом, дополнительное изучение судебной медицины не предусмотрено, приобрести соответствующие знания, умения и навыки по судебной медицине он должен в процессе обучения в вузе. Формирование профессиональной компетентности, необходимой только специалисту врачу судебно-медицинскому эксперту, должно происходить, таким образом, лишь в процессе дальнейшей послевузовской специализации, причем только тех врачей, которые избрали судебно-медицинскую экспертную деятельность в качестве своей профессии. Непрерывное профессиональное развитие специалиста врача судебно-медицинского эксперта должно обеспечиваться рациональным сочетанием периодического обучения по программам ДПО и самоорганизуемого самоусовершенствования.

С этих позиций критериями отбора содержательной части образовательных программ являются:

Для вузовского компонента обучения:

- возможность использования с целью исключения дублирования и, таким образом, экономии учебного времени знаний, уже приобретенных студентом при изучении других дисциплин;

- востребованность знаний, умений и навыков, получаемых на кафедре судебной медицины, в процессе дальнейшего обучения студента в вузе;

- достаточность приобретаемого по завершении данного этапа обучения уровня профессиональной компетентности в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы для осуществления врачом любой специальности регламентированных процессуальным законодательством функций в случае привлечения его к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста либо, с учетом его послевузовской специализации, в качестве эксперта для участия в проведении комиссионных (комплексных) экспертиз;

Для специализации врача как судебно-медицинского эксперта:

- возможность использования с целью исключения дублирования и, таким образом, экономии учебного времени знаний, умений и навыков уже приобретенных врачом в вузе;

- преемственность программ специализации врача как судебно-медицинского эксперта по отношению к вузовскому компоненту обучения судебной медицине и судебно-медицинской экспертизе;

- обеспечение приобретения обучающимся уровня профессиональной компетентности, соответствующего требованиям квалификационной характеристики специалиста врача судебно-медицинского эксперта, учитывающей конкретный подвид (подвиды) экспертной деятельности, который (которые) он самостоятельно будет осуществлять в процессе своей дальнейшей практической деятельности;

Для поддержания и совершенствования профессионального уровня врача судебно-медицинского эксперта:

- соответствие программ требованиям нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию обучения в системе ДПО и НПР;

- преемственность учебных программ с целью исключения их дублирования;

- использование при организации образовательного процесса уже имеющегося у обучающегося профессионального опыта.

Таким образом, вузовский компонент обучения должен быть позиционирован как самостоятельный учебный модуль, включающий преподавание пропедевтики судебной медицины, процессуальных и организационных основ производства судебно-медицинской экспертизы, правовых аспектов профессионального поведения медицинского работника и ведения медицинской документации, интегрированный с учетом междисциплинарных связей в качестве обязательного для изучения предмета в систему подготовки врача любого профиля.

Задача кафедр в этом случае состоит в том, чтобы создать мотивацию познавательной деятельности студентов, заинтересовать их своим предметом, создать наиболее благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного освоения и овладения студентами материалом программы, направлять и координировать их деятельность, при необходимости оказать помощь, наконец, проверить результат.

Наиболее эффективно конечная цель вузовского компонента обучения может быть достигнута путем перехода к продуктивной форме обучения на основе модульно построенной учебной программы, использования методик проблемно-ориентированного обучения, системы зачетных единиц – кредитов и балльно-рейтинговой системы оценки результатов образовательного процесса.

Критериями достижения необходимого уровня профессиональной компетентности по завершении изучения учебной дисциплины «судебная медицина» является приобретение студентом

представления о:

- процессуальных основах назначения и производства судебно-медицинской экспертизы, принципах, структуре и организации деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации;


загрузка...