Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях (12.10.2009)

Автор: Буромский Иван Владимирович

Конкретные пути выхода из сложившейся кризисной ситуации предлагает Болонское соглашение, в частности:

- переориентацию высшего образования с передачи глубоких знаний (знаниевый подход) на формирование компетенций (компетентностный подход), то есть конкретных умений применить усвоенное в процессе обучения на практике;

- создание унифицированной системы послевузовского профессионального образования и непрерывного профессионального развития, позволяющей человеку оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям труда;

- использование в педагогическом процессе новых образовательных технологий, стимулирующих активную самостоятельную познавательную деятельность обучаемых;

- образование путем введения общеевропейских образовательных стандартов и квалификационных характеристик к 2010 году единого образовательного и научного пространства, обеспечивающего профессиональную мобильность обучающихся, специалистов, педагогических и научных кадров.

Первоочередные задачи, стоящие в настоящее время перед отечественной высшей школой, сформулированы в Плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе Высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 гг. В соответствии с этим документом к 2010 году должны быть:

разработаны, утверждены и введены в действие Государственные образовательные стандарты ВПО III поколения, сформированные на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц;

осуществлен переход российской системы ВПО на систему зачетных единиц;

обеспечено внедрение модульных технологий построения образовательных программ ВПО;

введено в действие приложение к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимое с общеевропейским приложением к диплому о высшем профессиональном образовании (Diploma Supplement).

Концептуальным подходом к созданию учебных программ и учебных планов нового поколения становится, таким образом, их соответствие следующим требованиям: их содержание реально может быть качественно усвоено обучающимися за время обучения; будучи усвоено, оно позволяет достичь необходимого уровня профессиональной компетентности применительно к конкретному этапу обучения.

Поставленные в связи с присоединением России к Болонскому соглашению задачи носят универсальный характер и подлежат практической реализации при осуществлении образовательных программ, в том числе, как высшего медицинского образования в целом и каждой конкретной учебной дисциплины, так и подготовки врачей специалистов любого профиля.

Сравнительный контентный анализ соответствующих статей УПК РФ и ГПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ряда других правовых актов и организационно-методических документов позволил нам сделать следующие выводы.

Любой врач, не зависимо от его основной медицинской специальности и дальнейшей более узкой специализации может быть привлечен к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта.

В рамках гражданского и административного судопроизводства юридически, а уголовного фактически, он не имеет возможности отказаться от выполнения функций специалиста, ссылаясь на отсутствие у него необходимых для этого знаний (профессиональной компетенции). Но при отсутствии у него сертификата по специальности «судебно-медицинская экспертиза» он вправе отказаться от производства судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием соответствующих знаний, умений и навыков. Исключение составляют случаи привлечения врача с учетом его последипломной специализации к участию в комиссионной (комплексной) экспертизе, для решения вопросов, касающихся наличия показаний к медицинскому вмешательству, своевременности, правильности, адекватности, полноты и эффективности диагностики, лечения и медицинской реабилитации больного соответствующего профиля, либо состояния его здоровья.

Таким образом, специфика учебной дисциплины «судебная медицина» заключается в том, что сама необходимость ее преподавания в медицинском вузе в качестве обязательного предмета обусловлена требованиями действующего процессуального законодательства. При этом содержание и объем, как вузовского компонента обучения, так и последипломной профессиональной подготовки врача по специальности «судебно-медицинская экспертиза», уровень профессиональной компетенции, который обучающийся должен достигнуть по завершении каждого из этапов обучения, определяются правовым статусом специалиста и эксперта и предъявляемыми к ним законодателем требованиями.

Поскольку изучение судебной медицины врачами, не специализирующимися в области судебно-медицинской экспертизы, в процессе их профессиональной деятельности не предусмотрено, существующий порядок предписывает приобретение каждым выпускником медицинского вуза, не зависимо от основной его медицинской специальности, такого уровня профессиональной компетентности в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, который позволит ему в случае привлечения к участию в процессуальных действиях выполнить на должном уровне функции специалиста либо в оговоренном выше случае эксперта.

С учетом требований процессуального законодательства вузовский компонент обучения (основная образовательная программа) должен включать приобретение студентом, обучающимся по любой из врачебных специальностей:

- представления о процессуальных основах назначения и производства судебно-медицинской экспертизы, принципах, структуре и организации деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации;

- знания правовых и организационных аспектов деятельности врача в случае привлечения его к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста и эксперта, умения применить их на практике;

- базовых знаний, умений и навыков по медицинским дисциплинам согласно Государственному образовательному стандарту ВПО, необходимых для осуществления врачом в оговоренных законом случаях функций специалиста и эксперта;

- представления об основных способах и методах исследования объектов и процессов судебно-медицинской экспертизы, их диагностических возможностях; умения оказать помощь работникам правоохранительных органов при формулировании вопросов, подлежащих разрешению производством судебно-медицинской экспертизы, а также осуществить при необходимости их консультацию в пределах своих специальных знаний;

- представления о механизмах образования и отличительных особенностях повреждений при различных видах внешнего воздействия на человека, экстремальных состояниях и патологических процессах; умения описать имеющиеся на теле человека повреждения и патологические изменения, сориентироваться в отношении механизма, последовательности, давности, прижизненного либо посмертного их образования, способности человека после получения травмы или развития патологического состояния совершать активные целенаправленные действия;

- знания и умения применить на практике правовые и медицинские аспекты констатации смерти человека, установления ее причины, давности наступления, связи с предшествовавшими событиями;

- знания порядка и особенностей осмотра места происшествия и трупа в зависимости от категории, рода и вида смерти; владения методиками выявления, обнаружения, изъятия, упаковки и направления вещественных доказательств биологического происхождения для их последующего лабораторного исследования;

- навыка системного экспертного анализа медицинской документации и сведений медицинского характера, содержащихся в материалах дела.

- умения осуществить медицинское освидетельствование человека с целью фиксации имеющихся у него повреждений и установления степени тяжести причиненного ими вреда здоровью, а также в связи с совершением преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- знания организационно-методических требований и умения осуществить на практике медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ, вызванного ими состояния опьянения;

- навыка составления экспертных выводов;

- знания и умения применить на практике требования, предъявляемые к документальному оформлению производства судебно-медицинской экспертизы.

Уровень профессиональной компетентности, которым должен обладать судебно-медицинский эксперт, регламентирован действующей в настоящее время Квалификационной характеристикой специалиста врача судебно-медицинского эксперта.

Контентный анализ соответствующих законодательных актов, нормативных документов и организационно-методических материалов, результаты проведенного опроса заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины, руководителей государственных судебно-медицинских экспертных учреждений и студентов позволил нам дать следующую оценку существующей системе формирования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы.

Поддерживаемые действующими образовательными стандартами ВПО методика и система организации приобретения профессиональной компетентности в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы все еще в значительной мере отражают требования уже утратившего силу процессуального законодательства. В частности, что именно вуз должен обеспечить подготовку каждого выпускника врачебной специальности, в том числе и как потенциального врача-эксперта, готового на практике осуществить экспертное исследование объектов судебно-медицинской экспертизы.

В связи с этим, по-прежнему, излишне много учебного времени уделяется освоению студентами, например, такого раздела программы, как «Судебно-медицинская экспертиза трупа», и, соответственно, неоправданно мало таким практически значимым ее разделам, как «Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации», «Осмотр трупа на месте его обнаружения», «Судебно-медицинская экспертиза в случае привлечения медицинского работника к ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, совершение профессионального или профессионально-должностного правонарушения».

Хотя не имеющие сертификата по специальности «судебно-медицинская экспертиза» врачи наиболее часто привлекаются к участию в процессуальных действиях именно для осмотра места происшествия (осмотра трупа), на половине опрошенных кафедр проведение практического занятия, посвященного отработке студентами умений и навыков, необходимых врачу в процессе осмотра трупа на месте его обнаружения, до сих пор не предусмотрено.

Несмотря на идентичность обусловленных процессуальным законодательством требований, предъявляемых к профессиональной компетенции любого врача в случае привлечения его к участию в судопроизводстве, нормативно регламентируемая общая трудоемкость учебной дисциплины «судебная медицина» применительно к основным медицинским специальностям существенно разнится (54 часа для специальности стоматология, 126 часов для остальных), фактическая же варьирует от 60 до 135 часов для специальностей лечебное дело и педиатрия, от 80 до 135 часов для специальности медико-профилактическое дело, от 36 до 60 часов для специальности стоматология. Еще большие различия имеются в количестве учебных часов, отводимых в учебных заведениях на практические занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов, в распределении аудиторной нагрузки применительно к конкретным разделам программы и видам занятий.

Данное обстоятельство позволяет говорить об отсутствии единого подхода к организации обучения студентов, без которого не возможно обеспечить рекомендуемые Болонским соглашением необходимую унификацию приобретаемого уровня личносто-профессиональной компетентности (в данном случае в области судебной медицины) и внедрение в практику совместимого с общеевропейским приложения к диплому с указанием количественных характеристик познавательной деятельности студента за время его обучения в вузе, объективно отражающих этот уровень.

До сих пор не нашла повсеместного распространения на кафедрах судебной медицины балльно-рейтинговая система оценки результатов образовательного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитов).

Несмотря на аргументированное несогласие большинства заведующих кафедрами судебной медицины с такой постановкой вопроса, действующие ГОС ВПО предусматривают преподавание судебной медицины на 6 курсе (исключение составляет специальность стоматология), а в качестве итогового контроля по дисциплине – зачет.

Как показывает проведенный нами опрос, типовыми недостатками профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов с точки зрения руководителей государственных судебно-медицинских экспертных учреждений являются незнание врачами процессуальных норм, дефектное оформление медицинской документации, неполное и нечеткое описание в медицинских документах выявленных у пациентов повреждений, необеспечение в необходимых случаях сохранности объектов, подлежащих передаче работникам правоохранительных органов (одежды, изъятого в процессе первичной хирургической обработки и оперативных вмешательств медицинского материала), неправильная упаковка и маркировка вещественных доказательств, изымаемых с места происшествия.


загрузка...