Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях (12.10.2009)

Автор: Буромский Иван Владимирович

- абстрагирование;

- анализ;

- синтез;

- обобщение.

Продолжение таблицы 1.1.

4. этап

Разработка концепции формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы.

Формулирование критериев отбора и предложений по содержанию образовательного процесса применительно к каждому из его этапов. Нормативные, инструктивные и организационно-методические материалы;

Официальные документы в связи с Болонским процессом;

Научные публикации, содержащие теоретические положения и разработки в области теории педагогики высшей школы и организации образовательного процесса в рамках ВПО, ДПО и НПР, в том числе в отношении совершенствования преподавания судебной медицины и организации подготовки и повышения квалификации судебно-медицинских экспертов;

Материалы анкетированного опроса заведующих кафедрами судебной медицины и руководителей государственных экспертных учреждений;

Материалы анкетированного опроса студентов. - сравнительный;

- системно-

структурный;

- абстрагирование;

- анализ;

- синтез;

- обобщение.

Таким образом, в процессе выполнения работы были исследованы:

- теоретические положения и разработки в области общей теории педагогики высшей школы, медицинского высшего и послевузовского основного и дополнительного профессионального образования – 102 источника;

- соответствующие статьи процессуального законодательства, определяющие порядок назначения и производства судебных экспертиз, привлечения к участию в судопроизводстве специалиста и эксперта, их процессуальное положение, права, обязанности и ответственность, общим количеством 125;

- нормативно-правовые акты, ведомственные документы, инструктивные и организационно-методические материалы, регламентирующие и регулирующие организацию обучения студентов медицинских вузов судебной медицине и последипломную подготовку врачей по специальности «судебно-медицинская экспертиза» – 97 источников;

- теоретические положения и разработки в отношении формирования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, организации непрерывного профессионального развития врачей судебно-медицинских экспертов – 124 источника;

- материалы анкетированного опроса заведующих кафедрами (курсами) судебной медицины и руководителей государственных судебно-медицинских экспертных учреждений – 70 анкет;

- материалы анонимного анкетированного опроса студентов – 137 анкет.

Всего в процессе выполнения диссертационного исследования было проанализировано 655 источников информации.

В соответствии с целью и программой исследования при работе с источниками информации был использован комплекс научных методов исследования, включающий методы эмпирического и теоретического уровней исследования, а также общелогические методы и приемы.

Контентный анализ был использован для выделения содержащихся в источниках информации существенных в аспекте проводимого исследования сведений, положений и приоритетов, собственно и ставших предметом дальнейшего их углубленного изучения.

Описание применяли с целью фиксации исходных данных об объекте наблюдения посредством составления рабочих записей, таблиц, графиков и диаграмм.

Исторический метод использовали при изучении концептуальных подходов, системы организации и содержания образовательного процесса, осуществляемого в рамках высшего, а также послевузовского профессионального основного и дополнительного образования, в том числе медицинского, в их развитии с целью более глубокого выявления присущих им закономерностей. Его применение позволило отразить взгляд на образование как на динамически развивающуюся систему, выявить теоретическую и практическую основу изменения образовательной парадигмы и в связи с этим концепции высшего профессионального образования, тенденций его дальнейшего развития за рубежом и в России, появления новых педагогических технологий. Проследить изменения функциональных обязанностей лица, привлекаемого к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста и эксперта, обусловленные произошедшей в стране законодательной реформой, а также изменения номенклатуры основных врачебных специальностей, в рамках которой разрешено послевузовское образование по специальности «судебно-медицинская экспертиза».

Сравнительный метод был применен в качеств способа организации исследований, при которых производился анализ существующих и перспективных подходов к организации образовательного процесса, созданию образовательных программ, определению содержания обучения на каждом из его этапов, используемых при этом педагогических технологий, требований к уровню профессиональной компетентности врача в случае привлечения его к участию в судопроизводстве в качестве специалиста и эксперта.

Абстрагирование использовали для мысленного выделения существенных и несущественных для целей исследования элементов теории педагогики высшей школы и организации образовательного процесса в рамках ВПО, ДПО и НПР, существенных и несущественных связей и отношений этих элементов. Посредством абстрагирования раскрывали содержательную сущность профессионального навыка врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения его к участию в судопроизводстве в качестве специалиста и эксперта.

Системно-структурный метод был применен для анализа связей и отношений образовательного процесса как специального познавательного процесса в системе формирования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы и анализа внутренних связей элементов этого образования, то есть для изучения предмета и объектов исследования с позиций их целостности.

Анкетирование было использовано для получения фактических данных об организации преподавания судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в учреждениях ВПО и ДПО, государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях, обобщения накопленного ими опыта работы, а также для ознакомления с мнением студентов об организации преподавания им судебной медицины.

Статистический метод был применен для оценки и визуализации количественных показателей, полученных в процессе осуществления работы.

Анализ, синтез и обобщение использовали при создании концепции формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, формулировании критерий отбора и предложений по содержанию образовательного процесса применительно к каждому из его этапов.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Анализ литературных источников по теме диссертации дает основание утверждать, что концептуальной основой принятой до недавнего времени во всем мире модели ВПО являлась необходимость приобретения обучающимся за время обучения, прежде всего, максимально глубоких универсальных знаний, обеспечивающих ему известную профессиональную мобильность. Такой подход на протяжении многих лет позволял добиваться значительных успехов в теоретических областях, однако, как принято теперь считать, он же предопределил отставание в прикладной науке и технике, разрыв между тем, чему учат в вузе, и потребностями реальной экономики.

Информационный взрыв, инициированный научно-технической революцией, произошедшей во второй половине ХХ века, привел к тому, что человек стал уже не в состоянии усвоить весь объем знаний, накопленных даже в какой-то одной конкретной области (Н.Н. Костюков, 2007). К тому же акцент на приобретение «знаний на всю жизнь», учитывая ограниченность сроков обучения, неизбежно все больше вытеснял и подменял приобретение обучающимся реально необходимых для его дальнейшей профессиональной деятельности умений и навыков. Слабым местом существующего подхода является также то обстоятельство, что значительная часть приобретаемых в процессе обучения знаний стремительно устаревает, и к тому же, не используясь в практической профессиональной деятельности, быстро утрачивается.

В известной мере изложенное выше обусловило несостоятельность существующей концепции профессионального образования и необходимость в связи с этим ее пересмотра.


загрузка...