Формирование профессиональной компетенции врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в современных условиях (12.10.2009)

Автор: Буромский Иван Владимирович

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Б У Р О М С К И Й

ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА

В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ И СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

14.00.24 – СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный медицинский университете Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научный консультант:

Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских наук, профессор Крюков Виталий Николаевич

Официальные оппоненты:

Член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор

Пиголкин Юрий Иванович

Доктор медицинских наук, профессор Пашинян Гурген Амаякович

Доктор медицинских наук, профессор Бахметьев Владимир Иванович

Ведущая организация:

Государственное общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования»

Защита состоится 17 декабря 2009 года в 11.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 208.070.01 при Федеральном государственном учреждении «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» по адресу 125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д. 12/13.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава» (125284, г. Москва, ул. Поликарпова, д. 12/13).

Автореферат разослан __ ____________ 2009 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат медицинских наук, доцент О.А.Панфиленко

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Перманентное изменение условий и потребностей рынка труда обусловливает необходимость постоянного совершенствования методологии и системы организации профессионального образования.

Особую актуальность проведение научных исследований в этом направлении приобрело после подписания Россией в 2003 году Болонского соглашения о создании общеевропейского образовательного пространства, поскольку вхождение в него предусматривает гармонизацию отечественной высшей школы с системой высшего профессионально образования, рекомендуемой Болонским соглашением и принятой Европейским сообществом (М.А. Пальцев с соавт., 2007). Этот небезболезненный для отечественной высшей школы процесс, несомненно, должен быть хорошо осмыслен и подготовлен, как с учетом уже накопленного странами-участницами Болонского процесса опыта, так и, конечно же, его адаптации применительно к нашим условиям, конкретным традициям образования и науки и национальным приоритетам (М.А. Пальцев с соавт., 2006; М.Р. Бозров, 2008).

Актуальность научных исследований в отношении собственно преподавания судебной медицины в медицинских вузах и подготовки врачей судебно-медицинских экспертов обусловлена, кроме того, еще одним немаловажным обстоятельством.

Конечная цель, содержание и объем, как вузовского компонента обучения, так и послевузовского профессионального образования врачей по специальности «судебно-медицинская экспертиза» в значительной мере определяются требованиями процессуального законодательства, в частности в отношении профессиональной квалификации лиц, привлекаемых к участию в судопроизводстве в качестве специалиста и эксперта, правовым статусом специалиста и эксперта. Эти требования претерпели в ходе законодательной реформы существенные изменения. Тем не менее, до сих пор официально принятой (поддерживаемой Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования) является система формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, созданная в период действия уже утратившего силу процессуального законодательства.

Авторы многочисленных публикаций (А.П. Ардашкин, 1999, 2004, 2006; Г.А. Пашинян 1999, 2001; А.А. Солохин, 1999, 2005, 2007; Е.Г. Колпащиков, 2000; Л.И. Ломакина, 2000, 2005; Е.С. Мишин, 2000, 2006; В.П. Новоселов, 2000; В.С. Призов, 2000; В.В. Смирнов, 2000, 2004; В.И. Акопов, 2004; А.Е. Коцюба, 2004; В.В. Хохлов, 2004, 2006; А.И. Авдеев, 2006; Е.В. Гридасов, 2006; Г.В. Золотенкова, 2006; А.Ф. Кинле, 2006; В.А. Клевно, 2006, 2007; М.И. Круть, 2006; В.Г. Папков, 2006; Б.А. Саркисян, 2006; С.Ю. Сашко, 2006; А.В. Светлаков, 2006; Д.С. Кадочников, 2007; Ю.И. Пиголкин, 2007, 2008; Е.С. Тучик, 2008 и многие другие), сходясь во мнении, что назрела необходимость кардинальных изменений в этом вопросе, тем не менее, не приводят комплексной оценки существующей системы с позиций ее адекватности действующему процессуальному законодательству, мировым тенденциям развития высшего профессионального образования и задачам, стоящим перед отечественной высшей медицинской школой в связи с ее интеграцией в общеевропейскую систему образования.

Вместе с тем, проведение такого анализа и на его основе разработки современной концепции формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы, критериев отбора и предложений по содержанию образовательных программ применительно к каждому из этапов обучения, а также научного обоснования уровня профессиональной компетентности и критериев проверки его достижения для каждого этапа образовательного процесса представляется тем более актуальным и даже необходимым с учетом проводимой в настоящее время работы по созданию новых (III поколения) образовательных стандартов медицинского высшего и послевузовского профессионального образования.

Приведенные выше соображения определили содержание настоящей работы, ее цель, а также призванные обеспечить достижение этой цели конкретные задачи.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Разработать и обосновать методологическую основу (концепцию) формирования, поддержания и совершенствования профессиональной компетентности врача в области судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы с позиций действующего процессуального законодательства и общих тенденций развития высшего и послевузовского профессионального образования.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Разработать в соответствии с целью исследования программу комплексного поэтапного системного анализа изучаемой проблемы.

Провести анализ и систематизацию современных тенденций развития высшего профессионального додипломного и послевузовского образования, стоящих перед отечественной высшей школой задач, связанных с подписанием Россией Болонского соглашения.


загрузка...