ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ (12.09.2012)

Автор: Берёза Наталья Викторовна

Берёза Наталья Викторовна

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Специальности: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами

(сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Шахты 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса»

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Россинская Марина Васильевна

Официальные оппоненты:

Климова Наталья Владимировна - доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»,

профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности.

Шевченко Инна Константиновна - доктор экономических наук, доцент, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», профессор кафедры экономики

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарская сельскохозяйственная академия им.В.М.Кокова»

Защита состоится 13 октября 2012 года в 13-00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.313.02 по экономическим наукам при ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» по адресу: 346500, г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2, ауд.247.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» (г. Шахты Ростовской области, ул. Шевченко, 147, корпус 2), с авторефератом на официальном сайте ВАК: http://vak2.ed.gov.ru и на сайте университета:http:// www.sssu.ru

Автореферат разослан 12 сентября 2012 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Н. Новоселов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современную экономику часто называют экономикой услуг, и это вполне объяснимо, поскольку именно сфера услуг составляет более 50% в объеме ВВП большинства развитых стран. Ежегодно увеличивается объем потребления и номенклатура услуг, сервис – это наиболее активный и инновационный сектор экономики, т. к. сфера сервиса связана с удовлетворением потребностей и наиболее оперативно реагирует на политические, социальные и экономические изменения в обществе.

Смена экономической парадигмы и превращение информации в решающий фактор экономического развития привели к появлению нового сектора в экономике. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), расширение номенклатуры услуг и увеличение объемов производства и потребления информационных услуг оказывает значительное влияние на формы организации бизнеса, механизмы мониторинга социально-экономических процессов и управления развитием регионов, а также сам уклад жизни населения. Также информационные услуги являются удобным инструментом удовлетворения потребностей населения в информации разного рода, поэтому доступность информационных технологий и состояние информационного рынка становятся одним из критериев качества жизни человека. С развитием человеческого общества увеличивается ритм жизни, скорость накопления и объем информации, быстро изменяется конъюнктура рынка, что, с одной стороны, обеспечивает постоянный интерес к информационным услугам со стороны инвесторов, а с другой, делает вложение средств достаточно рискованным. Изучение принципов функционирования рынка информационных услуг, разработка инструментов анализа и прогнозирования приобретают всё большую актуальность. Отрасли, демонстрирующие взрывной рост, несмотря на высокую степень риска, всегда были и являются наиболее привлекательными для предпринимателей с точки зрения получения прибыли. Высокий уровень риска в сфере информационных услуг связан с ускорением развития информационных технологий, регулярным появлением новых технологических решений и высокой вероятностью, что информационный продукт слишком быстро уйдёт с рынка, и понесённые затраты не окупятся. Необходимость снижения неопределённости и уровня риска порождает потребность в постоянном отслеживании тенденций информационного рынка и формализации существующих методов анализа конъюнктуры рынка.

Процесс оказания и получения информационных услуг предполагает принятие решений и выбор альтернатив. Потребители выбирают услуги в соответствии со своими потребностями и возможностями. Производители и посредники выбирают рынки сбыта, а также услуги, которые будут пользоваться спросом, и принесут им прибыль. От того, насколько успешно будет проводиться мониторинг рыночных тенденций, насколько адекватной будет оценка собственных возможностей и оперативной реакция, зависят и степень удовлетворения потребностей потребителей информационных услуг и финансовое благополучие производителей услуг.

Крупные организации могут позволить себе проведение маркетинговых исследований, финансового анализа и составление нескольких бизнес-планов. Существующие на сегодняшний день стратегические информационные системы достаточно дороги, с трудом поддаются интегрированию с используемым программным обеспечением и ориентированы на крупных корпоративных клиентов. У малых предприятий чаще всего выбор видов деятельности и ассортимента оказываемых услуг происходит интуитивно.

Все это свидетельствует о необходимости создания достаточно простого механизма выбора вида услуг именно для производителей услуг и посредников информационного рынка с небольшой численностью работающих в условиях недостатка информации. В связи с этим, исследования состояния и перспектив рынка информационных услуг и разработка методики перспективного планирования деятельности и выбора услуг представляет особую актуальность и имеет высокую практическую значимость.

В. К., Колли Ж. –К., Котлера Ф., Макконелла К. Р., Маслоу А., Новосёлова С. Н., Парасурамана А., Предводителева М. Д., Россинской М. В., Татуева А. А., Трофимова В. В., Тихомирова В.П., Федько Н. Г., Черняевой Р. В., Zeithaml V. A. и др.

Теоретические и практические аспекты формирования и дальнейшего функционирования рынка информационных услуг рассмотрены в трудах следующих учёных: Балуты В.И., Борщева Е. Г., Блюменау Д.И., Бугорского В. Н., Володькина А. С., Делицына Л. Л., Корюшкова А.А., Майорова C.И., Макаровой Н.В., Мамыкина В. Н., Мелюхина И.С., Микешина А.И., Миролюбова А. А., Моисеева Т.В., Павлова А. Ю., Подпругина С.Д., Полукарова Д.Ю., Ракитова А.И., Соколова Р. В., Тамбовцева В.Л., Тихомирова В.П., Трескова С. М., Хорошилова А. В.

Понятие, сущность информации, и её эволюция как экономической категории широко освещены в работах отечественных и зарубежных исследователей - Белла Д., Иноземцева В. Л., Кастельса М., Лавлока С., Петровой Е. А., Подпругина С. Д., Стоуньера Т., Стиглера Д., Эрроу К.

Вопросы управления деятельностью в различных отраслях экономики и разработка стратегий поведения представлены в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как Ансофф И., Грушенко В. И., Недосекин О. А., Полюдова Г. Р., Портер М., Хофер Ч., Чернов В. Г. Важный вклад в разработку показателей информатизации общества и исследование их взаимосвязи с состоянием экономики внесли Кущев В. М., Петрова Е. А., Штрик А.А.

Анализ степени научной разработки данной предметной области свидетельствует, что пока процесс исследования информационного рынка не носит систематического характера, отсутствует системный подход к планированию деятельности в области информационных услуг, что и обусловило выбор темы, предопределило цель, задачи и структуру исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование теоретических и методических вопросов, связанных с функционированием рынка информационных услуг, а также разработка методики текущего и перспективного планирования деятельности субъектов информационного рынка.

В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:

выявить структуру и особенности формирования рынка информационных услуг, место информационных услуг в современных экономических отношениях;

исследовать общемировые тенденции развития рынка информационных услуг, а также особенности, проблемы и противоречия,

провести анализ рынка информационных услуг РФ и выявить недостатки в его функционировании;

на основании проведенных исследований систематизировать предметную область, для чего составить когнитивную карту функционирования рынка информационных услуг;


загрузка...