ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФАНДРАЙЗИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (12.09.2012)

Автор: Тишина Жанна Сергеевна

В работе выявлены функции образовательного фандрайзинга, а именно согласовательная функция - согласования, гармонизация и регулирования потенциально-конфликтных экономических интересов экономических субъектов образовательной деятельности; перераспределительная функция - перераспределения ресурсов для воспроизводства образовательных услуг; информационная функция - как инструмент обратной информационной связи между экономическими субъектами рынка образовательных услуг.

В работе отмечается, что фандрайзинговые технологии по привлечению внешних источников финансирования в некоммерческий сектор гибко встраиваясь в жизненный цикл образовательных услуг, позволяют проводить декомпозицию отдельных финансовых потребностей поставщиков и потребителей образовательных услуг на основе делегированности рисков, финансовых потоков, формируя «смешанные» технологии финансирования образовательной деятельности, позволяя тем самым выполнять согласовательную, перераспределительную и информационную функции образовательного фандрайзинга.

В работе обосновывается вывод, что российский рынок образовательных услуг имеет функциональные ограничения связанные, с одной стороны - с недостатками государственных инструментов финансирования образовательной деятельности, с другой - недостатками рыночного механизма финансирования сферы образования. Все это порождает дифференцированность российского рынка образовательных услуг, не только по их качественным параметрам, но и по количеству различных ценовых и неценовых барьеров предоставления образовательных услуг, что требует развития перераспределительных механизмов межсекторного взаимодействия между государством и некоммерческими организациями на основе образовательного фандрайзинга.

В условиях многоканального финансирования и экономической самостоятельности образовательных учреждений высшей школы ключевую роль приобретает вопрос обеспечения финансовой стабильности организаций в сфере образования, не только за счет собственных, но и смешанных механизмов финансирования таких как проектный фандрайзинг.

1 этап. На основе имеющейся информации о ранее проведенных кампаниях фандрайзинга определяется диапазон возможных пожертвований каждого из пожертвователей (П). С этой целью составляется таблица диапазона пожертвований для каждого из П (табл. 2).

Рассмотрим порядок ее построения для i – го П.

Пусть к i – му П. за помощью обращались Ni раз.

Таблица 2

Диапазон пожертвований для каждого П

№ обращения 1 2 … К i … Ni

Сумма пожертвований, руб. ri1 ri2 … riКi … riNi

Сумма затрат, руб. di1 di2 … diКi … diNi

Реальная сумма пожертвований, руб. ci1 ci2 … ciКi … ciNi

Источник: составлено автором

где riКi – сумма взноса при К i – ом обращении (в случае отказа riКi = 0);

diК i– сумма затрат на проведение К i – го обращения;

ciКi = riКi - diК i , реальная сумма пожертвований при К i – ом обращении.

ri = rimax - rimin. Он разбивается на М поддиапазонов, количество которых определяется разработчиком кампании фандрайзинга.

2 этап. Определяется вероятность пожертвования соответствующей суммы для каждого из П.

По каждому из П имеется определенная статистика, что позволяет, используя методы статистических решений, определить наиболее существенные параметры (характеристики), влияющие на принятие решение на осуществление пожертвований и суммы пожертвования.

,Т – количество пожертвователей) с учетом затрат на проведение кампании фандрайзинга строится гистограмма пожертвований для каждого из участников взносов и определяется вероятность пожертвования соответствующей суммы.

Pij = nij / Ni, (1)

где nij - количество пожертвований определенной суммы в заданном интервале;

Ni - количество обращений.

3 этап. Строится таблица вероятностей возможных пожертвований (табл.3).

Таблица 3

Вероятность возможных пожертвований

Донор Реальная сумма пожертвований, руб.

c1 c2 … cj … cм

Вероятность пожертвования

1 P11 P12 … P1j … P1М

2 P21 P22 … P2j … P2М

I Pi1 Pi2 … Pij … PiМ

Т Pt1 Pt2 … Ptj … PtМ

Источник: составлено автором

где cj - реальная j - ая сумма пожертвований;

Pij – вероятность взноса i – ым донором суммы в размере cj;

Т – количество пожертвователей.

При этом должно выполняться условие

4 этап. Определяются возможные варианты сбора необходимой суммы.


загрузка...