ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (12.09.2012)

Автор: МИХАЛЬЦОВА ЛЮБОВЬ ФИЛИППОВНА

г. Вашингтон, 2012 г., США; Пшемысль, Польша 2012 г.; Мадрид, Испания 2012 г.); 35 международных (Кемерово, 2005, 2010, 2011 гг.; Новокузнецк, 2005, 2006, 2010, 2012 гг.; Москва, 2009, 2010 гг.; Новосибирск, 2005, 2009, 2010, 2012 гг.; Пенза, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.; Екатеринбург, 2008 г.; Санкт-Петербург, 2009 г.; Пятигорск, 2009 г.; Рязань, 2009 г.; Железногорск, 2009 г.; Самара, 2010 г., Таганрог, 2011 г.); 24 Всероссийских (Бийск, 2008 г.; Новокузнецк, 2005, 2009 гг.; Москва, 2003, 2007, 2009-2011 гг.; Новосибирск, 2004, 2009 гг.; Кемерово, 2009 г.; Уфа, 2005 г.; Пенза, 2008, 2009 гг.; Екатеринбург, 2008 г.; Киров, 2008 г.; Красноярск, 2008 г.; Казань, 2008, 2010, 2011, 2012 гг.; Томск, 2010 г.; Магнитогорск, 2008 г.; Стерлитамак, 2009 г.; Челябинск, 2009 г.; Тверь, 2010 г.; Юрга, 2010 г.); 16 региональных (Бийск, 2000 г.; Новокузнецк, 2004, 2005, 2006, 2011 гг.; Новосибирск, 2002-2004 гг.; Курган, 2007 г.; Томск, 2008 г.; Белгород, 2009 г.; Саранск, 2009 г.).

По результатам исследования опубликована 151 работа, в том числе

5 монографий и 18 учебных и научно-методических рекомендаций.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, четыре главы, заключение, библиографию, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» проанализирована проблема формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в отечественных и зарубежных исследованиях, выявлены тенденции, закономерности, принципы, факторы и барьеры этого процесса; рассмотрено методологическое обоснование исследования; изучен генезис базовых понятий исследования, проведен сравнительный анализ ценностно-смысловых ориентаций российских и зарубежных будущих педагогов; определено непрерывное образование как базовое условие формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие.

Приоритетной парадигмой современного образования становится целенаправленная ориентация обучающихся на осмысленный выбор ценностей и стратегий жизнетворчества, подготовка специалиста не только к выполнению учебно-социальных функций, а также формирование его как самоценности, свободной творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить многоаспектность понятия «ценность» в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях. В педагогике ценности выступают нравственным принципом воспитания и способствуют формированию этических отношений с окружающими людьми, являются средством творческого саморазвития и обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов, составляют основу индивидуальных и коллективных суждений и поступков.

Исходя из предмета исследования, понятие «ценность» – это многоаспектная категория самосознания, являющаяся системообразующим компонентом саморегуляции личности и организации педагогического взаимодействия субъект-субъектного характера; она задает внутренние координаты рейтинга приоритетов и формирует личностную значимость отношений будущих педагогов к смыслу жизни, связанной с опытом созидательной деятельности как ориентира (ориентации) нравственного и творческого саморазвития при активной включенности в разные виды творческой образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. Педагогический аспект понятия «ориентация» личности состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей культуры и творчества стал целенаправленным предметом ее осознания в педагогическом процессе творческой образовательной деятельности, основой для формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся с устойчивыми ценностными ориентациями. В данном исследовании интегрированная категория «ценностные ориентации» – это система личностно значимых качеств и идеалов, жизненных стратегических целей и аксиологических приоритетов, которые являются составляющей структуры личности и определяются ранжированием в процессе освоения культуры, творчества и участия в разных видах деятельности в условиях непрерывного образования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить, что ценностные ориентации оказывают системообразующее влияние на развитие и саморазвитие личности. Саморазвитие предполагает совершенствование личностных и профессиональных качеств, которое происходит не на внешнем уровне, а на внутренней неудовлетворенности своим «Я» и инициатором этого процесса является сама личность (В.И.Андреев).

Проведенный разносторонний анализ исследований (Ю.В.Андреева, А.В.Кирьякова, Г.М.Коджаспирова, Н.Е.Мажар, Л.С.Подымова,

В.А.Сластенин и др.) позволил содержательно раскрыть понятие «творческое саморазвитие» как педагогическую проблему, сложное и динамичное осуществление процессов самости будущих педагогов, количественных и качественных изменений, обусловленных личностно значимыми ценностями, восприимчивостью к новому, поиском оригинальных решений по преобразованию «Я-концепции творческого саморазвития», осмыслением процесса и результата творческой педагогической деятельности в условиях непрерывного образования. Изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ научных работ, раскрывающих особенности организации процесса творческого саморазвития, показывает, что креативность в педагогических коллективах образовательных учреждений разного типа расценивается как атрибут и сущностная характеристика профессионализма, приоритетная цель образования, один из базовых компонентов его содержания. Творческое саморазвитие является также процессом интеграции личностно значимых и профессиональных качеств, способностей, профессиональных знаний, умений и успешного опыта активного качественного преобразования внутреннего мира. Отношение будущих педагогов и преподавателей определяется как сотворчество, отношение к культуре, персонифицированное в другом человеке.

Синтезируя разные точки зрения ученых А.В.Кирьяковой,

Е.А.Климова, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, А.В.Петровского, В.А.Сластенина на процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, были выделены его составляющие: положительная мотивация к профессиональной деятельности через личностно значимые ценности, стремление к повышению своего мастерства, творческому саморазвитию и самореализации в разных видах творческой деятельности. Анализ теории и практики по обозначенной проблеме позволил сформулировать ключевое понятие - «формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» как сложный процесс осмысления, выбора ранга и систематизации личностно значимых ценностей, которые ориентируют будущих педагогов на успешное сотворчество и активную включенность в разные виды созидательной творческой деятельности посредством проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» в процессах самости (самопознание, самопрограммирование, самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоанализ, самокоррекция и самопозиционирование) в условиях непрерывного образования, при этом ценности задают содержательную матрицу координат соответствующего вида деятельности, а смыслы – глубину их понимания.

Изученные сущностные положения позволили определить возможность регулирования этого процесса, что предполагало выявление такой системы ценностно-смысловых ориентаций, организации их освоения и присвоения, которая может способствовать изменению мотивации и своего «Я» на основе ценностного отношения к себе, окружающим, будущей профессии, к творчеству, поиска ценностных оснований для самопознания, самопрограммирования, самовоспитания, самообучения, самосовершенство- вания, самоанализа, самокоррекции и самопозиционирования в различных видах образовательной деятельности.

На основе теоретического анализа и ранжированных результатов для осмысленного самоизменения личной деятельности на созидание и творчество, расширение позитивного общения «в творчестве и через творчество» с целью коррекции ранговых предпочтений ценностей была выявлена сложная и динамичная система базовых ценностно-смысловых ориентаций и возможности их формирования для успешного творческого саморазвития с учетом опыта отечественных и зарубежных исследований, которая включает: гуманно-нравственные ценности (внутренняя гармония, альтруизм, толерантность, эмоционально позитивное отношение к себе, людям, миру), ценности сотрудничества (стремление к личностному и профессиональному саморазвитию, способность к созданию научного проекта, обучению новым стратегиям поведения, стремление к максимальной творческой реализации в учебной и внеурочной деятельности, импровизация, интуиция и открытость к общению), ценности ориентации на творчество (стратегия творческого саморазвития, способность генерировать новые идеи, ценность творческого саморазвития, внутренняя мотивация на творческое саморазвитие, креативность, целеустремленность, автономность мышления, поведения и деятельности, высокий интеллектуальный уровень, наличие опыта решения творческих и исследовательских задач), социальные ценности (здоровье, свобода как возможность выбора, стремление к саморазвитию, стремление к самоопределению, умение преодолевать трудности, лидерство).

Во второй главе «Концепция формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования» представлены фундаментальные теории отечественной педагогики и психологии как совокупность положений, раскрывающих в соответствии с принятой методологической основой исследования взаимосвязь цели, содержания, дидактических средств, организационно-педагогических условий, способствующих успешному формированию творческого педагога.

?????;?8

'ния и систематизации ценностно-смысловых ориентаций, способствующих творческому саморазвитию.

Для разработки ключевого понятия «формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие» были реализованы идеи педагогов-новаторов о творческом саморазвитии и мониторинге качества воспитания личности (В.И.Андреев); о многоступенчатости процесса формирования ценностных качеств личности (Е.В.Бондаревская); о пирамиде духовно-нравственных ценностей (Н.Е.Щуркова); о сложном процессе ориентации личности в мире ценностей (А.В.Кирьякова); о творческом опыте как виде содержания образования (И.Я.Лернер), что может быть ориентировочной основой для преподавателей школ, вузов и институтов повышения квалификации, которые намерены реализовать процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на основе опыта творческого саморазвития обучающихся как специфического компонента содержания педагогического образования. Целью концепции формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие является повышение уровня творческого саморазвития будущих педагогов. Ядро концепции составляют закономерности и принципы гуманно-творческой парадигмы формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, что определяет направленность и величину педагогических воздействий в процессе сотворчества.

На основании концептуальных положений, цели формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования, закономерностей и принципов была разработана педагогическая технология. Концепция предполагает реализацию комплекса организационно-педагогических условий: а) непрерывное образование будущих педагогов как постоянное обучение, переход от развития к саморазвитию, от информационного к продуктивному обучению и формированию ключевых компетенций как целенаправленное творческое саморазвитие, интеграция и преемственность обучения; б) дидактическая система, обогащенная ценностно-смысловыми и творческими заданиями при переходе от учебной деятельности к квазипрофессиональной и профессиональной; в) интенсификация процессов самости, которая обусловлена активной и осмысленной включенностью будущих педагогов в творческую деятельность по решению эвристических педагогических задач, свободной интерпретацией и генерированием новых идей в расширенном образовательном пространстве, реализацией инновационных образовательных и социально-значимых проектов с общеобразовательными учреждениями разного типа, в том числе с зарубежными.

Содержание дидактической системы на каждом этапе творческого саморазвития личности включает организационно-методический инструментарий (сотрудничество с образовательными учреждениями разного типа, реализация сквозных программ как преемственность обучения будущих педагогов в статусе: старшеклассник – студент – учитель, учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, учебно-методических пособий, учебно-научно-методических рекомендаций); создание образовательных продуктов: мнемосхем, электронных портфолио творческих проектов, воспитательных мероприятий, рефератов, отчетов студентов по педагогической практике, курсовых и выпускных квалификационных работ, научных статей и научно-методических рекомендаций.

Содержание концепции позволяет реализовывать инновационные и традиционные педагогические формы и методы как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов и «запускать» психологический механизм творческого саморазвития, который представляет собой переживание потребности в разрешении противоречия между наличным опытом осмысления и систематизации ценностей посредством их ранжирования для творческого саморазвития и необходимым педагогическим опытом восприятия и осмысленного решения этой проблемы посредством выявления ее социально-культурно-педагогического контекста.

Концепция содержит критерии результативности, требования к подготовке педагогов, осуществляющих формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в образовательных учреждениях разного типа в условиях непрерывного образования. Результатом сформированности ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие являются новообразования личности будущих педагогов: субъектность, рефлексивность, внутренняя мотивация, система базовых ценностно-смысловых ориентаций, потребности в творческом саморазвитии, целостные знания о ценностях, смысле, значимости и творчестве педагогического труда, ключевые компетенции, «Я-концепция творческого саморазвития», позволяющие значительно повысить уровень творческого саморазвития разных статусных групп в условиях непрерывного образования.

Реализация концепции позволит осмыслить процесс и результат творческого саморазвития, уяснить возможность перехода от изучения основ творчества к практической реализации способностей в разных видах деятельности на основе системы базовых ценностно-смысловых ориентаций.

В соответствии с концепцией в третьей главе «Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования» представлены цели, содержание, реализация педагогической технологии. Под педагогической технологией формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования мы понимаем организационно-методический инструментарий, используемый в процессе творческого саморазвития и представляющий собой комплекс организационно-педагогических условий, определяющих специальный набор и перечень форм, методов, способов, реализация которых способствует достижению запланированных целей.

Основная цель педагогической технологии – это проектирование процесса формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие как субъектов образования с опорой на осмысленные личностно значимые ценности и имеющийся опыт творческого саморазвития в преподавательско-студенческо-школьном сообществе в условиях непрерывного образования. Цели и содержание образования изменяются и обогащаются при переходе участников эксперимента на последующие ступени образования, обеспечивая его преемственность.

Анализ проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие позволил перейти к обоснованию эффективности данного процесса, который представлен в концепции структурно-функциональной моделью. В структурно-функциональной модели просматриваются функциональная связь между ее компонентами и логика построения, определяется содержание деятельности по выявленному комплексу организационно-педагогических условий и их апробация в непрерывном образовании (рис. 1). Сконструированная структурно-функциональная модель включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный, результативный и соответствующие им функции: ценностно-ориентационная, развивающая, организационная, оценочно-корректирующая.

Социальный заказ определяет основную цель непрерывного образования: потребность общества в специалистах, обладающих высоким уровнем творческого саморазвития. Творческое саморазвитие будущих педагогов представлено на каждом этапе процессами самости (самопознание, самопрограммирование, самовоспитание, самообучение, самоанализ, самосовершенствование, самокоррекция, самопозиционирование), проектируемыми посредством «Я-концепции творческого саморазвития».

Функциональные компоненты структурно-функциональной модели формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: комплекс организационно-педагогических условий, этапы, критерии, показатели и уровни творческого саморазвития будущих педагогов - это способы организации модели,

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие

в условиях непрерывного образования

обеспечивающие функционирование, развитие и совершенствование педагогического процесса. Содержательный блок в структурно-функциональной модели является следующим ее компонентом, он представлен дидактической системой на разных этапах профессионального образования, который включает программы дополнительного образования, образовательные учебные программы для старшеклассников и студентов, элективные курсы, программы повышения квалификации учителей в условиях Института повышения квалификации. В соответствии с целью структурно-функциональной модели сформулированы цели и задачи на каждом этапе непрерывного образования: дополнительно-допрофессиональном, дополнительно-профессиональном и послевузовском. Инструментальная оснащенность процесса формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие в методическом аспекте представлена учебно-научно-методическими рекомендациями, учебно-методическими комплексами по разным дисциплинам педагогики, контрольно-измерительными материалами, пособиями и программами, содержание которых обогащено ценностно-смысловыми и творческими заданиями.

Организационно-деятельностный блок модели имеет теоретическое и прикладное значение, определяет участников эксперимента, порядок, организованность, направленность и включенность будущих педагогов в процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (рисунок 2). Педагогические формы и средства формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие, предусмотренные в структурно-функциональной модели включают в себя согласованную деятельность респондентов в процессе творческого саморазвития и представлены в дидактической системе в соответствии с этапами подготовки. Процессуальная часть формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие на каждом из трех этапов – дополнительно-допрофессиональный, дополнительно-профессио- нальный и послевузовский – включает следующие стадии: диагностико-герменевтическую, целью которой является понимание ценности себя как личности и ценности своей будущей профессии, диагностика системы ценностей и творческого саморазвития в условиях микросоциума; эмоционально-смысловую – создание на основе понимания смысла значимости профессии педагога, системы ценностей, осознание ее необходимости для творческого саморазвития, внутренней расположенности к выбранной педагогической профессии; деятельностно-творческую – реализация своей самости через разные виды деятельности с приоритетом креативных компонентов: фантазия, любознательность, оригинальность, новизна и организация сотрудничества с «не такими, как я»; инновационно- рефлексивную – оценка творческой деятельности будущих педагогов, всестороннее обогащение профессиональных компетенций на основе вновь осмысленных ценностей и их коррекция. Содержательное наполнение трех этапов как целостного педагогического процесса имело структурную организацию, включающую изучение исходного состояния и постановку

Рис. 2. Учреждения, участвующие в экспериментальном исследовании по формированию ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов

на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования цели педагогической деятельности, организацию педагогической подготовки к творческому саморазвитию и отбор средств, овладение опытом творческого саморазвития, рефлексию деятельности, способы контроля результатов и постановку новых задач. В результате ценности «проходят через фильтр сознания», дифференцируются на незначимые и значимые, осмысливаются, присваиваются, верифицируются при включенности будущих педагогов в контекст педагогической деятельности и различные виды гуманистического сотворчества, становясь базовыми ориентирами. Цели, содержание и результаты каждого этапа формирования ценностно-смысловых ориентаций

будущих педагогов на творческое саморазвитие подробно представлены в тексте диссертации. Оценочно-рефлексивный блок структурно-функциональной модели представлен выявленными критериями формирования ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие (мотивационно-ценностный, когнитивно-смысловой, деятельностно-творческий, рефлексивно-оценочный) и показателями, положенными в основу уровневой оценки творческого саморазвития респондентов: высокий (творческий) уровень, средний (репродуктивно-поисковый), низкий (адаптивно-репродуктивный).

Особенностью педагогической технологии является моделирование ситуаций творческой деятельности, многообразных педагогических задач, проявление самости в разных видах образовательной деятельности посредством проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» в учебной, квазипрофессиональной и профессиональной деятельности.

Педагогическая технология формирования ценностно-смысловых ориентаций на творческое саморазвитие включает разные виды обучения (контекстное, проектное, проблемное, эвристическое, продуктивное), методы (педагогическое проектирование, концептуализация, эвристическая беседа, генерирование новых идей, эвристический вопрос, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, познавательная игра, учебная дискуссия, создание проблемных ситуаций и др.), средства (аудио и

видеоаппаратура, интернет, интерактивные доски и др.) и формы обучения (проблемные и бинарные лекции, лекции с запланированными ошибками, лекции-погружения, семинары-дискуссии, межгрупповые практические семинары, тренинги, деловые игры, телемосты), формы сотворчества субъектов образования (конференции по обмену педагогическим опытом, аналитические обзоры современных педагогических технологий, семинары-

практикумы по организации и открытию экспериментальных площадок, центров развития личности), интеграция которых соответствует модели динамической деятельности в условиях непрерывного образования: от учебной деятельности к квазипрофессиональной и профессиональной.


загрузка...