Западноевропейский фарфор в контексте культуры XVIII века и проблемы стилистической эволюции (12.09.2011)

Автор: Карякина Татьяна Дмитриевна

В-восьмых, изучение фарфоровых предметов интерьера как элемента синтеза искусств.

В-девятых, выявление иконографической и семантической специфики фарфора барокко, рококо и неоклассицизма.

В-десятых, рассмотрение фарфора XVIII в. как феномена искусства эпохи Просвещения.

Методология исследования. Методы нашего исследования базиру-ются на философских идеях, высказанных ещё мыслителями эпохи Просве-щения и развитых в последующее время, о генетической связи явлений с прошлым и об изменении их в процессе развития.

Междисциплинарный, комплексный подход в разработке поставленных проблем обусловлен тем, что для прояснения культурно-исторического кон-текста развития искусства XVIII в., которое воплощало ведущие идеи эпохи, необходимо учитывать данные других наук – истории философии, истории эстетики, литературоведения, истории театра, а также истории естественных наук века Просвещения с тем, чтобы провести анализ воздействия культур- но-исторических факторов на сложение стилистики фарфора барокко, рококо и неоклассицизма, а также на формирование образных систем в пределах каждого стиля.

Основополагающими в работе стали следующие методы истории искусства:

- формально-стилевой анализ искусства фарфора периодов барокко,

рококо и неоклассицизма;

- рассмотрение произведений в пределах отдельных глав в историчес-

кой последовательности с целью выявления эволюционных стилисти-

ческих изменений в русле поисков на каждом этапе новых средств

выразительности;

- компаративный анализ для определения национальных особенностей

фарфора отдельных стран и своеобразия произведений ведущих

мастеров;

- иконографический метод;

- иконологический анализ необходим для выявления смыслового

наполнения образов и их специфики в разные периоды;

- средства атрибуции, являющиеся результатом нашей многолетней

практической музейной работы с подлинными произведениями фар-

фора XVIII в., в основе которой – знание специфики фарфора разных

стилей и разных стран.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в отчест-венном искусствознании проведено целенаправленное комплексное исследо-вание процесса стилистической эволюции фарфора Западной Европы XVIII в. При этом подробно разработана проблема генезиса в искусстве фар-фора каждого из трёх стилей – барокко, рококо и неоклассицизма. Подобных попыток пока не предпринималось ни российскими, ни зарубежными специа-листами. В результате изучения обширного материала выявлены особенности образной системы фарфора XVIII в. и её изменения при переходе от одного стиля к другому. Максимально полное воплощение стилеобразующих прин- ципов барокко, рококо и неоклассицизма всесторонне проанализировано на примере произведений выдающихся мастеров фарфора разных стран – в скульптуре, живописи, орнаментации, в функциональных и декоративных предметах интерьера. Впервые исследовалась проблема конкретного прояв-ления в искусстве фарфора идей эпохи Просвещения.

В результате многолетней практической музейной работы автором дис-сертации были выполнены атрибуции нескольких десятков произведений за-падноевропейского фарфора XVIII в., среди которых – скульптурные компо-зиции, сервизы, предметы убранства интерьера. Введённые в научный оборот, эти произведения стали важной частью данного исследования.

Обусловленная новым подходом к материалу, учитывающим в равной степени как формальные, так и смысловые аспекты в произведениях фарфо- ра, структура диссертации отличается своеобразием по сравнению с опубли-кованными работами предшественников.

Практическое значение диссертации заключается в новом подходе к аналитическому исследованию обширного материала фарфора Западной Ев-ропы, созданного в течение XVIII столетия. Способ систематизации произве-дений, многоаспектная методология их изучения и приёмы обобщения, раз-работанные автором в данной диссертации, могут быть использованы исто-риками искусства в научной работе в области других видов декоративно- прикладного искусства – художественного серебра, эмалей, ювелирного ис-кусства и др. Обширный фактологический материал, полученные в процессе наблюдений и всестороннего анализа произведений впервые открытые результаты и обобщающие выводы, содержащиеся в диссертации, будут полезны для искусствоведов и историков культуры в изучении искусства барокко, рококо и неоклассицизма, а также при чтении лекционных курсов по истории искусства XVII-XIX вв. (учитывая неостили историзма), в пер-вую очередь, по истории западноевропейского и русского декоративно- прикладного искусства.

Апробация диссертации. Результаты исследования опубликованы в монографии и 32 статьях, список которых приводится в конце автореферата.

По теме диссертации было прочитано более 20 докладов на различных науч-ных конференциях («Лазаревские чтения» в МГУ им. М.В.Ломоносова, «Випперовские чтения» в ГМИИ им. А.С.Пушкина, конференции в Третья-ковской галерее по атрибуции произведений изобразительного и декоратив-но-прикладного искусства, в музее «Царицыно», в МГХПУ им. С.Г.Строга- нова, в НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ). Материалы диссертации используются в лекционных курсах по истории западноевро-пейского декоративно-прикладного искусства на Историческом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Общие методологические принципы, выработан-ные в диссертации, применяются в лекционном курсе по истории декоратив-но-прикладного искусства в МГХПУ им. С.Г.Строганова. Текст диссертации был обсуждён и одобрен на заседании кафедры истории искусства МГХПА им. С.Г.Строганова.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из Вве-дения, семи глав (третья, пятая и седьмая главы состоят из пяти разделов, при этом первые два раздела имеют подразделы-параграфы), Заключения, примечаний и библиографии. Объём основного текста (без списка литературы) 525 страниц.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, обозначе-ны его методы, основные научные проблемы, охарактеризованы особенности структуры работы.

Глава I. Историография. Обзор искусствоведческой литературы включает в себя анализ степени изученности темы (краткое изложение см. выше), историю её исследования, общую оценку работ предшественников и определение места данной темы среди различных проблем истории западно-европейского фарфора XVIII в.

Глава II. Генезис стилистики барокко в западноевропейском фарфоре.

Искусство любой эпохи отражает мировоззрение своего времени. Огромное значение для миропонимания XVII-начала XVIII в. имели великие научные открытия. Галилей и Кеплер приходят к выводу о бесконечности Вселенной. Декарт утверждал, что в основе всех явлений природы – вечные изменения. Лейбницем была разработана динамическая теория мироздания. Натурфилософия воспринимает мир как единую космическую стихию в по-токе бесконечного движения.

Новое представление о мире складывалось и благодаря другим наукам, в частности, географии. В XVII в. изучались земли, открытые в предыдущие столетия. Успешной и результативной была работа в области зоологии и ботаники, которая сопровождалась изданием научных атласов.

Искусство в эпоху барокко развивалось в двух направлениях: религи-озном и светском. Для барокко была очень важна роль контрреформации и католической церкви. Светское направление связано с придворной культу- рой. Яркая праздничность стала нормой жизни аристократии. Однако, наряду с этим нельзя забывать, что в эпоху барокко существовал культ героя. В XVII и XVIII вв. в высших слоях общества всё более явственно стал проявляться интерес к наукам.

Один из главных принципов барокко – это чувство приобщённости к постоянной изменчивости всего сущего. И отсюда – барочная динамика. Вы-сказывания учёных о безграничности мира имеют параллелью в искусстве стремление к передаче глубины пространства. Барокко обращается к драма-тической сложности жизни, к эмоциональным проявлениям внутренней жиз-ни человека. Именно этим проблемам посвящён трактат Лебрена «О методе изображения страстей».

Показательным для искусства барокко стал и трактат Э.Тезауро «Под-зорная труба Аристотеля». Один из разделов здесь посвящён остроумию, ко-торое он определяет как свободную игру образами, в основе которой – мета-фора. Для искусства барокко характерно игровое начало. В определённой степени этим объясняется возникновение феномена «trompe l’oeil».

Для барокко в определённой степени характерно обращение к экзоти-ческим темам, в частности, к восточным. Китайский фарфор вдохновил евро-пейцев на создание собственного фарфорового производства. Успешное изо-бретение твёрдого фарфора явилось результатом разработок не столько Бёттгера, сколько Чирнхауза (саксонского физика и математика), который в процессе поисков решения этой проблемы неоднократно советовался с Лейбницем. После основания Мейсенской мануфактуры было налажено про-изводство фарфора и в других странах Европы.

Среди стилеобразующих факторов для фарфора особую важность име-ет скульптура, и в первую очередь, итальянская. Воздействие произведений Бернини было прямым и косвенным. Оно проявилось и в творчестве Пермо-зера (создателя скульптурного декора Цвингера), и в фарфоровых композициях Кендлера и Эберлейна. В пластике Мейсена наблюдается вли-яние и ещё двух итальянских скульпторов – К.Рускони и Л.Маттиэлли.Опре-делённое воздействие на сложение стилистики европейского фарфора имела парковая скульптура Версаля. На итальянской мануфактуре Доччиа копиро-вали бронзовую пластику М.Сольдани. В фарфоре Вены проявилось влия- ние двух итальянских скульпторов – Джамболоньи и С.Мадерно, а также австрийского скульптора Г.Р.Доннера.

Бесспорным и очень сильным было воздействие на сложение стилисти-ки фарфора так называемой циркулирующей графики. Особенно важна бы-ла роль гравюр Ж.Калло, Ж.Берена, А.Ватто, Ж.-О.Мейссонье, У.Хогарта, Рубенса.


загрузка...