Телевизионные новости в массово-коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально-политического конструирования (12.09.2009)

Автор: Антонов Константин Александрович

? разработка предложений по организации оптимальной модели организации взаимодействия региональных органов власти и СМК;

?выделение перспективных направлений и технологии регулирования массово-коммуникационных потоков на уровне субъекта РФ.

Проблема. Со стороны общества к массовой коммуникации, в связи с ее социально-политической значимостью, предъявляются завышенные требования. В условиях высокого статуса СМК и, в частности, телевизионных новостей, существуют определенные противоречия между общественными ожиданиями и реальной медийной практикой. СМК продолжают выполнять традиционную роль посредника, механизма коммуникативных связей между субъектами социально-политического пространства. В то же время как институт они автономны и подчиняются внутренней логике. Это обстоятельство игнорируется, отсюда формируется предубеждение к деятельности медиа, а их роль демонизируется. Понимание внутренних, скрытых процессов производства медиапосланий позволило бы обществу вырабатывать эффективные механизмы влияния на деятельность СМК.

Хотя анализ массово-коммуникационных процессов вызывает интерес у представителей различных научных направлений, можно говорить о том, что он носит фрагментарный характер. Тот факт, что массовая коммуникация является объектом изучения различных дисциплин, несомненно, расширяет предметную плоскость, но в то же время существенно фрагментирует знание и порождает методологические проблемы. Исследования СМК в социологической парадигме также носят фрагментарный характер. Ограничение исследовательских процедур, объекта и предмета в рамках одной теоретико-методологической матрицы приводит к редукции, и тогда то, что выходит за рамки детерминистической парадигмы, остается неотрефлексированным. Например, если ограничиться изучением функций, то из поля зрения выпадает субъект (его наличные цели и мотивации), система действий (нормативные и рутинные практики) и взаимодействий (обменные процессы и достижение наличных целей субъектов в процессе взаимодействия). Именно эти категории являются ключевыми для данного исследования и являются объектами анализа интерпретивных социологических теорий, в фокусе внимания которых оказываются интерсубъективная основа в выработке социальных значений, которые конструируются и воспроизводятся в процессе взаимодействия индивидов.

Теоретический анализ механизмов социально-политического конструирования медиареальности, проведенный в рамках конструктивистской парадигмы, не отрицающей наличия существенного влияния социальных процессов на субъективные конструкции реальности, позволяет преодолеть известный дуализм в науке.

Гипотеза диссертационного исследования: социально-политическое конструирование медиареальности – феномен, вызванный технико-технологическими изменениями, институциальными и структурными преобразованиями в политике. Социально-политическое конструирование является также взаимодействием, в результате которого различные акторы достигают консенсуса по отношению к конечной области значения. Сконструированная медиареальность задает формы и логику функционирования политики.

Теоретико-методологическая основа исследования. Поскольку категория «общество» редуцируется к понятию «система», а СМК являются его важнейшим элементом, то принципиальными и методологически важными являются работы, в которых предприняты попытки системного и структурного подходов к анализу деятельности СМК, как института. Таковыми являются работы Т. Парсонса, Э. Гидденса, П. Бурдье, Н. Лумана, Ю. Хабермаса. Несмотря на позднюю критику концепции Т. Парсонса, ему удалось обосновать социологическое теоретизирование как законную и важную форму социологической деятельности. Методологически важным для данного исследования является концепция Т. Парсонса о структуре системы и ее взаимоотношениях с другими системами действия, согласно которой, различные социальные структуры выполняют по отношению друг к другу определенный набор функций. В этом смысле СМК рассматриваются как информационная подсистема общества, выполняющая определенный набор функций. В российской науке сторонниками такой позиции являются: Б. А. Грушин, М. С. Каган, В. З. Коган, А. Д. Урсул.

Тенденции к новому теоретическому синтезу, выразившиеся в снижении уровня поляризации научных групп и школ, усилении интегрирования концептуальных аппаратов противоположных парадигм, взаимном поглощении и унификации терминологического инструментария теорий с их дальнейшей трансформацией, отмечены появлением новых «синтезириующих концепций» в социологии: Дж. Александера, П. Бурдье, Э. Гидденса, Н. Лумана, Ю. Хабермаса. При этом концепция Н. Лумана претендует на кардинальное изменение исследовательской парадигмы в социологической теории. По Н. Луману, коммуникация – единственная общественная структурообразующая единица, она конституирована тремя элементами: сообщением, информацией и пониманием. Однако главная проблема этих теорий – согласование феномена социального порядка с теми взрывными, бифуркационными «взломами», характеризующими современные социально-политические изменения.

Признание в них доминирующей роли коммуникации в современных изменениях позволяет диссертанту использовать теоретико-методологические концепты, содержащиеся в этих теориях, в настоящем исследовании и те теоретико-методологические подходы, которые позволяют анализировать локальные, частные аспекты массово-коммуникационных процессов. Такие подходы содержатся в работах: Д. Олтейда, М. Шадсона, Э. Эпштенейна, Л. Ван Зоонен, Н. Постмана, Р. Сноу, Д. Фиска, С. Холла, Н. Фейрклафа, С. Пауэрса, а также российских ученых: Е. Г. Дьяковой, А. Д. Трахтенберг, О. Ю. Кольцовой, М. М. Назарова, Г. М. Бакулева.

В основании диссертационного исследования лежит сочетание интерпретивного, системно-функционального и аналитического методов. Анализ процессов и механизмов социально-политического конструирования телевизионными новостями предполагает различение позиций академического исследователя, эксперта и непосредственного участника.

Эмпирическую базу исследования составляют социологические исследования отечественных и зарубежных исследователей, а также результаты включенного наблюдения, результаты опросов и интервью, проведенные автором, опубликованные в печати; сравнительный анализ выпусков телевизионных новостей в период с 1996 по 2007 год телекомпаний ГТРК «Кузбасс» (Кемерово), ГТРК «Новосибирск» (Новосибирск), ГТРК «Томск» (Томск), ТК «ТВ-«2» (Томск), ГТРК «Центр России» (Красноярск), ТК «ТВК» (Красноярск), ТК «Афонтово» (Красноярск); участие автора диссертации в подготовке репортажей для Дирекции информационного вещания ОАО «Первый канал» с 1996 по 2006 год (всего подготовлено и выпущено в эфир в программах «Время», «Новости», «Доброе утро» более 2000 репортажей, видеоинформаций и интервью); исследование регионального медиарынка, взаимоотношений администрации Новосибирской области и редакции информационного вещания ГТРК «Новосибирск», проведенное автором диссертации для выработки информационной политики Новосибирской области.

Научная новизна исследования.

Автором существенно дополнена имеющаяся в социологии характеристика социального конструирования (П. Бергер, Н. Лукман) и представлена такая разновидность конструирования, как социально-политическое, основанное на внутримедийной специфике производства теленовостей для использования их в публичной политике и частной жизни граждан.

В диссертации представлена концепция социально-политического конструирования теленовостей с помощью специализированных механизмов. Доказана методологическая необходимость рассматривать социально-политическое конструирование в процессе производства медиапосланий как процесс реализации социально-политических практик и социально-политических изменений. Социально-политическое конструирование медиарельности представлено в контексте проблемы взаимодействий различных участников политического процесса, что является основным источником воспроизводства и изменений в политике. Развернутые описания механизмов и процессов производства медиапосланий в социально-политическом конструировании реальности существенно дополняют научные трактовки роли медиареальности в политике.

Типоформирующие факторы медиаформы рассматриваются в широком социально-политическом контексте. Этические проблемы производства медиаформ выводятся за рамки узкого профессионально-нормативного контекста и представляются как зависимый от социально-политических условий рефлексивный процесс. Под воздействием экономических факторов медиапроизводители достигают эффекта демассовизации аудитории, выхолащивая из содержания телевизионных новостей общественно значимые темы. При этом медиа выполняют функцию сохранения баланса и фундаментальных оснований политического порядка при внешнем сохранении демократических процедур.

Медиасобытие представляется как результат достижения консенсуса различных способов интерпретации социально-политической реальности различных участников социально-политического взаимодействия, реализации ими своих наличных целей, социально-политических практик согласующихся с имманентными свойствами медиа и социально-политическим контекстом.

Медиалогика и медиаформат представляют собой не только механизмы, с помощью которых производители медиапосланий структурируют и формализуют содержание события. Они становятся рутинными практиками, с помощью которых политические акторы достигают своих наличных целей в политике. Практики политической деятельности приводятся в соответствие с требованиями медиалогики и медиаформата.

На защиту выносятся следующие положения:

Теоретический анализ механизмов конструирования медиареальности телевизионными новостями строится в пределах, заданных конструктивистским подходом. При таком подходе представители различных теоретических направлений достигают консенсуса в главном – в признании того факта, что медиа не отражают, а конструируют особую медиареальность.

Интерпретация понятия «медиа» позволяющее сделать акцент на технико-технологических факторах средств массовой коммуникации и их влиянии на социально-политические изменения. Технико-технологические свойства телевидения формируют «стиль показа», являющийся структурой, с помощью которой медиа конструируют конечные области значений. Он концентрируется на том, как объективируются субъективные смыслы, и как они интернализуются в сознании индивидов, и, в конечном итоге, экстернализуются в конкретных действиях. Телевизионные новости трансформируют события, влияя на время и пространство через «другое», сканирующее время. В отличие от печатной прессы, телевидение способно обеспечить достоверность и «объективность» любому событию. Это формирует набор механизмов и способов конструирования медиареальности.

Механизмы социально-политического конструирования медиареальности представляют собой совокупность медийных, социально-политических практик и технико-технологических условий производства медиапосланий, посредством которых реально произошедшее событие становится медиасобытием.

Телевизионные новости – продукт иерархизированного производства. На каждой ступени медиаверсия события уточняется, согласовывается с учетом интересов всех участников коммуникативного акта и рутинными правилами производства. При существующей внутренней регуляции производства теленовостей каждый из участников коммуникативного акта привносит в социально-политическое взаимодействие субъективные нормы и правила, которые, возможно, имеют расхождения с профессиональной этикой производителей новостей и отражают вкусовые предпочтения, политические пристрастия. Однако на практике не происходит конфликтов, и итоговая версия события приводится в соответствие с неким нормативным образцом.

Внутренняя логика медиа заставляет медиапроизводителей обращаться к развлекательным стандартам, под воздействием чего частное событие трансформируется в публичное и наоборот. Поскольку выпуск новостей наследует черты телесериала, это сказывается на подходе к освещению политических событий. Они должны подчиняться логике развлечений, драматизма, быть фрагментированы и продолжительными во времени – от выпуска к выпуску представлять собой нарратив, наполненный новыми деталями и персонажами.

Экономический фактор приводит к концентрации в медиабизнесе, конвертации медиаресурса в политический. Доступность телевизионного сигнала для аудитории, идентификация аудитории с электоральной массой побуждают владельцев медиа использовать стратегии удержания и расширения аудитории. Ориентация производителей телевизионных новостей на развлечение и драматизм, поверхностность подачи и изложения определяют форму их подачи. В итоге значительный круг важнейших социально-политических проблем не включается в повестку дня телевизионных новостей.

Идеологический фактор способствует установлению над медиа контроля со стороны политических элит. Тезис о необходимости достижения стабильности социально-политической системы приводит к тому, что в содержании телевизионных новостей превалируют истории, а сами телевизионные репортажи отличаются свойствами повествовательного нарратива, выполненного в соответствии с драматургическими законами. Ответственность атрибутируется к конкретным персонам, что не затрагивает фундаментальные основы сложившегося политического порядка. Существующие демократические нормы не обеспечивают в полной мере защиту от манипулирования и пропаганды в интересах правящей элиты. Тип отношений между политической элитой и медиапроизводителями в России можно охарактеризовать как клиентские, что устраняет конфликты из публичной сферы.

Политический фактор определяет тип и характер производства телевизионных новостей. В конструировании новостного события участвует большой круг персон, в результате чего процесс производства медиапосланий конвенциализируется. Для актуализации своей политической деятельности информационные акторы активно используют медиаформаты. На каждом из звеньев коммуникативной цепи, по которой трансформируется событие из статуса event в статус news, оно достигает солидарности и общей идентичности не только с аудиторией, но и с различными институтами, легитимируя существующий порядок. Наличие оперативной замкнутости, автономии и конструкции не исключают каузальных воздействий извне. Эти воздействия осуществляются не только нормативно, но и операционально, путем прямого участия субъектов политики в производстве медиасобытия.

Внутрикорпоративный фактор или «медиалогика» влияют на то, будет ли событие тематизировано в выпуске новостей, и на его семантику. В современном обществе медиа поставляют форму для взаимодействия индивидов и институтов, в основе которого – логика массово-коммуникационых процессов.

Электронные медиа и телевизионные новости, в частности, виртуализируют политику, сводят рациональные действия к символическим презентациям в телевизионном эфире. Политический процесс трансформируется от прямого участия граждан в совокупность опосредованных действий и акций, которые разворачиваются в символических формах в медиапространстве.

Теоретическая значимость диссертационного исследования

Социологическая концептуализация проблемы социально-политического конструирования медиареальности позволяет преодолеть известный теоретико-методологический конфликт при анализе деятельности и роли СМК в политике, заключающийся в сосредоточении внимания исследователей на противоречии между должным и сущным, что приводит к известной демонизации СМК.

Автором проведен комплексный анализ внутрикорпоративных и технико-технологических, механизмов социально-политического конструирования медиареальности в телевизионных новостях на макро, мезо- и микроуровнях.

Операционализация понятий «медиалогика» и «медиаформат», как совокупность механизмов социально-политического конструирования, конституируемые спецификой электронных СМК, с помощью которых событие трансформируется в новость, а реальная политическая практика приобретает формы телевизионных презентаций; доказательство того факта, что медиаверсия события является результатом взаимодействия различных политических акторов, которые устраняют конфликты и достигают консенсуса, рефлексивность и процессуальность производства медиапосланий являются составной частью концепции социально-политического конструирования.

Концептуально-методологические положения диссертации могут быть использованы как основания для дальнейших теоретических исследований процессов социально-политического конструирования, рутинных медийных практик, взаимодействия участников массово-коммуникационных процессов на стадии подготовки и производства медиапосланий.

Практическая значимость диссертационного исследования

Анализ комплекса механизмов конструирования социально-политической реальности может рассматриваться в контексте операциональных правил производства медиапосланий профессиональным сообществом. Анализ форматов, логики медиа, специфики новостного телевизионного нарратива могут послужить для медиапроизводителей методическим основанием в повседневной профессиональной деятельности.

Для группы «паражурналистов» описание механизмов конструирования социально-политической реальности является основанием для организации эффективного взаимодействия с медиа, реализации своих наличных целей. Понимание многогранности и сложности медиапроизводства всеми участниками массово-коммуникационного процесса в какой-то мере способно избавить их от конфликтов в процессе социально-политического взаимодействия.

Другой группой реципиентов являются представители власти и политических элит. Признание ими того факта, что медиа являются автономными подсистемами, должно привести к воздерживанию от принятия решений и действий, направленных на ограничение этой автономии.

Понимание механизмов социально-политического конструирования медиа может явиться основной медиаобразования, способствующего более адекватному отношению аудитории к продукции медиа.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по социологии массовых коммуникаций, политической социологии, специальных журналистских дисциплин.

Апробация научных результатов


загрузка...