Преодоление подростковой делинквентности средствами креативной педагогики (12.07.2010)

Автор: Савина Надежда Николаевна

Низкий 21 6 4

Низкокреативные (за счет латентной креативности) и высококреативные испытуемые показали скачкообразное развитие креативности, а затем произошла стабилизация в развитии креативности и незначительная динамика. Среднекреативные испытуемые показали определенную динамику, хотя и тяготели к стабилизации. Но главный результат заключается в том, что все испытуемые изменили вектор направленности креативной деятельности в социально одобряемое русло и улучшили качество креативного продукта.

Методом стандартизированного интервью были выявлены социальные ориентиры делинквентных подростков, которые показали позитивные установки. На основе анонимных анкет были выявлены идеализированные образцы креативного поведения, с которыми себя идентифицировали делинквентные подростки. В качестве примера для подражания подростками были выделены взрослые, обладающие мастерством в какой-либо области применения знаний, умений и представляющие собой социально адаптированную личность. Только 8 % делинквентных подростков проявили негативизм, не имели авторитетов.

С целью отслеживания устойчивости изменений в структуре личности делинквентов и приобретенных духовных ценностей, навыков социальной адаптации было проведено лонгитюдное исследование группы добровольцев из 23 человек, которые после окончания школы в 2002 году ежегодно собирались во вторую субботу сентября в школе. Сведения, которые они сообщали о себе, заносились в протокол наблюдения. Все участники группы работают: 4 – в автосервисе (после окончания автомобильного техникума), 7 (из них 3 девушки) после окончания средней школы милиции – в правоохранительных органах, 3 работают в парикмахерской (после окончания ПУ), 5 человек занимаются собственным бизнесом, один из них – художник на телевидении (после окончания художественного училища), один из них поет в церковном хоре, один – проводник на железной дороге, один – компьютерщик-дизайнер (после окончания техникума). Не получили никакого специального профессионального образования двое. Шесть человек имеют собственные семьи, пятеро имеют детей. Один из них привлекался к уголовной ответственности за хулиганские действия, но осужден не был в результате урегулирования инцидента на стадии досудебного разбирательства.

В результате опытно-экспериментальной работы были сделаны выводы:

1). Педагогическая система, основанная на идеях креативной педагогики, позволяет снизить уровень делинквентности подростков и открывает возможности для их успешной социализации.

2). Образование в условиях креативной среды повышает мотивацию к учению, вырабатывает адекватную самооценку личности, актуализирует ее креативный потенциал, способствует личностному развитию.

В заключении приводятся основные выводы исследования:

1. Делинквентность – многоаспектная и комплексная проблема. Исторический анализ отечественной и зарубежной научной литературы и практики предупреждения делинквентности свидетельствует о постоянном сохранении ее актуальности. Главным социальным институтом, призванным предупреждать правонарушающее поведение подростков, на данном этапе развития государства является образовательное учреждение: ПУ, лицей, школа. Впервые именно в школе должны быть замечены девиантные формы поведения ребенка и приняты превентивные меры. Поэтому одной из важнейших задач при решении проблемы предупреждения и преодоления делинквентности является глубокое проникновение в сущность явления и разработка путей его преодоления на самых ранних этапах развития личности.

2. По результатам исследования было установлено, что, кроме экзогенных факторов формирования делинквентного поведения, существуют эндогенные факторы – к ним относятся психическое здоровье, эмоциональные состояния, фрустрация; а также личностные факторы: нейротизм (эмоциональная нестабильность) и психотизм (асоциальная конфликтность). Нами получены непредвиденные результаты исследования: о связи гиперактивности с разными видами криминального поведения сексуального и насильственного характера, что объясняется пограничным состоянием психики подростков, а это значит, требуется отдельное судопроизводство в отношении несовершеннолетних – ювенальный суд. Специализированные суды для несовершеннолетних существовали в России с 1910 по 1917 гг. Мировой судья избирался населением судебного округа из числа педагогов или детских врачей, знающих детскую психологию. Эти суды значительно усилили бы роль воспитательного фактора, обеспечили бы помощь государства в изменении жизни ребенка за счет принятия решений не карательного, а воспитывающего характера без лишения свободы, поручая ответственность за выполнение решения суда определенным лицам и организациям.

3. Педагогически значимо понимание индивидуально-психологических особенностей делинквентных подростков. Нейротизм, психотизм и креативность – это единый комплекс, имеющий системный характер в психике подростка. Изменяя креативные свойства подростка, мы воздействуем на широкую область эмоционально-личностных свойств. Поэтому если развить креативные способности подростка и направить их на решение социально одобряемых задач, то снизится влияние психотизма и нейротизма из-за снижения (отсутствия) уровня эмоциональных проблем, проблем общения и поведения, и, таким образом, в целом делинквентное поведение изменяется в сторону социально приемлемого. Следовательно, креативность становится эндогенным фактором защиты от формирования (развития) делинквентного поведения подростка, а также фактором его успешной социализации.

4. Специфика процесса преодоления делинквентности заключается в том, что первый этап профилактики – предделинквентный – должен начинаться на этапе поступления в первый класс школы с психолого-педагогической диагностики, которая может выявить с помощью надежных и валидных методов факторы риска делинквентного поведения, что даст возможность в условиях предложенной педагогической системы элиминировать факторы риска, спроектировать индивидуальную траекторию развития каждого конкретного ребенка.

5. Креативная педагогика способствует развитию целостной совокупности сильных качеств личности через креативную среду, которая рассматривается как условие и средство воспитания и развития. Своеобразие креативной педагогики заключается в ориентации на свойства личности подростка, ее формирование, развитие в общем соответствии с социальным заказом и в соответствии с природными способностями, индивидуальным креативным потенциалом.

6. Применение на практике педагогической системы по преодолению делинквентности в рамках креативной педагогики подтвердило выдвинутую гипотезу, а отзывы, полученные от педагогов, реализующих предложенную систему, позволили рекомендовать ее для применения в широкой практике образования. Данная система может использоваться и при работе с обычными учащимися как профилактическая и развивающая креативные способности детей.

7. Настоящее исследование позволяет определить ряд приоритетных направлений в стратегии преодоления делинквентности, которые необходимо развивать не только усилиями педагогических коллективов, но всех государственных и общественных структур страны:

- целесообразно, чтобы государство признало приоритетным направлением в области образования и социальной политики социально-педагогическую работу с «трудными» детьми и подростками, так как от этого зависит в определенной мере качество жизни будущего поколения нашей страны. Необходимо привлечение к решению этой проблемы неспецифических субъектов воспитания: учреждений культуры, досуга, спорта, туризма; общественных объединений (профессиональных союзов, добровольных спортивных обществ, объединение автолюбителей, общество любителей животных и т.п.); детских и молодежных организаций, фондов, церковных организаций, которые могли дать возможность для реализации креативного потенциала подростков и развития их личности;

- в целях ранней профилактики создать городские превентивные центры по выявлению детей «группы риска» из неблагополучных семей на стадии предделинквентного поведения, начиная с трехлетнего возраста, с целью выявления задержки психического развития, ранних девиаций, негативного влияния взрослых и оказания квалифицированной помощи в восстановлении здоровья и организации развивающих мероприятий;

- возродить социальный институт шефов на производстве, осуществляющих индивидуально-профилактическую деятельность;

- на региональном уровне необходима разработка и реализация целевых программ повышения квалификации работников образования по вопросам воспитания и обучения делинквентных подростков.

Основное содержание и результаты исследования отражены в 72 публикациях (общим объемом 97,4 печатных листа), главные из которых:

Монографии

1. Савина Н. Н. Педагогические заметки: О некоторых проблемах «трудного детства»: монография / Н. Н. Савина. Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 100 с.

2. Савина Н. Н. Дифференцированное обучение детей «пограничной нормы»: монография / Н. Н. Савина. Сибирское соглашение, 2003. 128 с.

3. Савина Н. Н. Правонарушающее поведение подростков и профилактика преступлений несовершеннолетних: история и современность: монография / Н. Н. Савина. Новосибирск: НГТУ, 2006. 165 с.

4. Савина Н. Н. Креативная педагогика для «трудных»: монография / Н. Н. Савина. Новосибирск: СО РАН, 2008. 380 с.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

5. Савина Н. Н. Психическое здоровье российских школьников по данным учительских опросников в межкультурной перспективе / Н. Н. Савина, М. В. Сафронова, Е. Р. Слободская // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. № 1. С. 32 – 40 (авторские 3 с.).

6. Савина Н. Н. Влияние социально-экономических факторов и школьной приспособленности на заболеваемость и иммунный статус школьников / Г. Г. Князев, Н. Н. Савина, Е. Р. Слободская, К. Б. Юдин // Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 2001. № 3. С. 68 –70 (авторских 1 с.).

7. Савина Н. Н. ЭЭГ — корреляты эмоциональных расстройств и отклонений в поведении у школьников / Л. И. Афтанас, Г. Г. Князев, Н. Н. Савина, Е. Р. Слободская // Физиология человека. 2002. Т. 28. № 3. С. 16–22 (авторских 2с.).

8. Савина Н. Н. Личностные факторы и делинквентное поведение подростков / Н. Н. Савина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2005. Т. 6. Выпуск 1. С. 18–24.

9. Савина Н. Н. Возможности прогнозирования и профилактики подростковой преступности на основе личностных факторов / Н. Н. Савина // Закон и право. 2006. № 8. С.47–50.

10. Савина Н. Н. Отклонения в поведении и эмоциональные расстройства подростков как факторы школьной дезадаптации / Н. Н. Савина, Е. Р. Слободская // Наука и школа. 2006. № 6. С. 45– 48 (авторских 2 с.).

11. Савина Н. Н. Креативность и отклонения в поведении подростков / Н. Н. Савина // Вестник Новосибирского государственного университета. – Серия: Педагогика, 2007. Т. 8. Выпуск 1. С. 30–34.

12. Савина Н. Н. Креативная личность и система обучения / Н. Н. Савина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика, 2007. Т. 8. Выпуск 1. С. 23–30.

13. Савина Н. Н. К вопросу о профилактике преступлений несовершеннолетних / Н. Н. Савина // Законы России. 2006. № 11. С.123–127.

14. Савина Н. Н. Проблемы подростковой преступности в России / Н. Н. Савина // Педагогика. 2007. № 1. С. 33–39.

15. Савина Н. Н. Конфликты в школе – факторы криминализации подростков / Н. Н. Савина // Народное образование. 2008. № 5. С.254-261.

16. Савина Н. Н. Зарубежный опыт преодоления делинквентного поведения подростков / Н. Н. Савина // Образование и наука. 2008. № 3. С. 75–84.

17. Савина Н. Н. Личностные факторы делинквентности / Н.Н. Савина // Философия образования. 2008. № 2. С. 249–255.

18. Савина Н. Н. Анализ причин делинквентного поведения подростков / Н.Н. Савина // Воспитание школьников. 2008. № 10. С. 38–42.


загрузка...