Повторное производство в российском уголовном процессе (12.07.2010)

Автор: Калинкина Любовь Даниловна

7) неподписание протокола следственного действия, других уголовно-процессуальных актов, сопровождающих его производство, лицом, его производящим;

8) проведение следственных действий после истечения срока дознания или предварительного следствия, не продленного в установленном законом порядке.

5. Взгляд на повторное производство через призму его предупредительного, восстановительного и восполнительного характера позволил автору определить круг обстоятельств, являющихся основаниями для возвращения уголовного дела прокурором для производства нового или дополнительного дознания или предварительного следствия, предложить перечень безусловных оснований для принятия указанных решений. Обосновывается необходимость различения нового и дополнительного расследования, которые определяются: новое расследование – это повторное производство дознания или предварительного следствия в полном объеме; дополнительное расследование - это дополнение проведенного дознания или предварительного следствия, восполнение их пробелов в какой-либо части или в каком-либо объеме. Отличия нового и дополнительного расследования предопределяют и различия в их основаниях, сроках для производства, в порядке.

6. При анализе института возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствия его рассмотрения судом следует исходить из того, что это институт стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию, и он, как составляющая данной стадии, должен служить цели и назначению данной стадии быть контрольным и проверочным по отношению к досудебному производству и подготовительным по отношению к судебному разбирательству в суде первой инстанции.

7. Направленность института возвращения уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом на своевременное преодоление всего того, что в конечном итоге может привести к вынесению незаконных и необоснованных судебных решений по уголовным делам, предопределила суть и содержание предложений по совершенствованию положений ст. 237 УПК РФ, а именно: из части первой статьи 237 УПК РФ «Возвращение уголовного дела прокурору» исключить пункт 5 следующего содержания:

«5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные частью пятой статьи 217 настоящего Кодекса», заменив его пунктом 5 иного содержания:

«5) были допущены не устранимые в судебном заседании существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных законом прав участников уголовного судопроизводства, нарушения требований закона относительно структуры, содержания и порядка вынесения итоговых уголовно-процессуальных документов, процедуры досудебного производства создали непреодолимое препятствие для рассмотрения уголовного дела судом и исключают возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения, а устранение таких нарушений не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия».

Дополнить часть первую статьи 237 УПК РФ пунктом 6 следующего содержания:

«6) постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого не соответствует требованиям ст. 171 УПК РФ».

Части 2, 3, 4 ст. 237 УПК РФ изложить в следующей редакции:

«2. В случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, судья обязывает прокурора в срок от пяти суток до одного месяца обеспечить устранение препятствий.

Решение судьи о возвращении уголовного дела прокурору подлежит незамедлительному вручению прокурору, сторонам.

3. На следующий день после истечения установленного судом срока для устранения препятствия рассмотрения уголовного дела судом уголовное дело подлежит обязательному направлению в суд.

4. При согласии обвиняемого уголовное дело, возвращенное судом прокурору для устранения препятствий его рассмотрения, а также уголовное преследование в отношении обвиняемого по данному делу при наличии оснований, предусмотренных ст.25, 26, 28 УПК РФ, могут быть прекращены производством.

В случаях, предусмотренных пп.1 3, 5, 6 ст. 24 УПК РФ, уголовное дело, возвращенное судом прокурору, подлежит прекращению».

8. Обоснована позиция об универсальном характере в качестве основания для всех видов повторения производства по уголовным делам существенного нарушения уголовно-процессуального закона. При этом существенность нарушений уголовно-процессуального закона должна быть определена в зависимости от характера и назначения в уголовном процессе нарушаемой уголовно-процессуальной нормы, от способа нарушения, от его наступивших последствий для участников уголовного судопроизводства, для уголовного дела в целом, для вынесения законных, обоснованных, мотивированных уголовно-процессуальных документов.

9. Разработана и предложена программа для оценки тех или иных нарушений уголовно-процессуального закона в качестве существенных, являющихся безусловными основаниями для того или иного вида повторного производства в виде перечней безусловно-существенных нарушений уголовно-процессуального закона как оснований для повторения того или иного вида производства.

10. Рассматривая заявления и ходатайства в суде как судебные обращения, с помощью которых участники уголовного судопроизводства отстаивают свои права, свободы и законные интересы, предлагается классифицировать их по целевой направленности на ходатайства, направленные на: обеспечение общих условий судебного разбирательства; восстановление законной процедуры судебного разбирательства; обеспечение прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства; полное, объективное и всестороннее исследование доказательств в ходе судебного следствия.

11. Достижению задач повторного производства на стадии судебного разбирательства в суде первой инстанции в уголовном судопроизводстве способствуют, по мнению автора, следующие предложения: 1) отвод судьи, рассматривающего уголовное дело единолично, подлежит разрешению председателем соответствующего суда, а при отсутствии председателя его заместителем; 2) отказ подсудимого от защитника является обязательным для суда при условии добровольности отказа, присутствия защитника при этом и отсутствия вынужденного характера такого отказа; 3) заявление участником уголовного судопроизводства ходатайства вновь возможно вплоть до удаления суда в совещательную комнату для вынесения итогового судебного решения по уголовному делу; 4) по ходатайству вновь вступившего прокурора или защитника суд повторяет допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия; вновь вступившему прокурору предоставляется возможность ознакомиться с изготовленным протоколом судебного заседания; 5) в 3-суточный срок с момента замены защитника необходимо изготовить протокол судебного заседания, предоставив возможность всем участникам уголовного судопроизводства ознакомиться с ним, подать замечания на него, а суд обязан рассмотреть указанные замечания в порядке ст. 260 УПК РФ; 6) постановления, определения об исключении доказательств выносятся в условиях совещательной комнаты; 7) в протоколе судебного заседания обязательно указываются не только результаты действий по исследованию доказательств, но и ход производства таких действий; 8) немотивированный отказ в удовлетворении ходатайства является основанием для его повторного заявления, а повторное решение судьи по заявленному ходатайству должно содержать мотивы, почему судом отвергнуты доводы по заявленному ходатайству со ссылками на нормы федерального закона. Повторные ходатайства могут быть заявлены по новым, ранее не заявленным доводам. Заявление ходатайств по одним и тем же рассмотренным и разрешенным судом доводам не допускается; 9) при рассмотрении ходатайства об исключении доказательства, заявленного стороной защиты на том основании, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ, бремя опровержения доводов, представленных стороной защиты, лежит на прокуроре. В остальных случаях бремя доказывания лежит на стороне, заявившей ходатайство; 10) для дополнения, уточнения или конкретизации ранее полученных показаний, получения ответов по новому кругу вопросов допускается производство дополнительных допросов свидетелей, допрошенных в ходе судебного следствия; 11) ходатайства об исключении доказательств, заявленные в прениях, репликах сторон и последнем слове подсудимого, подлежат разрешению при постановлении приговора и не требуют возобновления судебного следствия.

12. Ускорению рассмотрения уголовных дел судами кассационной инстанции и предотвращению случаев их затяжного характера будут способствовать предложения о внесении в УПК РФ правил следующего порядка: 1) субъекты обжалования судебных решений в течение 5 суток со дня получения почтового уведомления вправе подать возражения на кассационные жалобы и представления; 2) участники стороны обвинения и защиты вправе до направления уголовного дела судом первой инстанции в суд кассационной инстанции изменить или дополнить новыми доводами свои жалобу или представление, а также жалобу подзащитного или доверителя.

13. Статью 376 УПК РФ дополнить частью четвертой, в которой предусмотреть, что в случаях неознакомления ходатайствующих участников уголовного судопроизводства с протоколом судебного заседания и непредоставления им возможности принесения замечаний на него; нерассмотрения замечаний на протокол судебного заседания; неизвещения участников процесса о поданных кассационных жалобах и представлениях; нарушения требований ст.312 УПК РФ о вручении участникам копий принятых и обжалуемых судебных решений и других устранимых препятствий для рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции судья при назначении судебного заседания выносит постановление о направлении уголовного дела в суд первой инстанции для устранения указанных препятствий в 5-дневный срок с момента поступления уголовного дела в суд первой инстанции. При установлении указанных препятствий в судебном заседании суд принимает решение о снятии уголовного дела с рассмотрения и возвращения его в суд первой инстанции для их устранения.

14. В статье 389 УПК РФ следует предусмотреть правило о том, что в случаях, когда в суд кассационной инстанции поступили кассационные жалоба осужденного, его защитника или законного представителя, а также потерпевшего, его законного представителя или представление прокурора тогда, когда уголовное дело уже было рассмотрено по кассационным жалобе или представлению другого участника уголовного судопроизводства, то суд кассационной инстанции направляет уголовное дело председателю суда для возбуждения надзорного производства и передачи уголовного дела для рассмотрения судом надзорной инстанции и проверки законности и обоснованности состоявшихся судебных решений.

15. Видами решений, принимаемых судом кассационной инстанции в соответствии с частью первой статьи 378 УПК РФ, должны также являться решения: 1) об отложении судебного заседания; 2) о снятии уголовного дела с рассмотрения; 3) о приостановлении кассационного производства; 4) о прекращении кассационного производства.

16. Статью 377 УПК РФ «Порядок рассмотрения уголовного дела судом кассационной инстанции» дополнить частью 9 следующего содержания:

«9. Стороны имеют право на письменное изложение доводов своих выступлений в судебном заседании суда кассационной инстанции и право на их приобщение к материалам уголовного дела. В этих случаях суд кассационной инстанции обязан изложить существо этих доводов в кассационном определении с приведением мотивов принятого решения.

Дополнительные доводы в выступлениях сторон в суде кассационной инстанции могут касаться любого из кассационных оснований, по которым сторона просила отменить приговор или иное обжалуемое судебное решение в кассационных жалобах или представлении».

17. Часть 1 статьи 412 УПК РФ «Внесение повторных надзорных жалоб или представлений» дополнить правилом следующего содержания:

«Не допускается внесение повторных надзорных жалоб или представлений одним и тем же субъектом обжалования, по одним и тем же основаниям и тому же лицу, кто уже рассматривал первоначальные надзорные жалобу или представление, – судья, председатель областного и равного суда и другие лица, наделенные правом возбуждения надзорного производства.

Если же надзорные жалоба или представление подаются другим субъектом обжалования, то повторными они не являются. Такие надзорные жалобы или представления для их разрешения должны передаваться тому лицу, кто законом уполномочен отменять решения об отказе в возбуждении надзорного производства и принимать решения о возбуждении надзорного производства».

18. Кассационные и надзорные основания как критерии оценки законности и обоснованности судебных решений должны быть едины, но их содержание должно разниться в зависимости от структуры, содержания и порядка вынесения оцениваемых судебных решений и в зависимости от особенностей тех производств, при проведении которых выносятся судебные решения, в частности, судебные решения в ходе досудебного производства. На оценку правосудности таких судебных решений не может не повлиять учет разного характера процедур, предусмотренных в УПК РФ производств и разный объем и содержание прав и обязанностей участников таких производств.

Изложенное позволяет предложить дополнить статью 409 УПК РФ «Основания отмены или изменения судебного решения, вступившего в законную силу», частью 4 следующего содержания:

«4. Решения судов первой, кассационной и надзорной инстанций подлежат отмене, если:

не выполнены судами первой или кассационной инстанций указания судов кассационной или надзорной инстанций;

нарушены требования УПК РФ относительно структуры, содержания и реквизитов кассационного определения или решения суда надзорной инстанции;

не обеспечены права, свободы и законные интересы участников уголовного судопроизводства в ходе кассационного или надзорного производства».

19. Скорый суд – это судебное производство без неоправданных задержек, это судебный процесс без нарушений норм материального и процессуального закона, отсутствие которых по делу позволяет не только постановить правосудное судебное решение, но и оставить его в законной силе при проверке вышестоящими судами.

Разумный срок судебного производства – это не только соблюдение предусмотренных в УПК РФ уголовно-процессуальных сроков на всем протяжении судебного производства, но и понимание необходимости рассмотреть уголовное дело в такой промежуток времени, который диктуется его обстоятельствами, как-то: содержанием и объемом предъявленного обвинения, числом обвиняемых, потерпевших, свидетелей по уголовному делу, кругом письменных доказательств, предъявляемых сторонами для их исследования судом.

20. В определениях или постановлениях, вынесенных судом без удаления в совещательную комнату и зафиксированных в протоколе судебного заседания, обязательно должны быть ссылки на нормы закона в обоснование принятого решения и мотивы, по которым суд отверг доводы сторон при принятии им приводимого в протоколе судебного решения.

21. Процессуальными способами самоконтроля суда в ходе судебного разбирательства могут служить повторный допрос ранее допрошенных свидетелей, когда остались невыясненными какие-либо обстоятельства или появились противоречия с показаниями других допрошенных в суде лиц; право суда пересматривать свои постановления (определения), выносимые в ходе судебного разбирательства; право суда повторно совершать иные процессуальные действия по исследованию доказательств.

В порядке самоконтроля суду первой инстанции законодательно должна быть предоставлена возможность исправления описок либо по собственной инициативе, либо по заявлению участников уголовного судопроизводства с обеспечением им права на участие в таком судебном заседании.


загрузка...