КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (12.07.2010)

Автор: Абрамовских Наталья Викторовна

- теории профессиональной педагогики, концепции социально-педагогического образования (А.С. Белкин, Н.Ф. Басов, В.Г. Бочарова, К.Я. Вазина, Ю.В. Василькова, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, В.А. Сериков, Т.Н. Третьякова и др.);

- теории интеграции и дифференциации, интегративно-модульного, стадийного обучения (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.С. Гуторов, Н.И. Думченко, Н.Ф. Золотухина, А.М. Коптяев, В.В. Краевский, Л.Д. Федотова, П.С. Хейфец, А.Е. Шильникова, А.Х. Шкляр и др.)

- концепции адаптации и адаптивности, проблем социальной и социокультурной адаптации (Л.Г. Буева, Б.З. Вульфов, В.Я. Осенников, Л.М. Растова, А.А. Реан, Л.А. Челпанова и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями); «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (от 25.10.2001 г.), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (от 17.11.2008 г.); «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (от 04.10.2000 г.), «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. (от 23.12.2005 г.); декларация «Зона европейского высшего образования» (Болонская декларация) (от 19.06.1999 г.); проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 04.02.2010 г.); Программа социально-экономического развития российской федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 г. и 2008-2010 г.) и др.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов: 1) теоретические: а) анализ нормативно-правовых документов об образовании, должностных инструкций и сравнительный анализ нормативно-законодательных документов Российской Федерации; б) историко-педагогический анализ для выявления прогрессивных тенденций развития профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе; в) понятийно-терминологический анализ философской, психолого-педагогической и политологической литературы, необходимый для эксплицирования понятийного поля проблемы; г) системный подход как основа целостного рассмотрения проблемы; д) проектирование как способ выстраивания процесса профессиональной подготовки социальных педагогов и представления его результата; 2) эмпирические: а) обобщение эффективного отечественного и зарубежного опыта профессиональной подготовки социального педагога в вузе; в) организация констатирующего эксперимента по определению уровня компетентности социальных педагогов в вузе, тенденций современного социума; г) проведение формирующего эксперимента по практической реализации концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности; д) организация экспериментальной проверки действенности выделенного комплекса организационно-педагогических условий; е) анкетирование, наблюдение, тестирование, самооценка, рейтинг, экспертные оценки; ж) статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Основные этапы и база исследования. Исследование состояло из четырёх этапов и проводилось с 2002 по 2010 гг. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», ГОУ ВПО «Курганский государственный университет», ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусства», ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

На первом этапе (2002-2005 гг.) осуществлялось осмысление теоретико-методологических аспектов исследования, выявлялось состояние проблемы профессиональной подготовки социального педагога в вузе в научной литературе и педагогической практике. В процессе теоретического осмысления проблемы была изучена философская, политологическая, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по проблеме профессиональной подготовки социального педагога; определялись ведущие позиции исследования (объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, база исследования и т.п.) и его терминологическое поле; проводился констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2005-2007 гг.) уточнялись задачи, гипотеза исследования; применялась теоретико-методологическая основа, интегрирующая детерминационный и интегративно-компетентностный подходы; выявлялись специфика и особенности концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) осуществлялась реализация концепции адаптивной системы, проверка и уточнение полученных выводов, оценка итогов опытно-экспериментальной работы, верификация и совершенствование педагогической концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности.

На четвертом этапе (2009-2010 гг.) обрабатывались и уточнялись итоги полученных результатов; определялась логика изложения материала; осуществлялось обобщение полученных результатов; формулировались выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование.

Научная новизна исследования заключается в решении проблемы адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, ставшей предметом специального научного изыскания, а именно:

Установлено, что положения концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности обогащают научную теорию профессионального образования. Сущность идеи состоит в том, что адаптивная система является важным структурным компонентом педагогического и социально-педагогического профессионального образования, содержание которой отражает современные требования к специалисту, специфику региональной образовательной политики.

Разработано теоретико-методологическое основание и содержание концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности (обоснована идея, совокупность научных подходов; установлены закономерности и выявлены принципы; спроектирована модель, выявлен комплекс организационно-педагогических условий ее реализации).

Определены на основе детерминационного и интегративно-компетентностного подходов положения концепции, которые обеспечивают ее целостность, всестороннее осмысление и практическую реализацию: аспект целостного воспроизводства адаптивной системы, позволяющий конкретизировать сущность образования, обучения, социального воспитания и профессионально ориентированную направленность в их взаимосвязи; аспект мировоззренческого, методологического обогащения социальной педагогики, раскрывающий сущность социальной педагогики как науки, её основные категории, сферы практической деятельности по развитию профессиональной подготовки специалиста, социокультурной адаптации специалиста; понятийный аспект как основа единства интеграции и дифференциации научного знания и сферы практической деятельности будущего социального педагога, способствующий адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности по развитию индивида в социуме; феномено-функциональный аспект, раскрывающий специфику функций адаптивной системы образования в вузе, направленный на формирование компетентности будущего социального педагога по решению проблемы индивида как предмета социально-педагогической деятельности.

4. Выявлено, что модель адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности включает концептуальный, нормативно-содержательный, технологический и эмпирический компоненты, которые способствуют разработке концепции и направлены на достижение прогнозируемых результатов.

5. Обосновано, что успешность функционирования модели зависит от реализации комплекса педагогических условий: использование в процессе профессиональной подготовки инновационного потенциала вуза; фасилитативное управление образовательной деятельностью студентов в вузе; развитие социально-культурного пространства профессиональной деятельности студентов и функций образовательного процесса.

6. Разработан комплекс научно-методического обеспечения, который включает экспериментальные рабочие программы спецкурсов «Самоопределение субъекта социально-педагогической деятельности», «Методологические проблемы развития социальной педагогики» «Моделирование профессиональной деятельности социального педагога по решению педагогических задач»; тренингового спецкурса «Рекламная стратегия самопозиционирования социального педагога»; программы научно-исследовательского объединения «Школа молодого педагога»; разработки Имидж-карты социального педагога и др.

Теоретическая значимость работы определяется научной новизной и результатами выполненного исследования. Представленная работа является теоретико-методологическим исследованием проблем профессионального образования как педагогического феномена, которые решаются в контексте развития педагогической теории и теории профессионального образования. В ходе исследования:

определено понятийное поле адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности посредством уточнения традиционных понятий и введением новых понятий в научный оборот;

использованные в исследовании детерминационный и интегративно-компетентностный подходы вносят определенный вклад в общую и профессиональную педагогику, теорию адаптивной системы образования, так как позволяют осуществить комплексное исследование данной области;

вскрыты основные противоречия подготовки социальных педагогов, которые обозначены как несоответствие результатов подготовки потребностям социально-педагогической сферы; отсутствие крупномасштабных исследований особенностей социокультурной адаптации, обусловливающих характер развития адаптивной системы образования; единообразие в содержательном аспекте подготовки социальных педагогов в вузе в связи со слабой разработанностью вариативных образовательных программ;

выявлены основные и системообразующие функции, направленные на формирование компетентности социальных педагогов: культурно-гуманитарная, гносеологическая, нормативно-технологическая, социализации и профессионализации;

концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности базируется на основе совокупности выявленных закономерностей:

- общепедагогические – адаптивная система зависит от уровня и перспектив социально-экономического и социокультурного развития общества, процессов гуманизации и демократизации в системе социально-педагогического образования, непрерывности социально-педагогического образования;

- дидактические – адаптивная система зависит от вариативности обучения, возможности выбора различных образовательных и профессиональных программ; от необходимости гармонизации профессиональной деятельности социального педагога с личностными особенностями;

- социально-педагогические - цели-ценности адаптивной системы зависят от аксиологических основ социально-педагогической деятельности; от взаимодействия образовательного и производственного процессов в области социально-педагогической деятельности; от перспективных тенденций развития социальной педагогики как науки и профессиональной деятельности;

исходя из закономерностей и принципов, разработана модель адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности, построенная на основе взаимодействия и взаимообусловленности концептуального, нормативно-содержательного, технологического и эмпирического компонентов, что обеспечивает у будущих социальных педагогов компетентность в разрешении социально-педагогических проблем, а также включающая педагогические условия.

Практическая значимость результатов исследования связана с развитием образования в целом, а также с выделением в ней теоретико-методического аспекта адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности. Содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют осознать сущность процессов, характеризующих современный этап развития профессионального образования в целом и адаптивной системы образования как составной части этой системы, оценить их практическую значимость и перспективность.

Создано комплексное научно-методическое обеспечение адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности «Социально-педагогическое образование: теория, методология, практика», «Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с высшим социально-педагогическим образованием» и др.

Разработаны и внедрены экспериментальные учебные программы по дисциплинам «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога» и др., спецкурсы, а также тестовый контроль по изучаемым дисциплинам профессионально-педагогического блока.

Опубликованы учебные пособия «Технологии профессионального образования: методические материалы для студентов очного и заочного отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования», «Профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы: учеб. пособие для студентов очн. и заоч. отделений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», «Социальная работа», магистрантов, аспирантов, обучающихся по пед. специальностям», «Методические рекомендации по подготовке к итоговой Государственной аттестации по специальности «Социальная педагогика»» и др.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в теоретических и экспериментальных исследованиях, при разработке концептуальных и нормативных документов, программ перспективного развития в области профессиональной подготовки, а также при разработке учебных программ и курсов, рекомендаций и пособий для преподавателей и специалистов, студентов вузов и в системе повышения квалификации работников образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены исходными научными позициями в исследовании концепции адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности; логикой и структурированием содержания работы по уровням соподчинения; разработкой методологических, теоретических и методико-технологических основ изучаемого процесса на основе использования понятийно-терминологического аппарата; использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования; результатами внедрения в образовательный процесс высшей школы системы мониторинга профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, ряда спецкурсов и обогащения общих курсов, разработанных на основе педагогической концепции; масштабами организации опытно-экспериментальной работы; итоговой проверкой выдвинутой гипотезы исследования; обработкой результатов исследования методами математической статистики с использованием статистических компьютерных программ.

Апробация и внедрение результатов исслед-вания осуществлялось посредством:

участия в работе международных конференций: «Совершенствование системы социально-педагогического образования в современных условиях» (17 ноября 2005 г., Шадринск); «Социальная работа и социальная педагогика в России и Германии: ведущие тенденции и динамика их развития» (25-26 октября, 2007 г., Астрахань); «Образование в период детства» (28 ноября 2007 г., Москва-Шадринск); «Мир детства и образование» (5-6 декабря 2007 г., Магнитогорск); «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международное образовательное пространство» (9-14 сентября 2008 г., Польша); «Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы» (18-19 сентября 2008 г., Гомель); «Педагогический профессионализм в современном образовании» (18-21 февраля 2009 г., Новосибирск); «Социальное образование: актуальные проблемы и перспективы развития» (21 октября 2009 г., Шадринск); «Классическое университетское образование для XXI века: доступность, эффективность, качество» (30-31 октября 2009 г., Саратов); и др.; всероссийских: «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования» (22 октября 2004 г., Шадринск), «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы» (19-21 декабря 2007 г., Москва); «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы» (2 декабря 2008 г., Москва-Шадринск); «Социальная педагогика: традиции и инновации» (18-21 марта 2009 г., Екатеринбург); «Гуманитарные проблемы современности» (26 мая 2009 г., Тюмень) и др.; межрегиональных: «Социально-психологические проблемы формирования личности в образовательном процессе» (19-20 ноября 2002 г., Шадринск); «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов» (11 марта 2003 г., Челябинск); «Социально-психологические аспекты формирования личности» (30 октября 2004 г., Шадринск); «Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы» (2-6 февраля 2009 года, Петропавловск-Камчатский) и др.;

научной лаборатории Шадринского государственного педагогического института «Оптимизация профессиональной подготовки студентов вуза» (2005-2010 гг.);

руководства научным сообществом учащихся общеобразовательных учреждений г. Шадринска и студентов факультета социального образования Шадринского государственного педагогического института (2007-2010 гг.);

успешного участия по проблеме исследования в конкурсах грантов по заказу федерального агентства по образованию в 2008, 2009 гг. «Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического вуза в сфере социально-педагогической деятельности», «Педагогические технологии формирования профессиональной компетентности студентов вуза в сфере социально-педагогической деятельности» (грант № 2.01.08; № 2.02.09);

публикаций результатов исследования в научных вестниках, сборниках и журналах, в том числе включенных в реестр ВАК РФ;

выступлений на заседаниях кафедры социальной педагогики и социальной работы, педагогики и психологии, профессионального образования Шадринского государственного педагогического института (2001-2010 гг.); педагогических советов и методических объединений базовых общеобразовательных учреждений (2001-2010 гг.).


загрузка...