Развитие коммерческой системы аутсорсинга в сфере строительных услуг (теория, методология, практика) (12.05.2009)

Автор: Синяев Василий Владимирович

Целью компоненты профилактики внутрикорпоративных конфликтов является предотвращение негативного впечатления о компании в глазах общественности, повышение имиджа и рейтинга популярности.

Анализ показывает, что наиболее распространенные причины корпоративных конфликтов, это: нереальные задачи и стратегии корпоративной деятельности; отсутствие интереса сотрудников в качестве исполнения аутсорсинговых программ; отсутствие системы контроля, оценки работы исполнителей и элементов стимулирования.

Для качественного исполнения работ аутсорсинга поставщик услуги должен четко знать систему стимулирования, которая будет функционировать до конца соглашения на аутсорсинг. Как минимум контрактом должны быть учтены факторы риска и доля прибыли, которые стороны разделят между собой. Среди основных составляющих данного принципа следует выделить компоненту морального и материального стимулирования.

Компонента морального и материального стимулирования исполнителей является ценностной составляющей, направленной на высококачественное исполнение аутсорсинговых функций, развитие творческой инициативы и поиска. Этот тонкий инструментарий является решающим в профилактике конфликтов, поддержании инициатив исполнителей в увеличении объемов деятельности, обновлении товарного ассортимента, использовании эффективных форм управления материальным потоком.

4. Принцип оптимального размещения заказов, включающий единство стратегии и тактики реализации аутсорсинга строительных услуг за счет использования основных инструментов маркетинга и логистики для поставки нужных товаров, в нужном месте, в нужный момент. Этот принцип пронизывает все этапы аутсорсинговой деятельности, особенно при реализации управления потоковыми процессами.

Умение делегировать полномочия сторонним организациям становится реальным при гибком использовании сложного механизма аутсорсинга. В итоге компания, как правило, занимает прочное положение на рынках сбыта.

Главной компонентой данного принципа является создание эффективной системы товародвижения. Эффективная система товародвижения позволяет в комплексе выполнять контрактные условия аутсорсинга за счет гибкого использования логистических форм и методов управления материальными потоками, наличия рыночной инфраструктуры, результативных коммуникаций.

5. Результаты исполнения контракта на аутсорсинг имеют отражение в реализации принципа экономической целесообразности.

Основными компонентами данного принципа выступают: рыночная ориентация фирмы в целях своевременного формирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе; единство стратегии аутсорсинга и тактики его выполнения; оценка конкурентного преимущества в условиях свободы предпринимательства и равноправного партнерства; осуществление своевременного контроля и учета.

Компонента контроля и учета способствует осуществлению обратной связи, придает завершенность аутсорсинговому процессу. Благодаря своевременной корректировке планово-управленческих решений, руководство фирмы достигает намеченных результатов. Основными элементами данного принципа являются учет, аудит, безопасность труда, экология.

Контроль как функция управления представляет комплексную деятельность руководства фирмы в целях поиска новых эффективных форм и методов аутсорсинга для завоевания прочного положения на рынке и гибкой адаптации к факторам внутренней и внешней среды. Контроль аутсорсинга направлен на оценку реакции покупателей, выполнение намеченных объемов продаж, получение реального дохода, снижение себестоимости работ и совокупных рисков рыночного участия.

Главным инструментом системы контроля является учет, направленный на регламентирование и упорядочение аутсорсинговой деятельности за счет осуществления измерения, регистрации, сбора и оценки результатов.

Основными слагаемыми учета и контроля являются: наличие информации, ее своевременность, полнота и точность.

Строительная организация при соблюдении перечисленных принципов управления аутсорсингом может принимать оптимальные решения в области логистики по размещению выгодных заказов для стабилизации рыночной устойчивости. В результате организация может получить существенные конкурентные преимущества и увеличить рыночную долю.

Система управления любой компании усиливает конкурентные позиции в результате использования механизма аутсорсинга, прежде всего, на стратегическом уровне в результате фокусирования внимания на основном бизнесе. Это позволяет сократить инвестиции на основные фонды, гибко реагировать на рыночные перемены. Одновременно отпадает необходимость увеличения штата корпоративных работников и появляется возможность получить гарантии профессиональной ответственности, предоставляемые аутсорсером. Но главная выгода сосредоточена в оптимизации затрат по размещению заказов, организации рациональной дистрибуции.

Практика выполнения строительных услуг показывает, что компании редко имеют возможность обеспечения каждого этапа производственного процесса, дистрибьюции, организации закупок и сбыта, а также сервисного обслуживания клиентов. Поэтому так важны поставщики (посредники) конкретных видов услуг(работ). За счет специализации на одном процессе обеспечивается высокое качество и относительно низкие цены.

Для многих российских компаний актуальна проблема модернизации производственных технологий, обновления модельного ряда, продвижения продукции на рынке. В условиях экономии кадровых и финансовых ресурсов предприятия закрывают отдельные производства, оптимально размещая заказы между внешними организациями, за счет чего получают возможность развития приоритетных направлений. При наличии конкурентной среды именно этот фактор является решающим в процессе принятия решения об аутсорсинге.

Специализированная компания - аутсорсер раньше любой отраслевой фирмы знакомится с новыми разработками. Используя аутсорсинг, другие компании получают передовые технологии, не тратя время и ресурсы на их разработку. Успешному использованию инструментов аутсорсинга способствует полная характеристика основных составляющих компонентов его коммерческой системы.

Для выбора прогрессивной формы аутсорсинга необходимо дать полную характеристику классификационным признакам.

Принятию взвешенных решений по использованию услуг аутсорсинга будет способствовать классификация, разработанная в диссертации и представленная в таблице 1.

В условиях открытости и глобализации мировой экономики особую значимость приобретает признак «сетевая интеграция», который отражает современную философию аутсорсинга в сфере строительной индустрии. Этот признак интегрирует в себе такие подпризнаки как: организационная форма управления; модель интеграции; территориальный; специализация и время интеграции.

Данная форма сетевой интеграции позволяет сохранять стимулы к развитию, связанные с сохранением конкуренции между участниками сети, одновременно сочетая интенсивное сотрудничество в тех направлениях, где оно приводит к совместной пользе. Это дает участникам сетевой интеграции дополнительную возможность осуществлять быстрый переход на новые технологии, продукты, услуги с использованием единых корпоративных стандартов в целях оптимизации затрат и увеличения доходов.

3. Определена методология использования маркетинговых исследований для обоснования комплекса услуг необходимых строительной организации в целях передачи части их на аутсорсинг.

Для организации процесса сбора и обработки маркетинговой информации необходима исследовательская инфраструктура, к которой относятся:  специалисты, обладающие опытом работы, а также технический персонал, обеспечивающий процессы формирования (перераспределения) информационных массивов; интервьюеры и система управления, контроля за их работой; методические разработки по обеспечению процедур сбора, обработки информации; материальная база, позволяющая реализовывать процедуры. При этом большое значение имеет специальное программное обеспечение для ввода, обработки и вывода результатов опросов; вспомогательные информационные массивы.

Методические приемы исследования рынка строительной продукции могут быть представлены тремя разновидностями: 1) общенаучные методы, включая системный анализ, программно-целевое планирование, комплексный подход; 2) прогностические методы, включая деловые игры, экономико-математическое моделирование, теорию вероятности; 3) методические приемы, заимствованные из таких областей знаний, как психология, экология, эстетика, социология и др.

Таблица 1.

Классификационные признаки аутсорсинга

Признаки Содержание

1. Отраслевой промышленный, строительный, торговый, туристический, правовой

2. Виды услуг логистические, маркетинговые, производственные, информационные, консалтинговые, рекрутские (управление персоналом)

3. Полнота передачи контроля за частью бизнеса максимальный, частичный, совместный, промежуточный, трансформационный

4. Область применения профессиональный, производственно-технологический, финансово-административный, географический

5. Доля капитала компании-аутсорсера дочернее предприятие, совместное предприятие, доля капитала в компании партнера

6. Время исполнения заказов долгосрочный, срочный (на разовой основе), сезонный

7. Формы организации

аутсорсинга внутренний, внешний, совместный, глобальный

8. Сетевая интеграция организационная форма управления, модель интеграции, территориальный признак, специализация, время интеграции

Примером успешного осуществления проекта аутсорсинга на инвестиции и строительство в сфере загородной недвижимости могут быть маркетинговые исследования, которые выполнялись при участии автора в 2006-2007гг. в рамках договора на аутсорсинг между заказчиком - «Наш дом» и аутсорсером - строительной компанией «Валекс» (Приложение 1).

Результаты опросов наглядно показали основные направления развития городов Подмосковья, которые позволят повысить привлекательность жилой недвижимости для покупателей: развитие транспортной инфраструктуры, улучшение транспортного сообщения с Москвой; сохранение доступного для массового покупателя ценового уровня; сохранение благоприятной экологической обстановки; развитие социальной инфраструктуры; дальнейшее нивелирование различий между Московской и Подмосковной; пропиской: обеспечение московских и аналогичных московским льгот.

Об активном развитии сегмента коттеджных поселков в последние годы свидетельствует и рост числа компаний, занимающихся строительством и реализацией коттеджных поселков. В 2007году по отношению к 2006 году он составил почти 22% (106 компаний против 87 компаний).


загрузка...