Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва (12.05.2009)

Автор: Семенова Надежда Борисовна

3,0 (3,0 – 4,0)

5,0 (5,0 – 5,0)

12,0 (10,0 – 13,0)

4,0 (2,0 – 5,0)

3,0 (3,0 – 4,0)

4,0 (4,0 – 5,0)

10,5 (9,0 – 12,0)

>0,05

>0,05

<0,001

*Статистическая значимость различий проведена с помощью U-критерия Манна-Уитни

При исследовании психических функций у детей, проживающих на территории тяжелого йодного дефицита в динамике, спустя 4,5 года после начала йодной профилактики, отмечается улучшение показателей умственной работоспособности и внимания. Школьники обрабатывают большее количество знаков при выполнении методики «Кодирование», по сравнению с первым обследованием (М=23,8 и М=19,6 соответственно, p=0,008).

Однако существенного улучшения других показателей интеллектуально-мнестической деятельности не наблюдается. Показатели механической памяти остаются на прежнем уровне (М=7,7) относительно показателей, полученных до начала йодной профилактики (М=7,4, p>0,05). При анализе операционального компонента мышления существенного улучшения интеллектуальных функций не отмечается. Это касается способности к логическому мышлению, что подтверждается отсутствием положительной динамики при повторном выполнении рисуночного теста Силвер (Ме=11,0, ИКИ=9,0-12,0), по сравнению с результатами, полученными до начала йодной профилактики (Ме=10,5, ИКИ=9,0-12,0, p>0,05). Не происходит улучшения и аналитико-синтетической функции мышления, что подтверждается отсутствием улучшения выполнения задания «Классификация картинок» из теста Отиса-Леннона в динамике (Ме=7,0, ИКИ=6,0-9,0), по сравнению с результатами, полученными до начала йодной профилактики (М=7,0, ИКИ=7,0-8,0, p>0,05). Полученные результаты свидетельствуют о том, что введение препаратов йода приводит к улучшению функционального состояния ЦНС, но нарушения структур головного мозга, которые произошли внутриутробно, являются необратимыми.

Этнические особенности самосознания и системы жизненных ценностей тувинских старшеклассников

Немалая роль в формировании психики принадлежит культурально-этническим особенностям психических процессов, которые обеспечивают успешность психической адаптации в системе человек-среда. Для выявления роли культурально-этнических факторов в формировании психического здоровья тувинцев и влияния их на психическую адаптацию личности мы изучили особенности самосознания тувинских старшеклассников с трех позиций (тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?»): с позиции социально-ролевой идентичности, с позиции «Я-концепции» и с временной позиции (таб. 10).

Самосознание тувинцев является продуктом коллективистской культуры, т.е. культуры традиционного типа, в которой человек с самого рождения интегрирован в сплоченные группы, защищающие его. Личность в таких культурах рассматривается как принадлежащая группе, видящая смысл жизни в социальных связях, идентификации с группой и разделении общего образа жизни. Подтверждением этому служит показатель социально-ролевой идентичности, который у тувинских старшеклассников выше, чем у русских (р=0,03).

В своих высказываниях тувинцы часто актуализируют систему межличностных взаимоотношений с окружающими людьми (родителями, братьями и сестрами, близкими друзьями, учителями и др.). Распространенность таких высказываний у тувинцев, проживающих в сельской местности, составляет Ме=1,0 (ИКИ=0,0-3,0).

Таблица 10

Самосознание тувинской и русской молодежи (Ме, ИКИ)

Структура самосознания Тувинцы Русские

1. Поселки 2. Кызыл 3. Кызыл 4. Красноярск

Образ «Я» с позиции самоопределения

Я- социальное 2,0 (1,0-4,0) 2,0 (0,0-3,0) 1,0 (0,0-3,0) 0,0 (0,0-1,0)

р* р1-2>0,05; р2-3>0,05; р3-4=0,03

Структура «Я»-концепции

Я-рефлексивное 7,0

(3,0-12,0) 4,0

(2,0-8,0) 14,0

(10,0-17,0) 14,0

(10,0-17,0)

р* р1-2=0,006; р2-3<0,001; р3-4>0,05

Я-потребности 5,0 (1,0-9,0) 8,0 (4,0-11,0) 2,0 (0,0-4,0) 2,0 (0,0-5,0)

р* р1-2<0,001; р2-3<0,001; р3-4>0,05

Я-физическое 1,0 (0,0-2,0) 0,0 (0,0-1,0) 1,0 (0,0-1,0) 1,0 (0,0-1,0)

р* р1-2<0,001; р2-3<0,001; р3-4>0,05

Образ «Я» с временной позиции

Я-идеальное 1,0 (0,0-2,0) 2,0 (1,0-4,0) 0,0 (0,0-0,0) 0,0 (0,0-0,0)

р* р1-2<0,001; р2-3<0,001; р3-4>0,05

Я-реальное 19,0

(16,0-20,0) 18,0


загрузка...