Закономерности формирования психического здоровья детей коренного населения Республики Тыва (12.05.2009)

Автор: Семенова Надежда Борисовна

В сфере восприятия у детей, проживающих на территории тяжелого дефицита йода, наблюдаются особенности перцептивных процессов, свидетельствующие о нарушении межсенсорной интеграции. Выявленные нарушения имеют парциальный характер. Это проявляется недостаточностью перцептивно-моторной сферы (в ходе выполнения теста зрительно-моторного гештальт-теста Л. Бендер отмечается увеличение количества ошибок и неточностей при копировании геометрических фигур) при сохранной способности к восприятию и пониманию отношений горизонтальности-вертикальности, что подтверждается результатами выполнения теста Р. Силвер (таб. 8, 9). Недостаточность перцептивно-моторной сферы приводит к нарушению формирования всех других психических процессов, которые строятся на базе наглядно-действенного отражения действительности, в частности затрудняет обучение ребенка чтению и письму.

Таблица 8

Результаты выполнения зрительно-моторного теста Л. Бендер у детей, проживающих на территориях с разным йодным обеспечением (М, 95% ДИ)

Вертхеймера Количество ошибок и неточностей при копировании фигур

??????????ј

?l???0??-?

?l???0??-?

?l???0??-?

?l???0??-?

???????????

?????????(?

?????????(?

?????????(?

?\???????

????E???

????????¦

3,7) 3,3 (2,5-4,0) >0,05

Фигура 1 0,9 (0,6-1,2) 1,3 (0,8-1,7) >0,05

Фигура 2 4,7 (4,1-5,3) 5,7 (4,0-6,5) =0,02

Фигура 3 5,7 (4,8-6,5) 7,5 (6,7-8,4) =0,007

Фигура 4 1,7 (1,2-2,2) 2,9 (2,2-3,6) =0,01

Фигура 5 2,1 (1,6-2,7) 3,7 (2,9-4,5) <0,001

Фигура 6 2,2 (1,6-2,7) 2,3 (1,7-2,8) >0,05

Фигура 7 4,1 (3,3-4,8) 5,5 (4,5-6,5) =0,03

Фигура 8 1,4 (0,9-1,9) 3,3 (2,6-4,04) <0,001

Общие тенденции 1,4 (0,7-2,1) 1,1 (0,6-1,6) >0,05

Общий балл 27,3 (24,6-30,1) 36,2 (33,3-39,1) <0,001

*Статистическая значимость различий проведена с помощью U-критерия Манна-Уитни

В операциональной сфере мышления у детей, проживающих на территории тяжелого йодного дефицита, выявлено снижение аналитико-синтетической функции мышления, что подтверждается невысокой результативностью выполнения методики «Классификация картинок» из теста Отиса-Леннона OLSAT. Кроме того, определяется снижение логического, или рационального, мышления, что подтверждается снижением способности к построению пространственной последовательности при выполнении теста Р. Силвер (таб. 9).

Таблица 9

Результаты выполнения интеллектуальных тестов детьми,

проживающими на территориях с разным йодным обеспечением (Ме, ИКИ)

Задания Легкий и умеренный дефицит йода (n=175) Тяжелый дефицит йода (n=61)

OLSAT 8,0 (6,0-8,0) 7,0 (7,0-9,0) =0,006

Тест Р. Силвер:

- понятие горизонтальности

- понятие вертикальности

- понятие последовательного порядка

Общий балл

4,0 (2,0 – 5,0)


загрузка...